Российский журналист и историк Сергей Смирнов, рассказывая об освоении целины в Казахстане, утверждает, что в то время на ее освоение со всех концов необъятного Советского Союза набирались по разнарядке от руководителей областей и регионов сотни тысяч людей. При этом руководители регионов старались избавиться от личностей с криминальным прошлым, а также от алкоголиков и тунеядцев. Таким образом, по словам российского журналиста, руководители регионов одновременно получали грамоты за отправку первоцелинников в Казахстан, а заодно у себя в краях и областях избавлялись от отбросов общества и неугодных начальству личностей, ссылая их в далекий Казахстан. Утверждение спорное, но если просмотреть криминальную хронику тех далеких лет по Казахской ССР, то многое проясняется.
Под лозунгом «Для целины!» в середине 1950-х годов в Казахстан было переселено 1,5 млн. человек, бывших советских заключенных. В следствие этого, на своей исконной земле количество казахов достигало не более 30 процентов.
Кокшетауский ученый-историк Кадыржан Абуов пишет: «Не только из экономической надобности возникла идея освоения целинных земель Казахстана. Это является мерой дальнейшего продолжения колониальной политики царского правительства. Руководитель страны Советов того периода Никита Сергеевич Хрущев об основной цели «целинной эпопеи» говорил так: «Если царь не смог в течении долгого времени заполнить эту территорию (о Казахстане) русскими, то я смог сделать это в кратчайший срок»» (Кадыржан Абуов. Қазақстан тарихының «ақтаңдақ» беттерінен. Алматы: Казахстан, 1994. Стр. 96-97.).
И этот же Никита Хрущев во время своего выступления перед целинниками на станции Жалтыр заявлял: «…не надейтесь на местное население. Казахи от природы лежебоки, лентяи. Хозяева этой земли – вы, а не они. Будьте хозяевами своей земли» (газета «Айқын». Тың игеру: ақиқат пен аңыз. 10.04.2013).
Видевший целинную эпопею своими глазами Касым Таукенов пишет так: «В 1960-х годах в газете «Целинный край» был опубликован фельетон «Человек в ушанке» сравнивающий казахов с ослами: «Прибывшие на целину пили водку день и ночь не просыхая, завидев казаха будто увидели дикое животное в пьяном угаре гнались за ним, а догнав избивали. Не стерпев такого издевательства в нескольких местах были сопротивления, например, я лично видел, как на Акмолинском базаре оглоблей саней, словно оружием размахивали наши аксакалы», -вспоминает он.
Первый секретарь партийного комитета целинного края Т.И. Соколов озвучивал и вовсе фашистскую инициативу, заявляя: «Казахи не люди, надо их скрестить с немцами и вывести новую нацию».
И тогда же, в качестве опыта в Костанае казашку Дамелю Жаксылыкову поставили пасти свиней, выдали ее замуж за немца, присвоив ей звание «Герой Социалистического Труда». Этот случай ставился примером для всех девушек-казашек. Газеты и журналы повсеместно вели агитацию» (http://www.namys.kz. Қасым Тәукен. Далам жыртылды, тілім қырқылды).
Эта безумная идея, однако, была лишь отражением общего отношения тех лет к казахам и другим малым народам в СССР.
История освоения целинных земель — это не только рассказ о сельхозработах и новом экономическом порядке; это также история угнетения, предвзятости и неприкрытого ничем великодержавного имперского шовинизма.
Серик Малеев
Altyn-Orda.kz