Несмотря на декларированное «стратегическое партнерство» мы очень мало видим хороших и теплых материалов о Казахстане из России. Но эта статья Дины Сергеевой из газеты «Вечерняя Москва» поразила нашу редакцию необыкновенным отношением к казахам. Такую российскую прессу нужно любить и уважать.
«Кзыл» — цвет любви и солнца. «Тенгри» — священное небо
Будучи ребенком лет пяти, заразилась желудочной инфекцией. Лечили долго, но впустую.
Потом по-тихому доктор сказал маме, чтобы достала казахский кумыс. Помню его кисловато-соленый вкус. «Лекарство», как говорила мама.
«Значит, казахи — это врачи», — тогда подумала я. И непременно красивые.
А что такое красота показахски? Великий поэт ХIХ века Абай Кунанбаев четко описывает женскую красоту степнячки: высокий лоб, темные очи, иссиня-черный излом бровей. А что сегодня? За ответом я отправилась на выставку изобразительного и прикладного искусства казахских мастеров в Московский дом национальностей.
Обратила внимание на работы художника Амангельды Шакенова «Родные мотивы». Степное небо, простой деревенский быт, фигурки играющих возле юрты детей. Незамысловатая экзотика пейзажа как-то расслабила и совершенно неожиданно в моем случае всколыхнула в душе какую-то ностальгию. И вдруг… те самые глаза, разлетающиеся брови, две густые черные косы — все в точности так, как писал великий Абай.
— Кто эта девушка? — интересуюсь у автора.
— Сандугаш Бискенова, студентка четвертого курса Омского педагогического университета. Работа написана прямо в аудитории.
— Вы родились и выросли в Омске. Почему образ родины связан с Казахстаном?
— В детстве я прожил год в Казахстане, — объясняет Амангельды. — Но впечатления, полученные на этой земле, до сих пор не отпускают.
По данным статистики, в России проживают от 500 тысяч до 2,5 миллиона казахов.
В том, что традиции казахи хранить умеют, убедили на гала-концерте юные артисты народной студии «Замандас» из Казахстана и взрослые коллективы сибирского центра казахской культуры «Молдiр».
В национальном костюме отметила обилие красного цвета.
— Почему столько красного? — спрашиваю у руководителя казахской национально-культурной автономии Москвы Полата Джамалова.
— «Кзыл», или «кызыл», — «красный»: цвет крови, силы, солнца, любви. У казахов он соотносится с порой апогея жизни, с сорокалетним мужчиной, который подобен «сияющему мечу, вынутому из ножен». Это период достойных человеческих поступков, дел, которые прославляют твой народ и твое имя.
Красиво, правда? И как близко и понятно нам, неказахам.
Что ж, под общим небом живем. У каждого оно называется по-разному, но от этого не перестает быть тенгри*, единым для всех. Очень важно, чтобы мы это понимали.
Источник: http://vmdaily.ru