АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Реферат. ВОЗБУДИТЕЛИ ФУЗАРИОТОКСИКОЗА

ВОЗБУДИТЕЛИ ФУЗАРИОТОКСИКОЗА

 

 

Fusariotoxicoses

Фузариотоксикозы (Fusariotoxicoses) — алиментарные микотоксикозы, вызываемые грибами рода Fusarium или их токсическими метаболитами, содержащимися в кормах. Отравление животных наблюдают при пастьбе по стерне осенью или на лугах с молодой травой ранней весной после заморозков. Грибы рода Fusarium относятся к порядку гифомицетов (Hyphomycetales), несовершен­ных грибов (Fungi imperfecti), семейству Tuberculariaceae.

В настоящее время выделено три типа фузариотоксикозов: спортрихиеллотоксикозы, фузариограминеаротоксикозы и фузарионивалетоксикозы, возбудителями которых являются соответственно F. sporotrichiella, F. graminerum, F. nivale.

Фузариотоксикозы — малоизученные тяжело протекающие заболевания сельскохозяйственных животных, вызываемые растительными кормами, пораженными токсичными грибами из рода Fusarium.

Заболевают крупный и мелкий рогатый скот, свиньи, лошади и птица. Отмечены случаи тяже­лых алиментарных токсикозов у человека.

Заболевание протекает остро, подостро и хро­нически. Клиническое течение проявляется различ­но в зависимости от степени токсичности и коли­чества съеденного животными корма.

Наиболее изучены фузариотоксикозы, возни­кающие от видов Fusarium секции Sporotrichiella. Роль других видов в алиментарных токсикозах окончательно не выяснена, однако не исключено, что некоторые из них также опасны для живот­ных.

В экспериментальных условиях заболевание воспроизведено на мелких животных (кроликах, морских свинках, белых мышах, птице, кошках) и на крупных (крупном и мелком рогатом скоте, лошадях, свиньях и собаках).

Органолептически болезнетворные корма часто не отличимы от доброкачественных. В случае, если в образцах обнаружены щуплые морщинистые светло-серые или розовато-красные зерна, можно предположить поражение зерна фузариумами (рис.1). При высеве зерен, пораженных фуза­риумами на агар Чапека в чашки Петри развива­ются пышные или стелющиеся, белые, желтоватые или розоватые колонии (рис.2). Из колоний де­лают отсевы и пробирки с картофельным агаром.

Образовавшиеся спороношения в чистых куль­турах микроскопируют и по морфологии макроко-       

 

Рис.1а.     Зерня   пшеницы,    пораженные    фузариумами.

 

 

Рис.1б.  здоровые зерна пшеницы

 

 

нидий, наличию и отсутствию микронидий и хламидоспор, а также по их форме определяют фу-зариумы до вида. Дополнительной характеристикой изолятов фузариумов может служить образо­вание склероциев и пигментация при культивиро­вании их на зернах риса.

Зерно, пораженное видами Fusarium секции Sporotrickietla и др. в период вегетации, растяну­тых сроков уборки зерновых культур, при исполь­зовании   в   корм   свиньям   может   вызвать у них

 

 

Рис.2. Колонии фузариумов, развившиеся на зернах пшеницы, высеянных на агар Чапека. Рост при 22—24°.   Возраст 5 суток.

 

массовые заболевания, часто с летальным исхо­дом. Зарегистрированы случаи заболевания и у птицы.

Крупный и мелкий рогатый скот чаще заболе­вает при выпасе поздней осенью на полях с остат­ками зерновых культур после выпадения обильных осадков. Этиология этого заболевания впервые установлена в СССР в 1955 году (А. X. Саркисов с сотрудниками).

Фузариотоксикоз овец также возникает после выпаса их на зимних пастбищах и скармливании сена, пораженного токсическими фузариумами.

У лошадей фузариотоксикоз наблюдают при скармливании им грубых кормов (солома, сено) или концентратов (проращенный овес и др.), по­раженных F. sporotrichioides и другими видами Fusarium.

