А если может, то каким цветом должна быть его одежда? Но, сначала выясним кто же он такой
Дед Мороз, бесспорно, персона популярная, поэтому каждая страна заявляет, что именно она и есть настоящая родина Деда Мороза. В первую очередь, это относится к суровым северным Дании, Норвегии, Финляндии. Но даже Турция и Китай когда-то претендовали на звание родины всеми любимого Деда Мороза. Россия, конечно же, не белая ворона и на титулы тоже претендует. В 1998 году родиной Деда Мороза в нашей стране был назван Великий Устюг. Предком нашего дедушки можно считать Деда Трескуна. Старик этот славился своей своенравностью и злобой.
Частенько озлобившись на людей, он вымораживал урожаи и водил заплутавших путников кругами, пока они не замерзали насмерть.
Обитал тот злобный Дед Мороз в ледяной избушке в стране мертвых, куда можно было попасть, лишь пройдя через колодец.
Сейчас все по другому — Дед Мороз заметно подобрел, приобрел себе внучку — красавицу Снегурку и щедро раздает подарки хорошим детишкам. Живет он вовсе не в мрачной стране забвения, где души мертвых стынут в вечной стуже и томятся в тоске по потерянному уюту, а в 11 километрах от города Великий Устюг, на востоке Вологодской области, в лесном массиве.
Итак, Дед Мороз или его предок — Дух подземного мира. В Тюрской мифологии Подземной Мир носит устойчивую цветовую окраску — красную! Значит наш Дед Мороз должен ходить во всём красном.
А, вот, может ли у нас вообще быть свой Дед Мороз или это пришедший к нам персонаж из культур других народов?
Может кому-то станет интересна ниже приведённая статья взятая из сайта возрождающих славянскую культуру (славянское язычество).
«Происхождение же нашего Деда Мороза не имеет ни малейшего отношения к христианским святым. Первичным образом, имеющим подобный смысл, можно считать Позвизда – бога ветров, бурь и непогод, или бога северного ветра, по некоторым источникам в его подчинении были и позитивные погодные явления. “С его бороды лили проливные дожди, из уст исходили туманы. Стоило Позвизду тряхнуть волосами, как на землю валил крупный град. Вместо плаща влачились за ним ветры, а с полы его одежды валил хлопьями снег. Стремительно носясь по небесам, сопровождаемый свитою бурь и ураганов, он распространял вокруг шум и свист. Позвизд имел вид свирепый, волосы и бороду всклокоченные, крылатые распахнутые одеяния. Жил он где-то на вершинах высоких и далеких гор”. Позвизд наравне с Перуном был установлен в пантеоне Владимиром-собакой, но информации о его ранге это не несёт, поскольку вся операция была спланирована христианами-провокаторами. В здравых версиях Позвизд считается внуком Стрибога.
