Темпы экономического роста Казахстана до кризиса 2008 года были одними из самых высоких в мире — 9-11 процентов в год. В последние два года эти показатели снизились почти вдвое. В этой связи в стране делается все возможное, чтобы вернуть докризисные темпы развития, но на этот раз за счет диверсифицированной экономики.
Следует подчеркнуть, что экономический рост в докризисные годы в основном был связан с освоением месторождений нефти и газа и развитием связанной с этим производственной и инфраструктурной базы. Освоение месторождений углеводородов шло путем привлечения масштабных иностранных инвестиций.
Благодаря иностранным инвестициям быстро росла добыча и экспорт нефти и газа, увеличивалось положительное сальдо торгового баланса. За 2005-2010 годы, по данным платежного баланса, оно выросло с 10,3 млрд до 33,5 млрд долларов. Но при этом рос дефицит счета текущих операций. Этот дефицит складывался за счет значительного отрицательного сальдо по балансу услуг и громадных выплат доходов прямым инвесторам, которые за 2005-2010 годы увеличились с 4,8 млрд до 17,2 млрд долларов.
Развитие по такой модели обеспечивало быстрый рост, но и создавало в экономике значительные диспропорции. В начале текущего десятилетия в экономике Казахстана обозначился ряд проблем. Основная из них — сырьевая направленность экономики. Не секрет, что в секторе промышленного производства вплоть до последнего времени ведущие позиции занимали добывающие отрасли. Причем быстрее всего развивается нефтедобыча. При этом доля переработки нефти составляет всего 20 процентов. Это делает экономику Казахстана чувствительной к изменениям конъюнктуры на рынке сырьевых ресурсов. Обеспокоенность правительства вызывала также слабая межотраслевая и межрегиональная интеграция экономики, слаборазвитый внутренний рынок потребительских товаров и услуг, недостаточное развитие логистики и социальной инфраструктуры, старение основных фондов (кроме нефтегазовой и горнометаллургической отраслей), низкая инновационность.
Для решения данных проблем была создана система государственного регулирования инновационной сферы: приняты законы «О науке» и «Об инновационной деятельности», утверждена «Стратегия индустриально-инновационного развития». В Стратегии была поставлена задача перевода экономики Казахстана от инерционной к инновационной модели развития и обеспечения темпов роста экономики не менее чем на 8,8-9,2 процента в год, что позволило бы увеличить к 2015 году объем ВВП примерно в 3,5-3,8 раза. По мнению авторов Стратегии, на смену политике импортозамещения должна прийти политика стимулирования и повышения конкурентоспособности и экспорта.
Помимо этого большое внимание все эти годы уделялось фундаментальным факторам развития. Так в 2006 году была скорректирована программа экономической модернизации страны: закон «О государственной поддержке инновационной деятельности в РК» определил дальнейшие шаги по созданию инновационной инфраструктуры, в частности развитию технопарков и инновационных фондов. С 2007 года заработал механизм предоставления инновационных грантов.
Для пересмотра системы управления государственными активами правительство создало государственные финансовые холдинги «Самрук-Казына», «КазАгро» и так далее. Они реализовывали общую стратегию по поддержке экспортных операций малого, среднего и крупного бизнеса.
Созданы Государственная комиссия по модернизации экономики Казахстана и Рабочая группа из представителей государства и Ассоциации предпринимателей «Атамекен». Также был создан Консультативно-совещательный совет национальных инвесторов при президенте, основной задачей которого стало содействие реализации инвестиционных проектов, связанных с модернизацией и структурной перестройкой экономики. Начата бюджетная программа «Дорожная карта бизнеса — 2020» по развитию предпринимательства в регионах, основной целью которой является создание постоянных рабочих мест за счет развития новых сегментов предпринимательства в регионах, в первую очередь малых и средних предприятий. Для обеспечения ускоренного экономического развития предполагалось сконцентрировать усилия на реализации кластеров сервисно-инфраструктурного характера, производств с высоким технологическим переделом, а также на создании новых отраслей.
