На счету уральских судостроителей 18 боевых кораблей и катеров. Почти все корабли и катера, охраняющие морские границы Казахстана, сделаны в Уральске.
Выпускать такие суда наша страна стала только после обретения независимости, когда реально встал вопрос об охране и защите морских границ. За 20 лет единственный в Казахстане судостроительный завод «Зенит» сдал в эксплуатацию 18 боевых кораблей, пограничных катеров и прочих судов, которые сейчас бороздят по просторам Каспийского моря и обеспечивают охрану государственной границы.
Нарушитель не уплывет
За эти годы уральские судостроители освоили серийное производство катеров водоизмещением до 50 тонн, а самое главное – здесь стали выпускать корабли водоизмещением до 250 тонн. Основными заказчиками предприятия являются пограничные службы КНБ страны и Министерство обороны.
А начинали уральцы с катера «Сункар», предназначенного для прибрежного плавания с небольшими водоизмещением и мореходностью. Затем перед нашими судостроителями поставили задачу изготовить высокоскоростные катера. «Сейчас они достают всех нарушителей в море, имеют хорошую мореходность, что немаловажно в условиях непогоды. Катера оснащены соответствующим вооружением», – говорит генеральный директор «Зенита» Вячеслав ВАЛИЕВ.
«Ставки» поднялись до 600 тонн
«Уральцы» оснащены современным вооружением Серьезным испытанием для завода стал заказ на изготовление судна водоизмещением до 250 тонн. Со стапелей сошли уже два ракетно-артиллерийских корабля по заказу Министерства обороны – «Казахстан» и «Орал». Эти настоящие боевые машины оснащены ракетно-артиллерийским вооружением, современными средствами связи, навигационным и штурманским вооружением, запас провизии и пресной воды составляет до 10 суток. Судно может достигать скорости до 30 узлов с мореходностью до 7 баллов. Такой техники на вооружении казахстанских военных еще никогда не было.
Но задачи по охране морских границ с каждым разом растут. Теперь перед военно-промышленным комплексом в сфере судостроения стоит задача по изготовлению судов водоизмещением до 600 тонн. А это – высокая планка, особенно для завода, который стоит на суше, вдали от моря. «Сейчас мы разрабатываем проект, который позволит выпускать суда еще большего водоизмещения, причем не только военного назначения, но и гражданские – до 600 тонн», – поясняет Вячеслав Валиев.
И «Утес» для острастки
А буквально на днях заводчане спустят на воду свое новое детище – быстроходный катер. Главные его достоинства – скоростные качества и маневренность, что поможет догонять браконьерские баркасы, снабженные сразу несколькими моторами. Судно способно развивать скорость до 100 километров в час при низкой осадке, что позволяет ему заходить в реки. Вооружение – пулемет «Утес» калибра 12,7 мм. По словам Вячеслава Валиева, даже при трехбалльном шторме катер может продолжать движение на высокой скорости. Кроме того, созданы все условия для работы: самые современные средства управления, картографии, автопилот, системы кондиционирования, вентиляции и отопления. В общем, отечественное судостроение старается плыть в ногу со временем.
Уральск
Гульмира КЕНЖЕГАЛИЕВА 02 августа 2013
Источник — Караван