На встрече глав государств-участников Таможенного союза в Астане 29 мая президент Украины Виктор Янукович дал согласие на присоединение Украины к объединению в качестве наблюдателя.
По мнению независимых экспертов, оценивать реальные последствия этого шага преждевременно.
«Событие и символическое, и в то же время имеющее практическое наполнение», — дипломатично оценил ситуацию директор киевского Института глобальных исследований Вадим Карасев. Не вполне ясно также, кто кому уступил.
С одной стороны, Янукович предпринял-таки некие интеграционные действия, чего давно добивалась Москва. С другой стороны, российские представители до последнего времени заявляли, что никаких наблюдателей в Таможенном союзе быть не может: либо вступайте, либо нет.
«Безусловно, Белоруссия, Казахстан и Россия проявили добрую волю по отношению к нашим украинским друзьям, и пошли им навстречу», — считает директор Центра европейских и международных исследований факультета мировой экономики и мировой политики московской Высшей школы экономики Тимофей Бордачев.
Договоренность ни о чем
Устав Таможенного союза не предусматривает наличия в нем наблюдателей. Соответствующие нормы еще предстоит сформулировать, заработают они не раньше будущего года, и неизвестно, что будут означать на практике.
Единственное, что смог сказать по окончании встречи в Астане первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов — что после подписания меморандума украинская сторона «сможет присутствовать на мероприятиях Союза».
«Вопрос: о чем мы договорились. О статусе наблюдателя? Нет, мы договорились подписать меморандум о создании такого статуса. И пока в эту фразу не вложено никакого смысла; непонятно, что это означает», — заявил киевскому интернет-изданию «Сегодня.Ua» украинский политолог Михаил Погребинский.
Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что соответствующее соглашение 31 мая в Минске подпишут не первые лица, а украинский премьер Николай Азаров и председатель коллегии Евразийской экономической комиссии Виктор Христенко.
Виктору Януковичу не впервой делать пропагандистские шаги навстречу Москве, вроде отказа от планов вступления в НАТО, куда Украину и так не приглашали, или прекращения официальных восхвалений Выговского, Мазепы и Бандеры. Но там, где речь идет о реальных интересах и суверенитете Украины, он не уступает.
Как отмечают наблюдатели, и от Москвы существенных уступок, например, снижения цены на газ, в ответ на символические жесты ждать не приходится. Ключевым вопросом российско-украинских отношений в сфере экономики, имеющим и немаловажное политическое значение, является контроль над украинскими трубопроводами.
В Киеве ранее говорили, что ценой создания совместного консорциума могла бы стать гарантия существующих объемов прокачки газа, иными словами, отказ от строительства новых газопроводов в обход Украины. На итоговой пресс-конференции в казахстанской столице эта тема не поднималась: то ли в очередной раз не смогли договориться, то ли вопрос вообще не обсуждался.
По мнению Тимофея Бордачева, Киев будет использовать статус наблюдателя, прежде всего, для конкретных переговоров об условиях доступа тех или иных украинских товаров на рынки Таможенного союза, и ничего нового в сравнении с тем, что было раньше, тут нет.
«Украинская сторона многие годы пытается получить максимум выгод от интеграционных процессов на постсоветском пространстве, не принимая на себя никаких обязательств», — заявил эксперт Русской службе Би-би-си.
«Нынешняя украинская элита достаточно прагматична, хитра, умна, просто так втянуть ее в любое интеграционное объединение на невыгодных условиях трудно», — замечает Вадим Карасев.
Своя игра
На конец ноября запланировано подписание договора об ассоциированном членстве Украины в ЕС.
Некоторые наблюдатели усматривают в нынешнем сближении с Таможенным союзом мягкий шантаж: станете тянуть и выдвигать много требований, например, об освобождении Юлии Тимошенко, так мы можем и под Москву уйти.
Быть наблюдателем или ассоциированным членом сразу в двух экономических объединениях возможно, а полноценно участвовать — нет. Рано или поздно, выбирать придется. «Стратегическая цель Украины — не теряя синицы в руках в виде исторически сложившихся хозяйственных связей на постсоветском пространстве, постепенно заякориться в экономическом и политическом пространстве ЕС. Стратегическая цель России — так же постепенно, когда-нибудь, привлечь Киев в свои объятия, надеясь на объективно существующие трудности его интеграции в западном направлении», — заявил Русской службе Би-би-си Вадим Карасев.
«Обе стороны понимают игру друг друга, и у обеих достаточно времени для маневра, — добавил аналитик. — Игра не закончена, каждая сторона полагает, что тактически выиграла, и рассчитывает, что стратегически в конечном итоге переиграет партнера».
Предвыборные соображения
В 2015 году на Украине пройдут президентские выборы, и вопрос об историческом векторе, евроатлантическом или евроазиатском, неизбежно станет одним из главных в ходе кампании. Ничего нового здесь, опять же, нет. Ситуация была такова с момента обретения Украиной независимости.
Вадим Карасев уверен, что Виктор Янукович будет позиционировать себя в данном вопросе как центрист.
«Действующий президент сможет критиковать правых за наивный евроромантизм, левых за готовность пожертвовать суверенитетом. А в центре он — реалист, прагматик, руководствующийся исключительно национальными интересами, имеющий, что сказать умеренным представителям того и другого крыла», — прогнозирует политолог будущий электоральный расклад.
Экономика или идеология?
После возвращения Владимира Путина в Кремль распространилась точка зрения, что никогда не исчезавшие разногласия между Россией и Западом стали приобретать характер идеологического противоборства времен «холодной войны». Речь идет не только, и даже не столько о геополитике и экономике, сколько о мировоззренческом противостоянии плюралистической демократии и прав человека, и сильной власти.
Однако Тимофей Бордачев находит упрощением и искажением реальности видеть в интеграционных усилия Москвы на постсоветском пространстве «реставрацию империи», а в создаваемом на базе таможенного Евразийском экономическом союзе — «интернационал диктаторов».
Он напоминает, что Узбекистан и Азербайджан, которые трудно назвать приверженными западным ценностям, в интеграционных проектах не участвуют. Дело, видимо, не в идеологии, а в экономических интересах, как их понимают в каждой из столиц, считает эксперт. К тому же именно авторитарные правители менее других склонны поступаться своей властью и независимостью.
Созданное еще в 1999 году Союзное государство России и Белоруссии, по мнению наблюдателей, пребывает в летаргическим сне, прежде всего, из-за стремления Александра Лукашенко создать наднациональные органы по принципу «одна страна — один голос».
«Ни о какой передаче политических государственных функций в Евразийский экономический союз, который стартует 1 января 2015 года, и речи нет! Нет об этом речи ни на каком этапе кооперации», — заявил на пресс-конференции по итогам встречи в Астане Нурсултан Назарбаев.
«Все решения сегодня и в перспективе будут приниматься в консенсусе», — заверил Виктор Янукович.
Так что у противников имперской идеи нет оснований для тревоги, а у ее адептов — для иллюзий, уверен Тимофей Бордачев. «Независимо от чьих-либо субъективных желаний, ни о какой империи речь идти не может», — говорит он.