По новой классификации В. И. Билай секция Sporotrichielta представлена одним видом F. sporotrichiella Bilai с разновидностями: F. sporotrichieila var. poae; F. sporotrichietla var. sporo­trichioides; F sporotrichiela  var.  tricinctum и др.

Морфлогия. У грибов рода Fusarium мицелий несептированный, хорошо развит, белого, розового или красного цвета. Микроконидии одноклеточные, с одной или тремя перегородками, овальные, яйцевидные, грушевидные или лимоноподобные, иногда шаровид- ные или веретенообразные. Образуются на воздушном мицелии и располагаются на конидиеносцах в виде головок или цепочек, длиной 3—6 мкм (рис.4).

Макроконидии многоклеточные (3—9 клеток), веретеновидно-серповидные, часто с ножкой у основания, с верхушечной клеткой, большей частью сильно согнутой или постепенно утолщающейся, заостренной или притуплённой. В воздушном мицелии они обра­зуются на конидиеносцах или в спородохиях.

Хламидоспоры шаровидные, грушевидные, яйцевидные, однодвухклеточные, располагаются цепочкой или клубочком на концах гиф (терминальные) или по ходу мицелия (интеркалярные). Образуются в гифах мицелия, в строме, конидиях, конидиеносцах. Цвет их коричневый. Строма окрашена в желтый, розовый, красный, коричневый цвета.

 

Рис.3. Макроконидии гриба Fusarium. x 9000

 

Некоторые представите­ли этого рода имеют и сумчатые стадии.

Клинико-гематологическая и патолого-анатомическая картины.

Крупный и мелкий рогатый скот. Симптомы заболевания проявляются быстро, иногда в первый день после возвращения животных с пастбищ а. Полный отказ от корма, угнетение, расстройство движений, общая мышечная дрожь, стоны, скрежетание зубами, западение глаз в орбиты. Температура тела нормальная или пониженная Дыхание напряженное, сердечная деятельность ос­лаблена, жвачка отсутствует, атония рубца, иног­да понос. В тяжелых случаях наблюдаются паре­зы и паралич (рис.4).

При вскрытии павших животных обнаружива­ют переполнение рубца, наличие геморрагического диатеза, массивные кровоизлияния под эпикардом и в эндокарде (рис.6), дегенеративные измене­ния паренхиматозных органов и катарально-геморрагическое   воспаление   сычуга    и   кишечника.

При гематологических исследованиях в острых случаях — нейтрофильный лейкоцитоз, а у клини­чески   переболевших   животных — лейкопения.

Нарушение режима кормления с последующим перекормом при выпасе на остатках урожая утя­желяет течение фузариотоксикоза.

Свиньи. Резкое угнетение, отказ от корма, усиленная перистальтика, повышенная жажда, ча­стые поносы с выделением кашицеобразного и жидкого кала с примесью слизи, нередко наблюдаются рвота, шаткость походки,

 

 

Рис.4. Экспериментальный фузариотоксикоз у телки после скармливания культуры F. sporotrichiolies, ра­щенной   на  овсе.   Животное  пало  на  вторые  сутки.

 

 

 

Рис. 6.Массивные кровоизлияния под эпикардом при экспериментальном  фузариотоксикозе   у   павшей   телки.

 

иногда судороги. У свиноматок возможны аборты. Привесы резко снижаются. Отмечают опухание и отечность век, иногда отек всей головы и шеи, некроз пятачка, десен и языка (рис.5), пятнистые кровоизлия­ния на коже. При проявлении первых симптомов заболевания в крови отмечается увеличение ко­личества лейкоцитов с последующим снижением до 2—3 тысяч в 1 мм3 и меньше. Затяжное течение заболевания приводит к летальному исходу.

 

Рис.5. Фузариотоксикоз у свиньи, вызванный скарм­ливанием культуры F. sporotrichioides, выращенной на овсе. Отечность головы, некроз пятачка и всей лицевой части.

