АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Кайрат — не чемпион

kairatnurtasss12Известный своей непримиримостью к дурновкусию критик Салима Дуйсекова размышляет о том, почемувыход в широкий прокат фильма о певце Кайрате Нуртасе – плохая новость.

На  большие экраны страны вышел фильм режиссёра Максата Оспанова «Өкініш» («Сожаление») производства компании «Кайрат Нуртас Production», про жизнь и творчество певца Кайрата Нуртаса в исполнении певца Кайрата Нуртаса. Все вменяемые журналисты, пишущие о кино, уже высказали своё  дружное «фе», вволю позубоскалили и на фильме потоптались. И уже целый хор комментаторов твердит одно и то же заклинание: «Зато появился наш продукт!».

Излагать сюжетные перипетии картины не имеет ровно никакого смысла. Достаточно сказать, что в центре повествования  — рассказ о творческих исканиях и любовных муках певца. В фильме снялись мама, папа, братья и другие родственники Кайрата. Под своими именами, в своих  домашних экстерьерах-интерьерах, в своей одежде и на своих авто. В пресс-релизе зрителю было обещано, что его ждёт «уникальное,красивое и драматическое приключение». И релиз не врёт, строго говоря. В формальном смысле фильм действительно уникален и «красоты» в нём более чем достаточно. Красоты в понимании мамы и продюсера Кайрата Нуртаса, госпожи Гульзиры Айдарбековой.

И пусть с художественной точки зрения картина безобразна. Авторы тем не менее, сами того не ведая, сняли правдивейшее кино о шоу-бизнесе Казахстана и о повадках той социальной прослойки, выходцем из которой является Кайрат Нуртас. Фильм с дотошностью энциклопедии комментирует бытие, вкусы и духовные устремления отечественной поп-тусовки.Парадоксальным образом режиссёру  удалось не сказать ничего и сказать при этом всё.

Внимательному зрителю картина может рассказать и показать многое. Ведь главные персонажи картины -вовсе не утомлённый раздутой славой певец с его свитой, грудастыми подружками, домочадцами и приживалами. Главными персонажами в фильме являются вещи. Дома, автомобили, вертолёт, яхта, мебель, одежда, аксессуары, посуда, еда,напитки.  Они выбалтывают о своих хозяевах всё. Особенно «болтлив» дом родителей Кайрата. Это настоящий кладезь для исследователя нравов. Обычный «богатый» двухэтажный дом из бетона под металлочерепицей в верхней части Алматы. В палисаднике — средней чахлости розы.  Во дворе — лучеобразно разбегающиеся бетонные дорожки. Под навесом — пластиковый стол со стульями. В гараже — непременный джип, в холле — резная лестница с балясинами из прессованной древесины, всюду синтетические ковры. В комнатах с гипсовой лепниной на потолке – «арабская» мебель из МДФ с «резьбой» и зеркальными вставками, и плюшевые слоновьи диваны. На диванах — горы плюшевых подушечек с пасторальными сюжетами из жизни западноевропейских пастушек. «Драпри с бомбошками, гардины с бомбошками, пуфы с бомбошками». На всех, без исключения, твёрдых предметах -позолота. Все мягкие предметы — синтетический шёлк, искусственный бархат, искусственный мех. В горшках растёт что-то фикусо — и пальмообразное. Шторы и тюль на окнах, само собой,турецкого производства. Не Китай какой-нибудь. На стенах — голографические«картины» с  водопадами, на прикроватной тумбочке — свадебное фото родителей Нуртаса в резной пластиковой рамочке и наручные часы Нуртаса. В количестве четырёх штук. И только громадным усилием воли оператор сдерживает себя, чтобы не показать марку этих часов крупным планом.

И ни одной книги.Ни одной.

Наверняка в дальних комнатах, если поискать, найдётся ещё бархатный, с проволочными усами, игрушечный тигр в натуральную величину. Хозяева дома ни на йоту не отступают от правил своей общины, где положено иметь именно такие дома  с именно таким и никаким иным набором барахла. Каждая ваза — с искусственными цветами, каждый чайник и конфетница,каждая скатерть и салфетка в этом жилище вопиют о том, что их обладатели — относительно недавно разбогатевшие люди.

Одежда персонажей ещё откровеннее и иллюстративнее предметов их быта. Например, у Кайрата есть двусторонний халат из искусственного шёлка. Когда Кайрат надевает его чёрной стороной наружу, то три изображённых на нём дракона с извергаемыми из пастей языками пламени получаются красными, а когда надевает его красной стороной наружу,то дракончики — чёрные. Особенно выразителен гардероб мамы Кайрата. Это белый джинсОвый костюмчик со вставками из белого же гипюра, шёлковый комбинезон, именуемый в среде базарных торговцев «комбезом», алый атласный халат с оторочкой из перьев неизвестной птицы,  домашние туфли из бархата, на низком каблучке, с белым меховым помпончиком.

У всех, абсолютно у всех, даже у самых юных женщин в фильме татуаж бровей.  Сильно подозреваю, что сделан он у одного итого же, очень негодного мастера.

И ещё — губы и груди, накачанные силиконом. Много грудей и много губ. У представителей описываемой страты очень популярны операции, целью которых ставится не исправление недостатков, а подчёркнутость, нарочитость косметического вмешательства. Чтобы все видели.

В одной из женских ролей снялась звезда собравшего в Ю-тубе 660 просмотров «блокбастера» под названием «Превратности судьбы» Сиви Махмуди. И, надо сказать, это очень удачный и органичный выбор. Именно такая девушка с  неподходящим к ее природной конституции её бюстом, алыми заточенными коготками и  постоянно приоткрытым от силикона ртом могла вскружить голову  другу Нуртаса. Её героиня в платье повышенной романтичности и в туфлях с двадцатисантиметровыми каблуками  взбегает на виадук и делает там стойку а ля Кейт Уинслетт на носу «Титаника». Не страдающие стеснительностью авторы фильма как бы намекают зрителю на некую преемственность. На аллюзиях работают. Профессионалы, что там говорить.

И ещё одна очень характерная деталь. В среде нуворишей с Юга (родители Нуртаса из Туркестана) не принято нанимать в прислуги чужих. Для выполнения работы по «фазенде» держат не очень близкую родственницу — овдовевшую или разведённую сноху или кузину. Чтобы та, осознавая щедрость оказанных ей роднёй благодеяний, знала своё место и сора из избы не выносила. В доме родителей Нуртаса хлопочет по хозяйству именно такая «женгешка» лет сорока пяти, с «химкой» и в брючках капри. И тоже с яростным татуажем бровей, этим маркером принадлежности к касте.

«Сожаление», к сожалению, соберёт  кассу. Не три миллиона долларов, конечно, как заявляют авторы, но миллиона полтора наверняка соберёт. И тогда госпожа  продюсер снимет, как она и пообещала на пресс-конференции, вторую часть жития Кайратика.

А пока стараниями авторов-халтурщиков получился фильм-диагноз. Диагноз нашему окаянному безвременью. И весомой иллюстрацией этому служит секундный эпизод, который может привлечь внимание только совсем уж въедливых кинокритиков и инспекторов пожарной безопасности. В наружной стене родительского дома Нуртаса, примерно на двухметровой высоте, просверлено отверстие небольшого диаметра. Из отверстия, провисая в воздухе, тянется тонкий резиновый шланг. Шланг присоединён к газовому баллону. Баллон стоит на бетонной отмостке дома. Ничем не огороженный, ничем не прикрытый, стоит на самом солнцепёке газовый баллон.

Готовый взорваться в любой момент.

Источник: facebook.com