В XVII веке в Европе рождается мода на перевод ” Тысяча и одной ночи”, “Заиры” Вольтера и других “восточных” произведений. Живопись разделяла это увлечение, изображая в основном гостиные султанов и муфтиев, дворцы, гаремы, убранство комнат, наряды и многое другое, что для европейцев казалось экзотикой. Первый настоящий контакт с Востоком произошел после июля 1798 во время египетской компании Наполеона. Виван Депон, сопровождавший Бонапарта, привез оттуда многочисленные наброски развалин времен фараонов и эскизы египетских костюмов. Война за независимость в Греции открыла романтическому поколению новые типажи и новые пейзажи.
Родоначальниками настоящего ориентализма стали Декан и Марила – искреннего, пережитого и правдивого изображения знойных пейзажей и ярких красок Востока. Они путешествовали через Турцию, Ирак, Персию, Египет, Ливан, Палестину, Аравийскую и Северную Африку. Со временем они изменили западное восприятие Востока и тем самым оказали ощутимое влияние на зарождение новых поколений художников. В ощущениях и картинах европейцев, кальян представлялся предметом изыска и аристократической роскоши. И служили больше декоративным, артистическим элементом. Ориенталисты, определенно имели художественный вкус, чтобы представлять кальян именно в этом свете. Представляем Вам несколько их работ с изображением кальяна.
Песни башибузуков. Жан-Леон Жером, (1868)
Алжирские женщины, Эжен Делакруа, (1834)
Для описания восточных женщин, живописец Эжен Делакруа, использует богатые и глубокие цвета.
Служанка гарема, Пауль Троуиллеберт, (1874)
… “красивая и холодная обнаженная до пояса рабыня” держит поднос, с маленьким кальяном. Длинный шланг обмотан несколькими петлями вокруг “шеи” кальяна.
Одалиска и её раб, Энгр Жан-Огюст-Доминик (1839)
Художник создает ленивую атмосферу, почти раздетую женщину на кровати. На переднем плане, справа, осторожно поддерживает крошечный кальян. Энгр в творчестве стремился к созданию идеальной, совершенной формы, очищенной от недостатков живой природы. Превыше всего ценил “идеальный рисунок”. “Линия – это рисунок, это все!” – говорил он ученикам. В лучших работах точность рисунка сочетается с тонкость нежных красок.
Алжирская женщина и ее раб, (1860)
Женщина на картине изящно одета в старой турецкой традиции, беспечно держит шланг кальяна. Она сидит около деревянного стола, инкрустированного перламутровым и черным деревом.
Вождь Баши-Бузук, Жан-Леон Жером , 1881
Наконец, художник, который наиболее представил в своих картинах кальян – Жан-Леон Жером. Баши-Базук, показанный выше был вождем наемных отрядов Османской империи. Плиссированная юбка и легкая кожа показывают, что этот вождь имеет Балканское происхождение. Такие юбки все еще носят сегодня как церемониальное платье в армии Греции. Произведения Жерома были столь точны в регистрации деталей, что ученые используют их как этнологические отчеты.
Раздувающая кальян, Жан-Леон ЖЕРОМ
Другая живопись, которая заслуживает упоминания – Женщина, разжигающая кальян. Один из критиков заметил, что есть поразительный контраст между наготой женщины, которая тщательно разжигает кальян перед бассейном и группы скрытых в тяжелые одежды женщин, наблюдающих сцену, на заднем плане, позади перил.
Бассейн в гареме, Жан-Леон ЖЕРОМ
На этой картине того же художника мы видим евнуха, предлагающего изысканные кальяны наложницам. Работа очень светлая, помещение пронизывают лучи солнца. Виден их ход из-за некоторого дыма от кальянов. И можно только представить себе, каким благоуханием наполнен воздух!
Источник: kalyan-express.kz