АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Когда наши зарплаты станут поспевать за ростом цен?

По всей линейке продовольственных товаров за последние два месяца произошло значительное повышение цен — от 0,3 до 10 процентов. Экономисты объясняли это явление главным образом ростом цен на услуги монополистов-коммунальщиков. Но и эти цены тоже больно ударили по кошелькам казахстанцев. При этом со следующего года большинство частных компаний намерены поднять зарплату своим сотрудникам. По мнению специалистов, это может повлечь очередной виток инфляции. Где же золотая середина между размерами зарплаты и инфляции?

В статье «Стартовая цена», опубликованной в одном из апрельских номеров «Литера», мы приводили прогнозы экономистов относительно подорожания продуктов питания осенью текущего года. В спарринге с независимыми специалистами тогда выступили представители официальных властей (антимонопольщики и Минсельхоз). Похоже, победа в споре досталась их оппонентам, потому что цены на продовольствие в октябре-ноябре текущего года все же увеличились, и довольно заметно.

По данным Госстатагентства, только в октябре повышение цен отмечено на целый ряд товаров. Так, яйца подорожали на 5,8 процента, макаронные изделия — на 2,1 процента, мука — на 2, масло подсолнечное — на 1,4, кофе, чай и какао — на 0,9, молочные продукты — на 0,7, булочные и мучные кондитерские изделия, мясо и птица — на 0,5, рыба и морепродукты, кондитерские изделия — на 0,4, рис, фрукты и овощи свежие — на 0,3 процента. Снижение цен зафиксировано лишь на сезонные продукты: сахар — на 1,9 процента, картофель — на 0,9 процента и крупы — на 0,4 процента. Впору было начать ими запасаться впрок, потому что в нынешнем месяце, как видится, они отыграли свои позиции.

Данных официальной статистики по ноябрю пока нет. Однако любому обывателю под силу представить себе масштаб подорожания, зайди он в любой продуктовый магазин или на рынок. Тот же картофель, стоивший в октябре 70 тенге за килограмм, сейчас продается по 100. Аналогичные тенденции отмечаются практически по всему ассортименту овощей и фруктов. Цен меньше 100 тенге за килограмм даже на городских базарах вы не увидите.

— Подорожание связано с наступлением холодов, — рассказывает частный реализатор одного из алматинских рынков Бахытжамал Бекболова. — Стало труднее транспортировать и хранить. Кроме того, часть товара померзла, и чтобы компенсировать расходы — пришлось поднять цены. Раньше мы могли на неделю вперед запастись и спокойно торговать. Теперь приходится возить свежие овощи чуть ли не ежедневно, чтобы здесь не замерзли.

В супермаркетах цены на овощи и фрукты, правда, пока не повышаются. Но это ненадолго.

— Пока что мы продаем товар прошлой недели закупа, но запасы уже заканчиваются, а новый товар, скорее всего, будет дороже, — говорит администратор торгового зала одного из крупнейших супермаркетов южной столицы Талгат Илеубаев. — Отмечу, что по отдельным группам самых ходовых овощей и фруктов у нас фиксированные цены до конца квартала по договору с поставщиками. Но, во-первых, квартал уже заканчивается, во-вторых, по фиксированным ценам иногда привозят такое гнилье, что так или иначе приходится доплачивать за качество. Поставщиков тоже понять можно. Раньше они овощи из фур и не выгружали, сразу с полей везли к нам. Теперь же им приходится арендовать овощехранилища, везти туда, там разгружать, потом загружать, чтобы к нам привезти. Все это дополнительные расходы.

Кстати, к вопросу об овощехранилищах. Как известно, в рамках государственной программы по созданию продовольственного пояса Алматы проблем с хранением возникать вроде бы не должно. По данным Минсельхоза, на сегодняшний момент в Алматинской области функционируют овощехранилища общей мощностью порядка 80 тысяч тонн. Другое дело, что почти половина сооружений построена до 90-х годов, а значит, там используются устаревшие технологии хранения, при которых потери достигают 40-60 процентов.

В последние годы в рамках создания продовольственного пояса вокруг города Алматы за счет средств нацхолдинга «КазАгро» (в размере 1,3 млрд тенге) реализованы три проекта по строительству овощехранилищ общей мощностью 16,2 тысячи тонн. Но и этого, по всему видно, недостаточно.

«Литер» поинтересовался, во сколько обойдется хранение овощей на некоторых из частных овощехранилищ. Цены неприятно удивили. В среднем это около 7-8 долларов за квадратный метр. Плюс к этому коммунальные расходы, которые могут оказаться весьма немаленькими. Дело в том, что в хранилище необходимо поддерживать постоянную температуру, а также использовать систему вентиляции. Все это, как правило, работает от электричества.

Помимо подорожавших овощей и фруктов, выросли в цене также и остальные продовольственные товары. В первую очередь это касается круп и изделий из зерна. Даже хлеб, главный социальный продукт, в прошлом месяце, по данным госагентства по статистике, вырос в цене на 0,3 процента в целом по стране. Такая продукция, как макароны, хлебобулочные изделия, торты, пельмени, вареники и прочее, что делается из теста, все подорожало. На текущий момент приблизительно на 10-15 тенге, а это от 5 до 23 процентов соответственно. Также подорожало мясо и мясные продукты. Одним словом, подорожало все. И хочется верить, что это временно. Только вот объективные факторы говорят об ином.

