Последние сообщения зарубежных СМИ о нашей стране просто ужасают и наводят на грустные мысли. Вот недавно мы узнали, что в рейтинге 10-ти самых опасных стран и городов мы находимся на 9 месте. В одном ряду с такими странами, как Гаити, Кения и Сомали.
Как мы докатились до такой жизни? И ведь действительно, Кыргызстан часто сравнивали с Сомали. Это государство фактически распалось на две части, да и вообще власти ничего не контролируют кроме столицы, а настоящая власть – криминал.
Очень напоминает нас, не правда ли? Правда, у нас пока оружием не торгуют наравне с рисом, но вся реальная власть, особенно в отдаленных областях, у криминала. Очень часто центральная власть, вообще не знает, что творится на юге, а если знает, то не может повлиять на местных баев таких, как например Мырзакматов в Оше. В Бишкеке власти меняются, а Ошу все нипочем – там свой царь, которому Бишкек не указ. И даже страшные события 2010 года, во время которых в Оше творилось такое, что Сомали и не снилось, не поколебали позиций непотопляемого Мэлса Мырзакматова. Но дело не в его персоне, а в том, что вся власть держится на криминале. За каждым политиком стоит тот или иной криминальный авторитет. А поэтому нет никакой надежды на правосудие, потому что прав тот, кто сильнее надавит на судью или кто больше даст денег. Достаточно вспомнить процессы, когда неизвестные женщины врывались в суд и угрожали всем подряд. В какой еще стране такое возможно? Только в стране типа Гаити или Сомали. Такая ситуация во многих регионах – на местных баев нет никакой управы, жалобы людей на произвол просто не доходят до Бишкека, а если доходят, то там их отправляют на рассмотрение обратно, тем, на кого жалуются.
Нет надежды и на правоохранительные органы. Во-первых, укомплектованы они по тому же принципу, что и все органы власти – пробиваются те, у кого больше денег или связей. Во-вторых, зачастую у милиции просто меньше возможностей, чем у криминалитета. На том же рынке милиционеры обычно заняты вымогательством с продавцов и покупателей, а не охраной правопорядка. Практически нет надежд на то, чтобы добиться правды с помощью милиции – они, как правило, берут сторону более сильного, будь то более богатый и известный человек или просто представитель титульной нации – «свой», значит. Часто преступления, а порой и откровенный бандитизм, остаются безнаказанными.
Поэтому люди просто боятся ехать к нам. И на этом мы теряем большие деньги, которые могли бы заработать хотя бы на туризме – ведь в Кыргызстане много прекрасных мест, каких нет нигде в мире. Это не только озеро Иссык-Куль, бывшее когда-то здравницей союзного масштаба, но и прекраснейшие горы и равнины, первозданная природа. Но туристы к нам неохотно едут, в том числе, потому что нет гарантий безопасности, особенно если выйдешь куда-то с территории турбазы или санатория. Потому что туриста не только из другой страны, но даже из столицы, у нас воспринимают, как объект для обмана или того хуже ограбления. А на милицию надежды нет.
Безнаказанность приводит к тому, что многие люди стали спокойно относиться к преступлениям и считать их чуть ли не доблестью. Поэтому и страна становится бандитской, как Сомали. То, что наше общество деградирует, уже начинают признавать даже на высшем уровне. Об этом говорил вице-премьер Токон Мамытов: «Сейчас в Кыргызстане складывается ситуация, при которой кто громче выкрикнет, тот и прав. Народ, который насчитывает несколько столетий, начал выходить на митинги, критиковать власть и устраивать беспорядки. Надо, чтобы каждый задал себе вопрос: «А что сделал я?» Есть выражение: Каждый мужчина критикует правительство, что оно ничего не делает и неэффективно тратит деньги, но эти слова он боится сказать в адрес своей жены».
Но эти слова Мамытова, скорее, исключение. В основном, власть предпочитает не замечать проблем. Она зарывает голову в песок, и гордится тем, что несведущие называют нас островком демократии в Центральной Азии. Но мы скорее похожи на островок анархии. И это выражается во всем, в том числе в том, что на важнейшие посты назначаются некомпетентные люди, потому что у них сильнее влияние, а к тому же ими легче управлять. Но есть оборотная сторона – такая политика приводит к деградации государства. У нас деградирует медицина, дошло до того, что вспыхнула чума. Деградирует образование – зарплаты учителей мизерные, а потому их не хватает, многие меняют профессию или вовсе уезжают из страны. Та же ситуация в ВУЗах – экзамены и дипломы покупаются и продаются, а квалифицированных кадров все меньше. Деградирует образование – деградирует и общество.
Духовная жизнь общества, в суете многочисленных революций и переворотов, давно пущена государством на самотек. Советская идеология ушла в небытие, а замены ей так и не нашлось. Куда идет независимый Кыргызстан, власти так и не определились. Возрождение религии, само по себе, прекрасно, но и оно пущено государством на самотек, а точнее государство просто не заботится о духовной жизни общества – не до того, все заняты дележом имущества и должностей. Поэтому и развелось множество сект и радикальных течений, у которых есть деньги. Они строят мечети, организуют обучение духовенства (только вот учат там не традиционному исламу, а, скажем так, весьма специфическому).
В результате мы имеем ситуацию, когда школа не дает ни образования, ни воспитания. Вот и идут дети в медресе и нелегальные худжры, которых становится все больше, и это еще одна мина под наше государство.
Плюс к тому, упадок экономики привел к тому, что многие наши граждане вынуждены уезжать за рубеж на заработки. Многие из них оставляют семьи, а то и вовсе попадают в рабство. Но, к сожалению, рабство распространено и у нас – в рейтинге мирового рабства (Global Slavery Index) Кыргызстан на 81-м месте. По данным организации Walk Free Foundation, число людей, находящихся в рабстве в Кыргызстане, составляет от 15 тыс. до 17 тыс. человек. И это еще один показатель деградации нашего общества.
Так что, если наши власти не перестанут зарывать голову в песок или считать, что проблемы эти их, избранных, не касаются, то мы окончательно деградируем и останемся государством только формально. И это отразится на всех нас, и сильных мира сего, и простых людей.
Асанбек Токсобаев
Источник — ЦентрАзия