АЛТЫНОРДА
Казахи за рубежом

Чем опасны киргизские иномарки

kordaininov1«Бесплатный сыр бывает только в мышеловке». На городском складе временного хранения скопилось уже три десятка машин, которые задержали таможенники у карагандинцев. Владельцы не спешат забирать свое недавно приобретенное имущество. Потому что за это гражданам придется заплатить даже больше, чем они выложили за саму покупку.

Большинство задержанных автомобилей – с желтыми киргизскими номерами. На бишкекском авторынке сохраняются низкие цены. Департамент таможенного контроля не раз предупреждал карагандинцев не соблазняться дешевизной – таможенная очистка увеличит первоначальную стоимость машины в разы. Однако люди все равно находят способы в обход таможенных пошлин пригнать из Киргизии иномарку, а потом не знают, что с этой контрабандой делать.

Киргизская ловушка

По информации Вячеслава Терентьева, руководителя отдела контроля таможенных процедур, все больше карагандинцев пытаются ездить на нелегальных машинах. После того как в странах Таможенного союза повысились тарифы на ввоз подержанных авто и цены на иномарки резко подскочили, многим покупателям пришлось расстаться с мечтой о собственном транспорте. Тем не менее, некоторые находчивые граждане изо всех сил стараются выкрутиться, используя лазейки в законодательстве. По дешевке покупают авто в Киргизии, привозят домой и только тут понимают, что дальше гаражного массива выехать на нем они не смогут. Таможенники совместно с дорожной полицией тормозят такие машины и отправляют их на СВХ.

— Таможенный союз принял единые ставки таможенных пошлин с 2010 года, – рассказывает Вячеслав Терентьев. – В Киргизии и Монголии таможенные пошлины на порядок ниже. Например, у нас таможенная пошлина на самый популярный на территории Таможенного союза автомобиль (возрастом свыше пяти лет с объемом двигателя от двух до трех) составляет 4 евро за один кубический сантиметр. Возьмем наиболее распространенные «Фольксвагены» и «Тойоты» 2006-2007 года выпуска с объемом двигателя 2500 см3. Умножаем 2500 на 4. Получается 10 тысяч евро. В Монголии и Киргизии таких ставок нет. Поэтому людям кажется, что выгодно ехать в Киргизию, потому что там за счет дешевой растаможки машина обходится дешевле. Но не стоит забывать, что это приводит к нарушению наших таможенных правил.

— Почему поток нелегальных машин именно с Киргизии пошел? – добавляет Владимир Якунин, начальник отдела по борьбе с экономической контрабандой. – Что привлекло приобретателей? Граждан Казахстана ввели в заблуждение. Говорили, что вот-вот Киргизия вступит в Таможенный союз и тогда не нужно будет растамаживать машины.

 

Бесплатный вариант

Однако до сих пор Киргизия к тройственному союзу не присоединилась. Но отдельные граждане все равно надеются, что их пронесет. Потому что существует льгота, которая позволяет недавно купленной за рубежом бэушной иномарке совершенно бесплатно пересечь государственную границу.

— Действительно, такая льгота есть, – продолжает Вячеслав Николаевич. – Но ею может воспользоваться только иностранец. Он может въехать на своей машине на территорию Казахстана и находится тут столько, сколько определит таможенный орган при пересечении границы. Но не больше года. Наши недобросовестные граждане пользуются этим. Едут в ту же Киргизию или Монголию. Покупают там автомобиль. Но не переоформляют его на себя. Продавец – киргиз или монгол – садится за руль и спокойно пересекает границу. Таможенник ему ничего предъявить не может. Юридически киргиз остается хозяином автомобиля. Он объясняет, что отправляется в гости. После чего, отъехав от границы, оформляет доверенность на покупателя.

— Или же доверенность оформляется еще в Киргизии, – добавляет Владимир Якунин. – Но таможенный пост едут пересекать в Казахстан вместе. Мы уже видим по базе: вот машина пересекла таможенный пост «Кордай», временный ввоз был оформлен законно. Потом буквально через семь часов гражданин Кыргызстана возвращается – уже пешком. А его машина пошла кататься по территории ТС.