После бинаризации пантеона, которая произошла в северной традиции язычества, будучи связанной с Арконой, порядка 2000-1500 лет назад, соответствующим образом стал Карачун – аватар Чернобога. Слово ”Карачун” с тюркских языков переводится как ”чёрная смерть” (ещё один факт короткохронологам). Аналогичная сущность упоминается у Пушкина – 33 богатыря и дядька Черномор. Только ”Черномор” – вовсе не от ”Чёрное море”, а от ”чёрный мор”. Черномор – это аватар Чернобога. (Пушкин очень много чего знал – остров Буян и прочее…) Чернобог – это бинаризированый Велес – бог подземного царства, управляющий смертью, а также отвечающий за циклы жизни и смерти в природе…
Карачун – с одной стороны – персонификация Чернобога, отвечающая за зимний холод, с другой – дух смерти, символ внезапной погибели – даже сейчас часто упоминается ”Карачун тебе пришёл”. Это объясняется тяжёлыми условиями зимой, высокой вероятность смерти от холода в то время… Особенно тяжело приходится домашней скотине, на которую завязана жизнь крестьян – не зря Карачун ассоциируется с Велесом – скотьим богом (причём ещё в 16м веке местами ”скот” – означало ”имущество”). В одном варианте навершие посоха Деда Мороза имеет вид головы быка – символа Велеса. Канонически оторочка шапки Деда Мороза имеет характерный треугольный вырез спереди – стилизованные рога – как у Велеса. Также Деда Мороза ассоциируют с Трояном – образом, относящемуся как к туру, так и к Месяцу – рогатому, которого ассоциировали с небесным Быком. (Троян – три видимые фазы Луны). В распространённом варианте навершие посоха Деда Мороза имеет вид месяца – месяц также ассоциировался с холодом – в ночи, когда его видно, особо холодно – повышенная вероятность смерти от холода – приходит Карачун. Слуги Карачуна — медведи –шатуны, которые превращаются в бураны и волки – метели – зимние враги человека и скота. Чтобы задобрить Карачуна, ему приносили жертвы. Та и сейчас некоторые северные народы в сильный мороз приносят дары духу зимы чтобы унять стужу. Имя Карачуна происходит от того, что он укорачивает день зимой – день зимнего Солнцеворота раньше так и назывался Карачун. Многие народы так называют Рождество, которое как раз и привязано к Солнцевороту, и сейчас.
Карачун – дух смерти закономерно связан с духами мертвых предков – дЕдами (другие название – дзЕды, дзЯды). Колядки как раз и появились как ритуал, когда в особую стужу – на Коловорот – день Карачуна молодежь ходила между домами и изображала духов предков. Один персонаж представления, изображаемого молодёжью – старший дух предков – так называемый Дед. Духов предков естественно одаривали, как одаривали их персонифицирующих колядующих – именно так на день Карачуна стали давать дары не богам, а конкретным людям.
Вот так жертвы духу холода и смерти превратились в подарки детям.
Стоит заметить, что наши предки не имели нынешних извращённых понятий о добре и зле. Чернобог никоим образом не считался отрицательным – нельзя же считать отрицательными духов своих предков? К смерти тогда относились адекватно – все понимали её неизбежность. Смерть – Карачун просто одно из явлений природы, как зима. Но Карачуна чтобы не призвать раньше времени не стремились называть по имени – точно как и сейчас говорят ”тот, кто в болоте живёт”, ”тот, кто плотины рвёт”, или как у нас совсем забыли истинное имя медведя — ”того, кто ведает где мёд” (по нему бортники находили гнёзда диких пчёл), и только старушки в самых забитых деревнях, ни разу не слышавшие иностранного языка, помнят, что его истинное имя — ”Бер” – за издаваемые им звуки. Кстати, культ Велеса произошёл от культа медведя — главного врага стад, и Велеса часто изображали в виде рогатого человекоподобного медведя. Так же вместо ”Карачун” использовали ”Морозный старик ” или ”Дед (дух предков), связанный с морозом” – короче — ”Дед Мороз”. Такое название новогоднего персонажа используется у всех восточных и южных славян, кроме болгар, использующих “Дзедо Коледа”. Коляда – это и в одной из наших южных традиций название/дух зимнего коловорота, не связанного со смертью, а просто предвещающего переход от зимы к весне, о чём и возвещали, колядуя, дети.
И вообще, с уменьшением роли Новгорода и Арконы порядка 1200-1100 лет назад доминантным стало представление о духе зимы не как связанном со смертью, как в северной традиции (иностранцы называли её гиперборийской), сложившейся в условиях опасных морозов, а более тёплой южной, где мороз – явление более-менее нейтральное. Так появился Морозко – тот, кто сковывает землю морозом. Считалось, что Морозко может помочь заблудившимся в лесу, та и в известной сказке, по которой был снят фильм, Морозко — положительно–нейтрален. Морозко представляли гораздо моложе Карачуна, что отображало значительно менее опасливое отношение к нему. Белорусский аналог Морозка – Зюзя — этим словом и сейчас иногда называют метель. Также верили в мелкого духа Зимника — Трескунца, который создавал треск снега и льда и в морозы трещал брёвнами избы.