Руководитель отдела продаж одной из крупнейших дилерских сетей Казахстана Евгений Горохов свое мнение основывает на конкретных контрактах с поставщиками, которые сейчас заключает розничная торговля:

— Поставщики почти каждую неделю пересматривают цены в сторону повышения, — утверждает он. — По сути, они пытаются постепенно отыграть повышение тарифов госмонополий. Экономика предполагает точные математические расчеты. С 1 апреля коммунальные услуги подорожали на 6-12 процентов, газ — на 15 процентов, услуги железнодорожного транспорта — на 10 процентов, бензин — на 6 процентов. Кто-то должен за все это платить. В сентябре все те же цены поднялись еще раз и практически на те же самые суммы. В конечном итоге эти скачки тарифов включены в потребительские цены. А крайней, как всегда, окажется розничная торговля, которую люди будут обвинять в завышении цен на продукты питания.

На социальные продукты, вроде хлеба, пока резкое повышение цен сдерживается административными мерами, вызовом на ковер в высокие кабинеты. Но дальше новый виток цен вполне реален.

А между тем мировые цены на продукты питания продолжают быстро расти и становятся катализатором бунтов, мятежей и революций. Производители сельхозпродукции кивают на природные катаклизмы и рост издержек. Эксперты предлагают странам G20 создать целостную международную систему мер для борьбы с инфляцией на мировом рынке продуктов питания. Но имеется мало шансов на то, что цены угомонятся, хотя бы просто потому, что население земли растет быстрее, чем урожайность, а земля, как говорилось в старой рекламе, «больше не производится».

Индекс Продовольственной и сельскохозяйственной организации под патронатом ООН (FAO) вырос на 3,4 процента. Цены на продукты питания растут уже десять месяцев подряд.

Нынешний скачок цен вызван не только фундаментальными факторами (снижением прироста урожайности и увеличением издержек за счет нарастания стоимости топлива, удобрений и техники). Более того, ценовой рывок происходит на фоне вполне приличных мировых запасов зерна.

Одним из лекарств, прописанных правительствами развитых стран своим экономикам для лечения кризиса, стали мощные финансовые вливания. Только Соединенные Штаты закачивают сейчас в свою экономику примерно 600 млрд долларов. Деньги распределяются через банковскую систему и попадают на инвестиционные рынки, одним из которых сейчас стал рынок продовольствия.

Инвесторы вкладываются в продовольствие, чтобы приумножить вложенные деньги, выгодно перепродав продукты питания в будущем. Все развивается по такому же сценарию, что и на рынках акций, нефти, недвижимости и тому подобного. А спекулятивный спрос, как показывает практика, может поднять цены на заоблачные высоты.

Остановить лавину цен в одиночку сегодня не способно ни одно государство. Мировое сообщество должно сообща отвечать на глобальные вызовы ожидающего нас впереди продовольственного кризиса. Во-первых, необходимо на уровне «Большой двадцатки» договориться, что данные об урожае и запасах продовольствия должны быть объективными и прозрачными, и не стесняться использовать для контроля информации космические аппараты. Кстати, недавно космический спутник обнаружил, что по официальным данным Минсельхоз почти на миллион тонн обманул казахстанцев в плане объемов сбора зерна. Он увидел меньше.

Во-вторых, нужно понимать, что долгое время мы в Казахстане считали возможным не выделять достаточное количество инвестиций на развитие сельского хозяйства, признавая проблему производства продовольствия уже решенной. Теперь приходится расплачиваться за эти ошибки. В ближайшем будущем нам предстоит увеличить размеры инвестиций в сельскохозяйственное производство и трансферт технологий. Кое-кто уже предлагает освободить от налогов сельхозтоваропроизводителей. Но эта идея пока поддержки не нашла.

В-третьих, целесообразно наделить новыми полномочиями международные организации, прежде всего FAO. Она должна не только анализировать ситуацию на глобальном продовольственном рынке, но и консолидировать мнение мирового сообщества для выработки целой системы международных мер, нацеленных на борьбу с проблемой нехватки продуктов питания.

Но самое любопытное, пожалуй, в том, что нет другой такой территории на свете, как Россия вкупе с Казахстаном, которая бы имела огромные пространства неухоженных земель, на которых ничего не производится и которые даже не учтены. РФ располагает примерно 10-12 млн га земли, а Казахстан как минимум 6 млн га, которые можно использовать для увеличения производства продуктов питания. А не используют. Почему?

По нормальной рыночной логике рост цен на продовольствие должен был давно послужить толчком к освоению брошенной земли. Достаточно в стране и людей, которые бы взялись за эту работу, так как другой все меньше. Однако эти рассуждения — в рамках рыночной логики. В странах победившего бюрократического капитализма действуют какие-то другие законы. По рыночным бы сейчас началась дискуссия о том, как, кому и под какие гарантии срочно земли раздать, чтобы еду на ней производить. По бюркапиталистическим же все закончится попытками ужесточения госрегулирования цен, что делает смешными даже мечты о работе на земле.

Алексей ХРАМКОВ, Алматы

Источник: Сайт газеты «Литер»