Размещение международного банка ядерного топлива в Казахстане может иметь положительный эффект для развития ядерной энергетики страны, считает министр иностранных дел Ерлан Идрисов.
«Получение права на размещение Международного банка ядерного топлива может иметь положительный эффект для развития ядерной энергетики, совершенствования научно-технической базы и технологического развития страны в этой области», — сказал Идрисов в интервью газете «Экспресс К».
Он сообщил, что финансирование этого проекта в размере около 150 миллионов долларов, переданных в МАГАТЭ, складывается из добровольных взносов ряда стран и организаций.
Фонд Nuclear Threat Initiative перечислил 50 миллионов долларов, Норвегия – 5 миллионов долларов, США – 49,54 миллионов долларов, ОАЭ – 10 миллионов долларов, ЕС – до 25 миллионов евро и Кувейт – 10 миллионов долларов.
«По нынешним рыночным ценам сумма в 150 миллионов долларов будет достаточной для закупки около 60–80 тонн низкообогащенного урана и доставки его в место нахождения Банка МАГАТЭ в принимающем государстве. Предполагалось, что годовые расходы Агентства на обеспечение функционирования этого банка будут зависеть от ряда факторов, таких как стоимость хранения, а также затраты на меры безопасности и физической защиты. Операционные издержки могут быть покрыты в виде вклада принимающей страны в натуральной форме, внебюджетной поддержки других стран или через регулярный бюджет МАГАТЭ», — проинформировал глава МИД.
При этом он отметил, что Казахстан может отказаться от размещения банка, «но с учетом перечисленных прямых политических и непрямых экономических дивидендов, отказ от размещения банка выглядело бы ничем не обоснованным».
«В вопросе терроризма, прежде всего, необходимо подчеркнуть, что под теоретической угрозой терроризма, может находиться любое государство. Здесь также важно отметить, что низкообогащенный уран не является привлекательным материалом для террористов. В принципе, речь идет о хранении небольшого количества низкообогащенного урана», — сказал Идрисов.
Важно отметить, что низкообогащенный уран не является привлекательным материалом для террористов. В принципе, речь идет о хранении небольшого количества низкообогащенного урана
Он отметил, что в то же время система физической защиты предприятия является достаточно сильной, неоднократно получала высокие оценки, как со стороны МАГАТЭ, так и независимых экспертов и по их оценкам превосходит аналогичную в ведущих странах мира.
«Многоуровневая система физической защиты в принципе исключает доступ злоумышленников к ядерным материалам даже в случае прямой террористической атаки. Кроме того, в нашей стране функционирует слаженная система экспортного контроля, которая обеспечивает тщательный контроль любого перемещения чувствительной продукции, к которой однозначно относятся ядерные материалы», — подчеркнул глава МИД.
При этом он считает, что Казахстану не грозит и дополнительный техногенный риск от создания Банка, так как Ульбинский металлургический завод, на котором планируется разместить банк, уже более 40 лет изготавливает топливные таблетки для атомных ректоров.
«Это было крупнейшее предприятие, закрывавшее 80% потребности атомных электростанций СССР и дружественных ему стран в урановых таблетках. На заводе производилось до 1 200 тонн топливных таблеток в год. В качестве сырья использовался низкообогащенный уран в виде гексафторида урана, точно такой же, какой будет храниться в международном банке. Тогда и сегодня на складе единовременно может находиться до 800 тонн гексафторида. В международном банке планируется хранить 60-80 тонн», — сказал министр.
Он отметил, что за четыре десятилетия на УМЗ не было ни одного инцидента, связанного с этим материалом.
Для хранения низкообогащенного урана, принадлежащего МАГАТЭ, не потребуется строительства каких-то новых сооружений. Для размещения банка будет выделена небольшая площадь в существующем складе.
Источник: ИА «Новости-Казахстан»