Бедственная засуха минувшего лета остро обозначила проблемы сельского хозяйства и побудила власть к диалогу с фермерами. «Крестьяне, как вам помочь?» – спрашивают сверху. Так-то и так-то, отвечают фермеры. «Хорошо. Но – завтра». Как «выплывать» идущим ко дну хозяйствам сегодня, так и неясно.
Почему аким засухи не видит
Как выяснилось, погода в акиматах и на полях была разной. Разнятся и данные по объемам сгоревших от засухи полей. 776 тысяч гектаров – по данным Минсельхоза, и полтора миллиона гектаров – по оценке Союза фермеров Казахстана. Далеки от реальности и официальные данные по урожайности.
– Дело в том, что размер урожая входит в рейтинг оценки работы исполнительных органов, – поясняет причину цифрового «разлета» первый заместитель председателя правления НЭПК «Атамекен» Рахим ОШАКБАЕВ. – В Атбасарском районе мне рассказывали, насколько тяжело списывать посевы. Фактически урожая нет, но аким района ничего не хочет слышать о каком-либо списании. Потому что это повлияет на оценку как районного, так и областного акима. Поэтому, по данным экспертов, официальные данные считаются завышенными на 20–30 процентов по валовому объему и по урожайности, и даже больше.
Попробуй докажи
Если перефразировать Маршака, то получим позицию страховых компаний: «Неужели в самом деле все посевы погорели?». А принесите справку Казгидромета – и докажите!
И тут фермер опять в пролете: метеостанций, блокпостов в стране крайне мало, радиус действия у них – 30 км, и множество сельхозпроизводителей попадают в «мертвую зону». Много лет назад, когда принимался Закон об обязательном страховании в растениеводстве, предполагалось, что параллельно будет реализовываться программа строительства метеостанций. Станций не построили, а требования закона остались. Для фермеров это беда, для страховщиков – спасение.
– В Осакаровском районе многие пострадали от засухи, но мало кто смог обратиться в страховые компании, поскольку не получили справки Казгидромета. Блокпосты находятся лишь в двух населенных пунктах. Остальных перенаправили в ЧС. А там сказали, что… нужны справки Казгидромета, – рассказывает представитель Союза фермеров Казахстана по Карагандинской области Ерлан ОСПАНОВ.
И так – по всему Казахстану. Вот и выходит, что акимы сгоревших полей не видят: они из радиуса видимости станций Казгидромета выпали. Поэтому официальные данные о потерях вдвое ниже реальных.
А скотину под нож?
Меж тем коровы официальных справок не читают, не молчат, мычат и требуют положенного рациона. Потому фермеры в панике: чем кормить скот?
– Отруби, а это на сегодня у нас самый низкокалорийный продукт для молочного животноводства, в Алматы 20 килограммов, то есть мешок, стоят 700 тенге. Тонна сена – 35–40 тысяч тенге, – рассказывает Нелли САЛИХАНОВА, руководитель СПК «Ак-Суат» из Алматинской области.
Она уверена: без помощи государства многие фермеры в эту зиму вынуждены будут пустить свою скотину под нож. Но Минсельхоз ясно дал понять: поддерживать в основном будут крупные хозяйства. А как быть с мелкими фермами, которые дают сегодня 90 процентов товарного молока? На этом фоне в условиях Таможенного союза уже хлынуло в Казахстан российское молоко.
Помощь нужна сегодня!
Пока аграрии подсчитывают убытки и пытаются доказать, что засуха все-таки была, в Минсельхозе обращают взор в будущее. Разработали программу на 2013–2020 годы.
300 миллиардов тенге обещают выделить на реструктуризацию и рефинансирование кредитов, взятых фермерами. Мол, банки перестанут им «выкручивать руки». Потому что кредиты «профондируют» бюджетными деньгами. Планы на будущее – конечно, хорошо, но срочная помощь по пролонгации кредитов нужна крестьянам сегодня, пока не начался массовый арест счетов, имущества.
– Я по двум районам могу сказать, что около 500 крестьянских хозяйств сейчас на распутье: что делать? – говорит фермер из Жаркаинского района Сергей ЕРИН. – Претензии уже предъявлены. Если начнутся аресты, то, пока банки эти залоги продадут, мы год-полтора потеряем, и земля пропадет, если будет стоять без обработки.
Фермерам ничего конкретного «на сейчас» не обещают. Мол, сдавайте заявки на пролонгацию кредитов, а там посмотрим.
– Почему когда кто-то пользуется беззащитным положением девушки, то это – уголовная статья, а когда пользуются беззащитным положением крестьян – это коммерция? – удивляется председатель Костанайского областного филиала объединения «Союз фермеров Казахстана» Жекебай КУРМАНГАЛИЕВ.
И этим, пожалуй, определил нынешнюю ситуацию в аграрном секторе страны.
Наталия БУРАВЦЕВА ?
19 октября 2012
Источник — Караван