Казахстан оказался не готов к введению экологического стандарта Евро-4. С начала июля в страну разрешено ввозить только новые иномарки. Но вот оказалось, что заправлять их практически нечем. В стране дефицит топлива нужного экологического класса. Бензин, соответствующий Евро-4, завозят в мизерных количествах. К тому же он недешевый, передает телеканал «КТК».
Машины новые, бензин старый. Владельцам автомобилей, которые ввезли в страну после введения Евро-4, нечем заправлять своих железных коней. Казахстан производит бензин, соответствующий только второму экологическому классу. А привезенное топливо из Китая не выше третьего. Одна надежда на российских производителей. Но оттуда и поставок меньше, и цена выше.
Акмарал Калмуратова, директор независимого центра экспертизы нефтепродуктов:
— На сегодняшний день объемов реализации топлива класса 4 и 5 пока маловато, для того чтобы полностью обеспечить весь рынок, который должен уже соответствовать по двигателю классу 4.
Центр экспертизы нефтепродуктов регулярно проверяет местные автозаправки. Здесь не раз сталкивались с тем, что топливо низкого качества выдают за Евро-4. Отдельные АЗС грешат и заниженным октановым числом. Это когда вместо 92-го бензина в бак вам заливают, например, 76-ой.
Соответствие бензина четвертому экологическому классу определяется в этой лаборатории. Специалисты проверяют топливо на наличие серы, бензола, углеводородов. Именно эти вещества, в конечном итоге, влияют на экологию и исправность автомобиля.
Бензин стандартов Евро-4 и даже Евро-5 завозят только крупные автозаправочные станции. Да и то в небольших количествах. Из-за высокой цены заграничное топливо премиум-класса особым спросом не пользуется.
Светлана Кузьмичева, начальник отдела технологического и качественного контроля ТОО «Гелиос»:
— Не все могут себе позволить такое топливо. Оно нам очень дорого обходится, одна логистика только чего стоит. Поэтому закупать этого топлива много и чтобы оно простаивало, тоже смысла нет.
Автомеханик Олег Бабаносов говорит, что некачественный бензин часто становится причиной поломок. Своим клиентам новые иномарки с двигателем стандарта Евро-4 советует заправлять только топливом соответствующего класса. И чем выше октановое число, тем лучше.
Олег Бабаносов, автомеханик:
— Когда попадается бензин низкого качества, летят свечи, потом плавятся катализаторы, рассыпаются. Вылетают кислородные датчики. Соответственно вся электроника приходит в негодность.
Отечественные нефтеперерабатывающие заводы начнут выпускать топливо стандартов Евро-4 и 5 лишь после модернизации. Завершится она не раньше конца 2016 года. Пока же казахстанским автомобилистам придется заправляться тем, что есть.
Алексей Рыблов