Половина операторов и агентов, сотрудничавших с Qualitum Tour, готова объявить себя банкротами, сообщила в интервью Forbes.kz директор Premium tour Татьяна Фирсова
Forbes.kz уже сообщал о проблемах казахстанских туроператоров и турагентов из-за банкротства турецкой авиакомпании Sky Airlines (см. «Турки поняли, что нас можно кидать»). По данным Казахстанской туристской ассоциации, в число пострадавших попало 800 фирм. Однако собеседники Forbes.kz предупреждали, что это только цветочки: ягодки будут, когда Qualitum Tour (турецкий туроператор с офисом в Казахстане; чартеродержатель Sky Airlines – авиакомпании, которая недавно обанкротилась) перестанет оплачивать билеты других авиакомпаний и гостиницы в Турции.
«Брони остаются — вы их просто не видите»
Татьяна Фирсова.
Ягодки вызрели в конце прошлой недели. В субботу, 22 июня, инициативная группа принесла в Департамент по борьбе с экономической и коррупционной преступностью по Алматы заявление, подписанное руководителями двух десятков казахстанских турфирм. Среди подписантов — директор Premium tour Татьяна Фирсова. Редакция попросила ее рассказать подробнее, с чем был связан поход в финпол.
— Туроператор Qualitum Tour совершенно легально работал на территории Казахстана, у них была лицензия, страховка. С туроператором у нас был агентский договор, мы оплачивали купленные у них турпакеты (авиабилеты, гостиницы, трансферы и пр.) — кто наличными, кто безналом. У нас есть квитанции, фискальные чеки — всё, что подтверждает факт оплаты, — утверждает Татьяна. — Но мы не знаем, куда делись эти деньги. Поэтому и хотим, чтобы финансовая полиция провела аудит, выяснила, были ли оплачены туроператором Qualitum Tour авиабилеты, гостиницы.
По словам Фирсовой, две недели назад в онлайн-системе Qualitum Tour (в этой системе фиксируются заявки турагентов, информация о предоплате и полной оплате турпакетов) были аннулированы заявки компаний на турпакеты, за которые уже были внесены деньги.
— Мы обратились в Qualitum Tour, там нам ответили, что это сбой в системе, все брони остаются, но «вы их просто не видите». Спустя неделю мы начали беспокоиться, звонить в отели, куда должны отправиться наши туристы. В отелях нам сказали, что все брони с 1 июля сняты. По каким причинам аннулированы брони, мы пока не знаем, — сказала директор турфирмы.
Татьяна говорит, что после исчезновения заявок они отправились в алматинский офис Qualitum Tour. Сотрудники компании сказали ходокам: «Мы ни за что не отвечаем, все решает офис в Анталье, ждите оттуда рассылки».
Фото: Вадим Борейко Ночь на Босфоре.
«150 млн тенге ущерба можно смело умножать на три»
Рассылку пока никто из партнеров Qualitum Tour не видел. А некоторые директоры турфирм, которые «попали по самое не хочу», были вынуждены лететь в Анталью, чтобы решать проблему на месте. Но разговаривать было не с кем. Как рассказали наши бизнесмены, они застали в Анталье осиротевший офис Qualitum — дверь закрыта, на работе нет ни рядовых сотрудников, ни руководства. Где они, казахстанцы пока тоже не смогли выяснить.
— У Premium tour пострадало 16 туристов. Фирме пришлось покупать заново им турпакеты. Ущерб моей компании составил около 3 млн тенге, — подсчитала директор.
Фирсова говорит, что не знает сумму общего ущерба тех 20 компаний, которые подали заявление в финпол:
— В инициативную группу поступили письма от 50 алматинских турфирм [пострадавших от действий Qualitum Tour], не все они подписали заявление в правоохранительные органы. Однако все прислали информацию о понесенном ущербе. В общей сложности он составляет около 150 млн тенге. Говорят, эту сумму можно смело умножать на три, так как отозвались еще не все [алматинские] турагенты.
По информации инициативной группы из Алматы, «потерпевшие» есть также в Астане, Караганде и Актау. Они сейчас тоже объединяются и готовят заявления в финансовую полицию.
Фото: Вадим Борейко Побережье Кемера.
«Если турагенты будут выплачивать все суммы, то 50% объявят себя банкротами»
Татьяна Фирсова утверждает, что она обращалась к компанию, где получала страховку. Premium tour из-за нерадивости туроператора вынужден был, как и другие турфирмы, дважды платить за турпакеты своих клиентов. От страховщиков туристская компания хотела получить «дублирующую» оплату: в конце концов, деньги осели не у турагентов в карманах, а, скорее всего, у турецкого туроператора.
— От страховой компании нам пришел отказ — на том основании, что не было страхового случая. Они говорят так: «Если бы ваши туристы были сейчас в Турции, не могли бы вылететь обратно в Алматы, их нужно было спасать — тогда это страховой случай. Но так как ваши туристы находятся сейчас в Казахстане, с ними все в порядке, то это не является страховым случаем». В общем, нам предложили самим решать свои проблемы, — объяснила Татьяна.
Она говорит, что обращение в Казахстанскую туристскую ассоциацию также оказалось бесполезным.
— В ассоциации нам сказали, что она не касается финансовых вопросов, так как является общественной организацией, — обрисовала позицию КТА руководитель Premium tour.
Если агентам не поможет финпол, то они, по словам Татьяны, намерены обращаться в прокуратуру и в суд.
— Мы будем обращаться ко всем, кто нам сможет оказать содействие. Сейчас, если турагенты будут выплачивать все суммы [второй раз оплачивать одни и те же турпакеты], то 50% пострадавших фирм будут объявлять себя банкротами, — сказала г-жа Фирсова.
Источник: Forbes.kz