 

 

Птица. Угнетение, полная потеря аппетита, перья взъерошены, слабость, сонливость, гребень и сережки синюшны. Расстройство желудочно-ки­шечного тракта, испражнения иногда с примесью крови. На слизистой ротовой полости катаральное воспаление, иногда эрозии. Слизистая кишечника катарально и геморрагически воспалена. При за­тяжном течении заболевания истощение, анемия и летальный исход.

В крови больных птиц отмечены те же измене­ния, что и у других животных.

 

Лошади. Гиперемия и отечность ротовой полости, очаговые некрозы языка, на губах шелу­шение эпидермиса, незначительная отечность и об­разование трещин в местах естественных складок губ, обильное слюнотечение, изо рта ихорозный запах. Картина заболевания напоминает первую стадию стахиботриотоксикоза. В кар­тине крови у больных животных лейкопения, снижение ретракции. При вскрытии животных отмечаются некробиотические поражения по ходу пищеварительного тракта.

Культивирование. Фузарии выращивают на сре­де Чапека, для чего ис­пользуют подозрительное зерно светло-серого или ро­зового цвета, и помещают на среду. Инкубируют при температуре 22—25 °С. В течение 3—5 дней на среде вырастают пышные желтоватые колонии, кото­рые пересевают на сусло-агар или картофельный агар с целью получения чистой культуры, которую исследуют под микроско­пом. Используя морфлогические особенности макро­конидий, наличие микроконидий, их формы, образование хламидоспор, пигментацию, определяют вид фузариев.

Токсинообразование. Из грибов рода Fusarium выделяют раз­личные токсины. Из F. sporotrichiella var. poae получены кристал­лические вещества: поин, липотоксол, спорофузарин, поэфузарин, спорофузариногенин и поэфузариногенин. Эти же грибы продуци­руют токсические метаболиты, которые относятся к группе трихотеценов: токсин Т-2 и диацетоксискирпенол. В природных усло­виях токсин Т-2 образуется при поражении грибом зерна, особенно кукурузы, грубых кормов. Наличие токсина Т-2 определяют с помощью ТСХ-хлороформенных и ацетоновых экстрактов, получен­ных из мицелия гриба и пораженных фузарием субстратов. Токсины гриба F. sporotrichiella и его разновидностей устойчивы к действию физических и химических факторов.

Из F. gramineaarum получен комплекс токсических метаболитов, в том числе зеараленон (F-2), обладающий слабой токсичностью, но способный вызывать аборты, а также бесплодие у крупного рогатого скота и свиноматок.

Из F. nivale (штамм Fn2B) получено два токсина, вызывающих явления тошноты, сонливости и геморрагии, поражение клеток мозговой ткани мышей и кроликов: фузаренон X и ниваленон, которые относятся к группе трихотеценов типа Б. Токсические метаболиты из культуры фузария и пораженных им субстратов экстрагируют метанолом.

К фузариотоксикозам восприимчивы сельскохо­зяйственные животные  всех  видов.   Токсины  грибов,   поступая  с кормом в пищеварительный тракт, проникают в кровеносную систему и разносятся по всему организму. В первую очередь поражается центральная нервная система, затем желудочно-кишеч­ный тракт, паренхиматозные органы, костный мозг. Развиваются экссудативные дерматиты, атрофия тимуса и другие явления.

Лабораторная диагностика. Образцы зернофу­ража, комбикорма, отрубей, грубых кормов, остат­ков зерновых с полей, трав зимних пастбищ и др., пораженных токсичными фузариумами и вызвав­ших заболевания животных, дают положительную некротическую реакцию на коже кролика, выра­женную в различной степени (рис.7). Подкож­ное введение белым мышам вытяжек из этих кор­мов, извлеченных физраствором, вызывает у них парезы, нарушение координации движений; исход часто летальный (рис.8).

 

Рис.7. Кожная реакция на кролике при нанесении эфирной вытяжки из ядови­тых остатков зерновых, собранных на по­лях поздней осенью. Образование некроти­ческой корочки.

