АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Большая часть казахстанцев не пострадала при девальвации 2009 года

Фото: ҚазақпаратОсновным фактором проведения девальвации тенге явилось снижение мировых цен на нефть во второй половине 2008 года.

Также произошло резкое падение цен и на другие основные экспортные товары Казахстана, например, на металлы. В результате казахстанская валюта была девальвирована на 25%. Об этом в ходе брифинга для журналистов сообщил председатель Национального банка РК Григорий Марченко, передает NUR.KZ со ссылкой на пресс-службу банка.

Он отметил, что «с аналогичной или похожей ситуацией столкнулись многие страны, особенно страны, экономика которых зависит от экспорта сырья». Для улучшения экономической ситуации центральные банки были вынуждены прибегнуть к девальвации национальных валют, подчеркнул Г.Марченко. В продолжение разговора он привел пример, когда за период с начала 2008 года по январь 2009 года девальвация национальных валют к доллару США составила в России 44%, в Украине – 53%, в Норвегии – 28%, в Канаде – 26%.

«Все это время Национальный банк в условиях роста давления на обменный курс национальной валюты тенге принимал значительные усилия по обеспечению стабильности обменного курса, что позволило на тот момент обеспечить экономическую и финансовую стабильность. В то же время это привело к значительным расходам золотовалютных резервов Национального банка

Дальнейшая поддержка тенге на прежнем курсе была нецелесообразной и даже опасной. Обесценивание валют стран — основных торговых партнеров по отношению к тенге приводит к снижению стоимости их товаров в тенговом эквиваленте, делая их более конкурентоспособными на нашем рынке по сравнению с отечественными товарами. Таким образом, эта ситуация провоцирует увеличение объема импорта в нашу страну, ударяя по отечественным производителям», — сказал глава Нацбанка.

По данным Г. Марченко «дальнейшее поддержание курса тенге привело бы к полному истощению золотовалютных резервов. А вслед за этим неизбежно наступил бы неконтролируемый обвал национальной валюты».

В целях сохранения текущего уровня золотовалютных резервов и поддержания конкурентоспособности отечественных производителей, Национальный Банк пересмотрел свой подход в отношении обменного курса и девальвировал тенге в феврале 2009 года.

По словам Г. Марченко, «девальвация позволила стабилизировать ситуацию на внутреннем валютном рынке, снизить давление на национальную валюту и способствовала сохранению международных резервов страны».

К положительным результатам девальвации главный банкир страны относит повышение конкурентоспособности казахстанских товаров на мировых рынках и сокращение импорта товаров, прежде всего потребительского и промежуточного назначения. «В результате это позволило вдвое снизить ожидавшийся в 2009 году дефицит текущего счета.

Таким образом, девальвация явилась необходимым и достаточным в пределах компетенции Национального Банка условием снижения макроэкономических рисков и адаптации национальной экономики к изменившимся условиям», — заключил он.

«Если на конец января 2009 года, т.е. накануне проведения девальвации, реальный эффективный обменный курс тенге по отношению к странам основным торговым партнерам был на 27% выше уровня декабря 2000 года, то на конец февраля 2009 года он был выше на 11,7%, а на конец декабря 2009 года сложился практически на уровне базового уровня (100,3%)», — напомнил Г. Марченко.

Большинство казахстанских компаний и населения не пострадали от девальвации тенге в феврале 2009 года.

«В общем объеме банковских кредитов населению накануне проведения девальвации (на конец 2008 года) задолженность в тенге составляла 64%, то есть те, кто получал кредиты в тенге, а это почти две трети населения, от девальвации не пострадали», — сказа глава Нацбанка.

По официальным данным, в структуре кредитов юридическим лицам тенговые займы составляют 52%, на валютные приходится 48%. «При этом большая часть юридических лиц — наши экспортеры, доходы которых тоже формируются в иностранной валюте, и эта часть заемщиков, естественно, тоже от девальвации не пострадала», — пояснил Г. Марченко.

«Согласно результатам мониторинга предприятий реального сектора экономики стабильное большинство предприятий (более 60%) не испытывали и не испытывают влияния на хозяйственную деятельность от изменения курса тенге к иностранным валютам. По опросам населения, две трети также нейтрально относились к ситуации с курсом, поскольку все их доходы и расходы в тенге», — заключил он.

Источник: NUR.KZ