Первоначальное понятие Карачуна забылось, но название осталось. Во всех славянских традициях зимний солнцеворот называется и сейчас Карачуном. В Румынии само Рождество называют Карачун. Во многих местах готовят специальный круглый рождестственский хлеб, называемый карачуном. На нём гадали, катая по столу – коловорот (как юле – коловорот у западных арийцев).
С приходом христианства с празднованием Солнцеворота всячески боролись, хотя само Рождество им и является. Несмотря на это простой народ помнил Деда Мороза. В имущих кругах этого персонажа узнали во второй половине 19го века. В 1840 году писатель В. Ф. Одоевский опубликовал сказку «Мороз Иваныч». Позже вышли пьеса А.Н. Островского «Снегурочка», поэма Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос», которые базируются на народных сказаниях. После публикации этих произведений Дед Мороз стал всенародным атрибутом зимних праздников. После Революции Деда Мороза запретили как все религиозные предрассудки, но был восстановлен в 1937 году на детском праздновании Нового Года в московском Доме Союзов (как заметил один член ЦК последнего созыва, в сталинизме много от нашего язычества). С тех пор Дед Мороз непрерывно был атрибутом новогодних праздников в нашей стране….
Как мы видим, у арийцев персонаж зимних праздников связан с зимним солнцестоянием, что указывает на его значительную древность, у восточных и южных славян с ним связано представление о смертном холоде, что указывает на северное происхождение ядра их культуры – Словенск, Аркона, и только у сильно смешанных с неарийцами народов произошло окончательное замещение древних духов неким “святым”. При этом видны невооружённым взглядом массированные попытки заменить наши новогодние традиции западными, что проявляется в ползучей подмене Деда Мороза Санта Клаусом. Думаю, нужно дать список наиболее заметных отличий нашего исконного Деда Мороза от вражеской идеологической диверсии…
— Одежда: Дед Мороз одет в шубу, Санта Клаус – в куртку до пояса и штаны.
— Головной убор: у Деда Мороза нечто похожее на шапку Мономаха или боярскую шапку, у Санта Клауса – колпак с помпоном.
— Цвет одежды: у Санта Клауса одежда красная – отсюда пошёл цвет этикетки Кока-Колы, у Деда Мороза – канонически – белая, хотя сейчас чаще — синяя. Только сравнительно недавно Деды Морозы стали красными, но это копирование с Санта Клауса – Деды Морозы, изготовленные в хрущёвские времена – белые.
— Обувь: Дед Мороз обут в белые валенки, Санта Клаус – в чёрные сапоги.
— Пояс: Дед Мороз подпоясан кушаком, Санта Клаус – чёрным поясом.
— Посох: у Санта Клауса классический загнутый пастырский посох, у Деда Мороза – прямой посох с навершием в виде морозной звезды или полумесяца.
— Санта Клауса носит очки – у Деда Мороза их быть не может.
— Санта Клаус ездит на упряжке с восемью оленями, у Деда Мороза – тройка лошадей.
— У Деда Мороза есть внучка (раньше – дочка) – Снегурочка, а Святой Николай – епископ-святой.
Разобравшись с сущностью Деда Мороза стоит обратить внимание на другую удивительно похожую сущность – генерала Мороза (или генерала Зиму). Если представить и формализировать все его атрибуты, то мы получим один-в-один Карачуна как аватар Чернобога. Можно даже построить логику:
— Почему генерал Зима всегда помогает русским? — Потому что они всегда уважали другой его аватар – Деда Мороза. — Так вот для чего американцы пытаются нам всучить вместо него Санта Клауса!
И действительно, кому кроме восточных славян, у которых только и есть Дед Мороз, помогал генерал Зима?)»…
Ну, вот. Скажем так — Дед мороз может и должен быть! И это духовная пища для интересующихся тенгрианской культурой.
Виктор Байлагашев