 

Рис.8. Парезы конечностей у белых мышей при под­кожном введении им водно-солевой вытяжки из ядови­тых остатков зерновых, собранных на полях поздней осенью.

 

 

 

Из многих видов фузариумов наибольшую ток­сичность проявляет F. sporotrichioides (рис.9). Рост F. sporotrichioides на картофельном агаре пышный (рис. 10) или паутинистый, часто порошистый (белый или нежно-розовый) или со слабо­развитым воздушным мицелием и массовым обра­зованием псевдопионнот или спородохиев (рис. 11). Питательная среда иногда окрашивается в пурпуровые оттенки.

 

Рис.9. Некроз кожи у кролика с обра­зованием толстого струпа на месте нане­сения эфирной вытяжки из культуры F. sporotrichioides, выращенной овсе.

 

 

 

Рис.   10.   Колония   F. sporotrichioides   на картофельном агаре. Рост при 22—24°. Возраст 4 суток.

Рис.11. Двух­недельная куль­тура F. sporo­trichioides на кар­тофельном агаре: многочисленные и мелкие подушечки спородохиев. Рост при 22—24″.

При микроскопии воздушной грибницы обна­руживают микроконидии двух типов — шаровид­ные или шаровидно-грушевидные и удлиненные или веретеновидно-эллипсоидальные (рис. 12). При микроскопии препарата из спородохиев или псевдопионнот заметна масса макроконидий с тре­мя—пятью поперечными перегородками (рис. 13). В препарате, приготовленном из спородохиев, за­метны подушечки нежных конидиеносцев, на кото­рых сидят макроконидии (рис. 14), а в препара­те, сделанном из поверхностного слоя агара в культуре, наблюдают в массе хламидоспоры (рис. 15). В воздушной грибнице хламидоспоры встречаются реже.

 

 

 

Рис. 14. Короткие бесцветные конидиеносцы спородохия F. sporoirichioides. Макроконидии в большинстве слу­чаев отпали от конидиеносцев и лежат отдельно. X 550.

 

 

Рис. 15. Общий вид промежуточных хламидоспор F. sporotrichioides в разветвленных цепочках из двухне­дельной культуры на картофельном агаре. Рост при 20— 22″. Препарат в капле воды.Х100.

 

Рис.    17.   Шестидневная колония F. роае на картофель­ном агаре.  Рост при 22—24°.

 

Рис.   18а.    Пучок   конидиеносцев   с   ми­кроконидиями   из   культуры    F.   роае. х400.

 

 

 

Рис.   18 б.   Шаровидные и шаровидно-грушевидные мик­роконидии из культуры F. роае.х900

.

 

Рис. 20. Семидневная колония F. avenaceum var. her-barum в культуре на картофельном агаре — пышная, бе­лая.   Рост при 20—22°.

 

Рис.    21.    Колония того же   штамма    гриба со слабым развитием   мицелия   и   обильными   пионнотами.

 

Пигментация F. sporotrichioides в культуре на зернах риса представлена на рис. 16.

Из других видов фузариумов, вызывающих фузариотоксикоз, следует отметить F. роае и F. ave­naceum var. herbarum; по В. И. Билай — F. avenaceum.                                                                                Культура F. Poae на картофельном агаре и бело-розовая, часто порошистая. При микроскопии культуры этого гриба наблюдают шаровидные или /.фа ров и дно-груше­видные микроконидии (рис. 18 6), сидящие обыч­но на конидиеносцах в плотных пучках (рис. 18а). Макроконидии встречаются редко. Культура на зернах риса слабоокрашенная (рис. 19)

 

Рис.16. (1,2)    Рис.19.(3)

 

 

 

  1. F. avenaceum var. herbarum в культуре на кар­тофельном агаре образуют пышный белый воздуш­ный мицелий (рис. 20) или слаборазвитый и обильные красно-Оранжевые спородохии или пионноты (рис.21), при микроскопии которых видна масса макроконидий.

Как F. avenaceum var. herbarum, так и F. роае могут встречаться в токсичной и атоксичной фор­мах.