В ходе крупных инвестиционных форумов с участием президента страны Нурсултана Назарбаева государство определило приоритетные направления иностранного инвестирования, в первую очередь это электроэнергетика, нефтепереработка и нефтехимия, газовая отрасль, химическая промышленность, металлургия. В результате продуманной и четко контролируемой политики в этом направлении Казахстан за годы кризиса привлек наибольший объем прямых иностранных инвестиций среди всех стран постсоветского пространства.
На сегодняшний день не без трудностей успешно решен вопрос с финансированием строительства первого интегрированного нефтехимического комплекса в Атырауской области. Последовательно осуществляется привлечение инвестиций в электроэнергетическую отрасль. Из транспортных проектов наиболее привлекательными для иностранных инвесторов являются железные дороги международного значения, например Узень (Казахстан) — Берекет (Туркменистан) — Горган (Иран).
Нельзя не отметить положительную роль в деле налаживания регионального сотрудничества таких инициатив как договор о Таможенном союзе и концепцию индустриально-инновационного развития, которая предполагает к 2030 году создать высокотехнологичные отрасли, что должно превратить республику в Евразийский торговопромышленный узел.
Устойчивое развитие в нынешнем десятилетии будет обеспечено в контексте быстрой диверсификации и повышения конкурентоспособности экономики Казахстана. В ближайшие 5 лет должны быть сданы в эксплуатацию заводы по обогащению минералов, ряд энергетических комплексов — Балхашская ТЭС, Мойнакская ГЭС, новый блок Экибастузской ГРЭС и так далее. До 2014 года предполагается восстановить три нефтеперерабатывающих завода, обеспечивая 100 процентов внутреннего потребления нефти и нефтепродуктов.
Другим важным сегментом диверсификации является развитие аграрного сектора, для того чтобы в 2014 году достичь квоты более 80 процентов сельскохозяйственной продукции на местном рынке. Строительство железнодорожной линии «Коргас-Жетыген» и логистического узла на границе с Туркменистаном откроет доступ казахской продукции на рынки Китая и в страны Персидского залива. Магистраль «Западная Европа — Западный Китай», строительство которого скоро будет закончено, тоже является важной артерией для товаров.
Однако для реализации всех этих планов государственных ресурсов конечно же недостаточно. Поэтому было решено привлечь инвестиции не только из Китая, Южной Кореи, Объединенных Арабских Эмиратов, но и из французских, итальянских, российских компаний, в общем объеме 20 млрд долларов. Также были привлечены инвестиции для автомагистрали «Западная Европа — Западный Китай» на сумму около 3 млрд долларов, для газопроводов с востока на юг страны еще 2 млрд долларов.
На краткосрочную перспективу прогнозы развития страны казахстанских чиновников и аналитиков в основном совпадают. И те, и другие дают три сценария развития, которые зависят от цен на основные экспортные ресурсы Казахстана, в первую очередь от цены на нефть. По достаточно осторожному прогнозу Министерства экономики и бюджетного планирования Казахстана, восстановление экономики по темпам развития до уровня 2006-2007 годов произойдет в 2015 году. Столь скромные амбиции по мнению аналитиков объясняются все еще сильной зависимостью экономики Казахстана от цен на сырьевые товары.
Впрочем есть все основания полагать что уже по итогам следующего года ВВП республики вырвется из «сырьевого плена». Вплоть до последнего времени по темпам развития обрабатывающая промышленность традиционно числилась в аутсайдерах. Но уже по итогам прошлого года впервые основной вклад в прирост ВВП был достигнут не только за счет добывающих отраслей. При общем реальном приросте ВВП в 2012 году по отношению к 2008 году 22,6 процента самый высокий прирост достигнут в обрабатывающей промышленности – 19,4 процента. В целом же с начала реализации Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития (с 2010 года) наметился неплохой рост обрабатывающей промышленности, опережающий темпы роста горнодобывающей промышленности. К примеру, в 2010 году в горнодобывающей отрасли рост к предыдущему году составил 7,2 процента, а в обрабатывающей – 13,9 процента, в 2011 году рост достиг 1 и 7,7 процента соответственно.