На днях депутаты мажилиса парламента Казахстана предложили ввести в школах предмет полового воспитания.
Народных избранников пугает статистика по подростковой беременности.
Каждый год в Казахстане фиксируется 22 тысячи таких случаев. «Это следствие того, что в школах до сих пор так и не ввели специальный курс по половому воспитанию», – заявила мажилисвумен Надежда Петухова.
Депутат выразила обеспокоенность здоровьем казахстанских подростков. По ее словам, среди них высок уровень абортов и инфекций, передающихся половым путем. И в последние годы эта статистика не имеет тенденции к снижению.
Насколько серьезно отнесутся народные избранники к этой проблеме, пока неизвестно. Стоит отметить, весной этого года вопрос полового воспитания в школах поднимала депутат Айткуль Самакова. Тогда ее слова так и остались без внимания.
Редакция Total.kz решила узнать мнение экспертов: насколько необходим новый предмет в школах и есть ли в стране специалисты, которые бы могли взять на себя такую ответственность.
Светлана Романовская — Член комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса Парламента РК
Я положительно на это смотрю. К тому же я часто бываю за рубежом, и, к примеру, в Америке интересовалась, как у них это проходит.
Хочу сказать, у нас культуры в этой сфере нет. На самом деле мы стесняемся об этих вещах говорить с детьми. Тем не менее эти знания нужны каждому. Потому что это культура взаимоотношений между мужчиной и женщиной. А специалистов мы будем готовить.
Предложение депутатов не означает, что нужно вводить предмет завтра. Это же в рамках 12-летнего образования рассматривается. И, конечно же, важно, чтобы были подготовленные преподаватели и чтобы это было корректно с точки зрения психологии.
Конечно, и возраст ребенка надо учитывать. В первом классе об одном надо рассказать, во втором – о другом. То есть все зависит от психики ребенка, насколько он может воспринять.
Егор Каппель — Депутат мажилиса парламента РК
Я думаю, что дети должны это знать. Но все должно быть корректно и этично, и нельзя подходить к этому с позиций кампанейщины.
Статистика на сегодня просто ужасающая. Нельзя действовать с напором, все должно быть продумано. Но только не с начальных классов, а где-то с 13-14 лет можно было бы начинать и в деликатной форме преподносить такие уроки. И поэтапно все разделить.
В моем понимании наглядные пособия в данном воспитании должны быть исключены. Ведь молодежи сейчас хватает и фильмов, и картинок в компьютере.
Достаточно преподавать в устной форме. Должны поработать наши ученые, необходимо разработать соответствующую методику. Сюда надо подключать и психологов.
Ахмед Мурадов — Депутат мажилиса Парламента РК
Честно говоря, я даже не представляю, где должно проводиться такое воспитание: в школе, дома или в институте. Но в любом случае этим заниматься надо. Но мне кажется, что это прерогатива семьи в первую очередь.
Потому что все проблемы и упущения выходят из семьи и возвращаются в нее. В школах это могло бы проходить в виде факультатива.
С другой стороны, с нашей ментальностью, традициями допускать, чтобы чужой человек преподавал половую грамотность твоему ребенку, по-моему, ненормально. Ведь таким образом мальчика или девочку выводят из семьи, от старших.
Должны воспитывать те, кто за ребенка отвечает. Современным детям необязательно что-то объяснять на пальцах. Все пользуются Интернетом, в кино тоже много информации.
Депутат Петухова, которая предлагает вводить уроки полового воспитания, сама медик по образованию и очень мудрый человек.
И если она говорит, что такие занятия помогут бороться с ранними абортами и венерическими заболеваниями, то ей надо доверять.
Айгуль Соловьева — Депутат мажилиса Парламента РК
Правовое просвещение по данному вопросу должно быть. И мы должны опираться на анализ и прогноз. Наша молодежь завтра должна быть благополучна в репродуктивном отношении, чтобы продолжить свой род.
И такое воспитание практикуется во всем мире. Мы когда учились, начинали с седьмого класса. Сейчас это можно было бы ввести даже с пятого, я так думаю. В первую очередь в этом вопросе должна быть культура. Преподавать надо очень деликатно.
Я знаю, что женские общественные организации в Казахстане проводили исследования. Они приводят данные, что уровень заболевания венерическими болезнями на селе на порядок выше, чем в городах. В городах на 30-40% меньше.
И половое воспитание в первую очередь было бы полезно там, в сельской местности. Там так же, как и в городах, люди в раннем возрасте вступают в половые отношения. Гормоны ведь играют, а как этим распорядиться люди по молодости не знают.
Надо также учитывать восприимчивость каждого ребенка в отдельности.
Анна Кудиярова — Директора института психоанализа Центральной Азии
Дети и так уже много чего знают, и почему бы еще раз с ними не поговорить о том, что они знают. Но это уже будет говорить взрослый, грамотный человек, который объяснит, что если принимать «постинор» в 14 лет, можно заниматься сексом без устали 24 часа в сутки, зато не будет аборта.
Потому что аборт – это страшное дело. Технически после нескольких абортов можно родить, но мои некоторые пациентки не могут забеременеть, потому что когда-то в юности сделали аборт. Но они не понимают, что они сами себя наказывают. Вот это и надо грамотно разъяснять.
Но здесь другой вопрос: есть ли у нас такие специалисты? Я переживаю, что у нас нет грамотных психоаналитиков, психологов, сексопатологов.
То есть хорошо бы для начала подготовить специалистов в этой области. Каждый ребенок, начиная с шестого класса, должен пройти такой семинар, возможно, с показами фильмов.
И если специалист за два часа все это грамотно объяснит, то не надо 70 часов сидеть над этой темой. К примеру, сейчас работает один школьный психолог на 500 детей.
Но школьные психологи тестируют и проверяют умственные способности детей. Если девочка в 15 лет забеременеет и придет к психологу, сможет ли он ее утешить, найти подход к ребенку? Вот это уже другая работа. Нужна клиническая практика.
Мурат Телибеков — Председатель союза мусульман Казахстана
Я не думаю, что предмет о половом воспитании так необходим, и что этот вопрос стоит так остро. Неужели у депутатов нет более серьезных проблем? Этот вопрос если и надо поднимать, то, наверное, в Министерстве образования.
Я думаю, достаточно говорить о половом воспитании на уроках анатомии и самопознания человека.
А сейчас я не вижу такой остроты проблемы, которая могла бы вызвать необходимость введения этого предмета в школьную программу и тем более обсуждения его на государственном уровне.
Источник: Total.kz