 

Платить все равно придется

Дальше контроля нет. И покупатель надеется, что сможет легко потеряться. Однако управление по борьбе с контрабандой не спит. Рано или поздно автомобиль с желтым номером остановят.

— Если за рулем сидит не иностранец, который по льготе пересекал границу, то происходит нарушение таможенных правил, – говорит Вячеслав Терентьев. – Казалось бы, хозяин автомобиля может на законных основаниях выдать нотариально заверенную генеральную доверенность. С точки зрения гражданского права проблем нет. Но с точки зрения таможенного законодательства налицо нарушение. Потому что передача автомашины в пользование без разрешения таможенного органа запрещена. То есть пересек границу иностранец. И распоряжаться ею может только иностранец на основании той декларации, которую он заполнил на границе. Если же его машиной пользуется любой другой человек, он нарушает таможенные правила. Это статья 430 административного кодекса.

— Что грозит нарушителю?

— Он идет в суд. Его привлекают к штрафу – от 5 до 10 МРП (от 8655 до 17310 тенге). И на основании этого постановления суда они приходят к нам. Говорят: отдайте нашу машину, мы оплатили штраф. Они думают: куплю дешевую машину, заплачу штраф и дальше поеду. Нет! Дальше он не поедет! Мы им объясняем: штраф назначен за ваше нарушение, но обязанность уплатить таможенные пошлины и налоги сохраняется. Без этого машину никто не отдаст. Кроме того, что они нарушили, есть обязанность погасить таможенные платежи. То есть с того момента, когда нерезидент передал автомобиль кому-либо, наступает обязанность по уплате таможенных платежей и налогов, которые бы подлежали уплате, если бы этот автомобиль ввезли в общем порядке. Таможенный сбор составляет 60 евро, плюс пошлина в зависимости от года выпуска и объема двигателя машины и НДС – 12 процентов от стоимости. Повторю, что в среднем на машины старше пяти лет сумма выходит в пределах двух миллионов тенге. Одним административным штрафом они не отделаются. Бесплатный сыр бывает только в мышеловке.

— Были случаи, когда карагандинцы все-таки забирали машины с СВХ?

— С нового года всего два таких случая, – отвечает Владимир Якунин. – Как правило, у наших казахстанцев, которые наказаны, нет документов, подтверждающих право собственности. Зачастую у них на руках только доверенность на управление. Тем самым они пытаются уклониться от ответственности. Мол, мне просто дали поездить. Но дело в том, что забрать автомобиль с СВХ может только собственник. Тот, кто ездит по доверенности, не сможет даже провести таможенное декларирование.

— Получается, люди просто махнули рукой на свои автомобили?

— Они не махнули рукой. Их вводят в заблуждение. Люди пишут жалобы. Но закон для всех един. Если все сроки пройдут (2-4 месяца) и никто не придет за машиной, оформляется акт задержания. В течение месяца задержанные товары передаются судебным администраторам. Постановление правительства, регулирующее этот порядок, вот-вот должно вступить в силу. Предполагается, что затем эти автомобили будут реализовывать через аукцион.

— Могут ли граждане Казахстана купить автомобиль за границей и временно ввести его на законных основаниях?

— Могут. Но на срок не более полугода. И с условием обеспечения уплаты таможенных платежей и налогов. То есть они на счет таможенного органа кладут сумму растаможки, полгода ездят, а при вывозе снимают эту сумму. То есть физические лица – резиденты Таможенного Союза могут временно ввозить автомобиль, находящийся на учете в иностранном государстве, но на срок не более полугода. Если же транспортное средство не зарегистрировано в иностранном государстве, то при перемещении его через таможенную границу он будет рассматриваться в общем порядке, как товар с уплатой всех необходимых таможенных платежей и налогов в зависимости от выбранной таможенной процедуры.

Департамент таможенного контроля по Карагандинской области призывает к осмотрительности жителей, решивших купить подержанную машину за рубежом. Прежде чем приобрести автомобиль, зарегистрированный на территории другого государства, лучше заранее узнать, во сколько выльется его таможенная очистка, какие нужны разрешительные документы и проходит ли он стандарт «Евро 4». Проконсультироваться можно по адресу: улица Богдана Хмельницкого, 14. Или же позвонив в круглосуточный CALL-Centre при Комитете таможенного контроля по телефону 1412.

Анастасия Машнина