В октябре в Астане пройдет 15-й съезд «Нур Отана», который, по оценкам экспертов, будет нерядовым и многообещающим. Впервые 1 200 делегатов правящей партии будут в течение 2-х днейобсуждать стратегию и тактику «Нур Отана» и планируют принять новую Доктрину. Накануне съезда на вопросы ИА Zakon.kz и Первого канала «Евразия» ответил первый заместитель Председателя партии «Нур Отан» Б.Байбек.
Бауыржан Кыдыргалиевич, Вы являетесь первым заместителем председателя крупнейшего политического объединения страны, в программных документах «Нур Отан» называется народной партией. Но зачем она простому казахстанцу? Какие у нее функции?
— Говоря о «Нур Отане», многие называют ее партией власти. Но это не так. «Нур Отан» – правящая партия. А правящей партию сделал народ, который на последних выборах дал высокий мандат доверия. Набрав более 80% голосов избирателей, мы сформировали парламентское большинство. Кроме того, вы знаете, сегодня членами партии являются более 900 тысяч человек.
Поэтому основная задача «Нур Отана» – эффективно представлять интересы граждан, быть действенным посредником между народом и властью. Нам, как общественной организации, необходимо узнавать мнения людей, как и чем они живут, доводить проблемы до власти.
Для этого у нас есть все необходимые ресурсы: более 9 тысяч первичек и 3 тысяч постов партийного контроля. Таких возможностей в нашей стране нет ни у одной партии или общественной организации.
Но многие казахстанцы называют «Нур Отан» партией чиновников…
— Да, есть такое расхожее мнение. Но в действительности в партии госслужащих всего лишь 6 процентов. Основная же часть нуротановцев – это учителя, предприниматели, врачи.
Возможно, такое мнение складывается, в том числе из-за недостаточно эффективной работы органов партии. Но, согласитесь, партия – это живой организм. Она должна меняться вместе с обществом, своевременно отвечая на растущие запросы граждан.
Сегодня граждане ждут от нас более эффективной защиты своих интересов и действенного контроля за деятельностью исполнительных органов, как в центре, так и на местах.
Именно поэтому по поручению Лидера партии «Нур Отан» мы взяли курс на обновление. Наша цель – работать не как «партия власти», ассоциирующаяся с чиновничеством, а как партия, представляющая интересы народа.
Вы сказали об обновлении. Что имеется в виду?
— Сегодня деятельность партии выстраивается на принципах ответственности, прозрачности, эффективности и подотчетности.
По поручению Лидера партии через депутатов парламента и маслихатов усиливается контроль за исполнением бюджета и госпрограмм. В этой связи должна повыситься роль руководящих органов партии: бюро, политсовета, фракций в мажилисе и маслихатах.
Большое внимание уделяется усилению работы в регионах, с молодежью с применением современных информационных технологий.
В аппарате партии внедрены принципы корпоративного управления. Кадровая политика выстраивается по принципу меритократии, создана система мотивации и социального лифта. Так, впервые проведена аттестация сотрудников, штатная численность центрального аппарата сократилась на 30%, управленческие звенья – с 7 до 5. В результате экономии заработная плата филиалов повысилась на 15%, укреплена материально-техническая база.
Школой политического менеджмента (ред. — бывшая Высшая партийная школа) осуществлен переход от академических курсов к системе практических тренингов. Только в текущем году обучением будет охвачено 440 руководителей «первичек», а это более 200 тысяч членов партии.
Работа Института общественной политики (ред. — бывший Институт парламентаризма) сконцентрируется на экспертизе законопроектов, госпрограмм, проведении соцопросов. Это позволит обеспечить наших депутатов объективной и всесторонней информацией по проблемам населения.
С чем связана подготовка, а теперь и обсуждение Доктрины «Нур Отан»?
— После принятия Стратегии-2050 государство начало реализацию больших политических реформ, кардинально изменивших общественно-политический ландшафт. Прежде всего, это формирование «корпуса А», передача полномочий из центра в регионы, введение выборности сельских акимов, усиление общественного контроля. В условиях повышения прямой ответственности чиновников перед населением ключевая роль в осуществлении контроля за госорганами отводится общественным организациям и, в первую очередь, партиям.
Конечно же, как правящая партия Нур Отан должен возглавить этот процесс, повысив эффективность работы.
А Доктрина? В чем ее суть?
— В Доктрине четко закреплены наши главные цели и идеалы. Это своего рода конституция партии, определяющая роль Нур Отана в реализации Стратегии-2050 и развитии страны в целом.
Сегодня, когда во многих странах кризис ценностей привел к политическому кризису и даже гражданской войне, нам необходимо на долгие годы вперед закрепить в общественном сознании те базовые ценности, которые сформировались за период Независимости, обеспечив все наши достижения.
Доктрина как главный идеологический документ позволит сплотить наших партийцев, придав осмысленность повседневной работе.
Самое главное. В Доктрине изложены основные принципы Государственного курса Елбасы, ставшие залогом успеха и процветания нашей страны. Ведь создание независимого и сильного государства, сохранения мира и согласия – это результат последовательной политики нашего Президента.
В проекте документа есть интересное положение: «Государство и граждане – равные партнеры… Государство будет ориентировано на служение интересам граждан…» Сегодня многие называют нашу страну – ТОО «Казахстан», из-за непрозрачности многих решений, и говорят, что нам необходимо двигаться в сторону АО «Республика Казахстан», как это сделать?
— Я бы не стал так прямолинейно применять лексику корпуправления к государственной системе.
В бизнесе эффективность и прозрачность оцениваются по прибыли. В государстве же все сложнее. Многие социальные вопросы не могут рассматриваться только через эту призму.
Согласно Конституции, Казахстан – это социально ориентированное государство. То есть, каждый гражданин имеет право на получение качественных госуслуг. Это и есть сервисный принцип, по которому выстроено госуправление в конкурентоспособных странах. У нас он получил реальное воплощение в принятом Законе «О государственных услугах».
Сервисный принцип мы можем ввести, но как гражданин может проверить – куда и на что тратятся его деньги. Есть ли у вас видение такого механизма прозрачности?
— Нам необходимо системно повышать эффективность работы депутатских фракций в представительных органах власти. Для этого, как я уже говорил, партии необходимо обеспечить депутатов качественной аналитикой и объективной инфорацией. Также нам нужно консолидировать мощный потенциал отечественных неправительственных организаций.
Но как партия может влиять на власть, если тот же аким руководит местным филиалом «Нур Отана»? Получается – человек приходит жаловаться в партию на чиновника, и к тому же чиновнику эта жалоба и возвращается – но уже по партийной линии.
— Вы правильно заметили, такая проблема действительно есть. Для ее решения мы внедряем «Электронную партию». К примеру, до конца года в
Астане будет открыт Единый координационный центр, куда будут поступать заявления граждан со всех 300 региональных общественных приемных партии. Данная информационная система позволит полностью исключить субъективный фактор, обеспечив прозрачность контроля.
В случае роста жалоб на того или иного акима будет назначаться независимая проверка. Сегодня работа Комитета партийного контроля ориентирована на «чистку» рядов партии, принципиальное рассмотрение жалоб на высокопоставленных партийцев.
И самое важное – руководство партии будет обеспечено альтернативной информацией.
Поговорим о других партийцах – молодых жасотановцах. Сейчас они все больше ассоциируются как массовики-затейники…
— К сожалению, во многом это так. Чиновники, да и нередко сами партийцы, все еще воспринимают молодежь по остаточному принципу, связывают ее с проведением массовок, флажками, кепками.
Мы ломаем этот стереотип. Жас Отан должен стать эффективной площадкой для реализации идей и проектов молодых. Для этого мы начали два больших проекта: «Сәтті қадам» и «Жастар ауылға». Во-первых, мы помогаем молодым выпускникам вузов пройти практику на госслужбе, нацхолдингах и начать карьеру. Во-вторых, обеспечиваем доступ молодых сельчан к предусмотренной для них государственной помощи.
Я уже говорил, что партия – это социальный лифт для талантливых молодых людей, у которых нет поддержки. Так, через нашу партию все больше молодых избираются в местные представительные органы. Сегодня только количество депутатов маслихатов до 30 лет выросло по стране более чем в два раза, до 84 человек.
Перейдем к главной политической интриге этой осени – Съезд партии «Нур Отан». Много ожиданий от съезда. Что изменится?
— На съезде Лидером партии будут озвучены важные решения, знаменующие начало нового этапа в развитии Нур Отана. Планируется принятие нашей Доктрины.
Для широкой внутрипартийной дискуссии впервые работа съезда пройдет в течение двух дней. Приглашено вдвое больше делегатов из регионов, которые на секционных заседаниях обсудят обновление партии и наши задачи в свете Стратегии-2050.
Также после съезда планируется проведение расширенного заседания руководящего органа партии — Бюро Политсовета с участием членов правительства и депутатов нашей фракции в Мажилисе.
Какие кадровые перестановки ожидаются в партии? Многие отмечают омоложение и партийного и госаппаратов.
— Конечно, вопрос кадровых перестановок всегда открыт и актуален, особенно в обновляющейся структуре.
Мы исходим из того, что партия – это не восьмичасовой рабочий день. Партия – понятие круглосуточное. Человек не может быть членом партии только в течение рабочего дня, а потом в гостях сидеть и говорить другие вещи. Главное – внутренняя убежденность.
В партию должны приходить люди со своей повесткой, адекватной времени и новым вызовам.
Поэтому приход новых людей со свежими идеями – это естественный процесс. И как показывает политика Главы государства за все эти годы, обновление и есть залог успешности, как партии, так и всего государства.