Вера Дорофеева покинула Академию русского балета со слезами
Ожидая начала пресс-конференции, Вера Дорофеева тихо обратилась к своему преемнику: «Выдержишь?» Николай Цискаридзе промолчал. «Боюсь, нет», — вздохнула экс-ректор Академии русского балета.
В музее Вагановки, где состоялось официальное представление нового руководства, чувствовалось нервное напряжение — казалось, что на взводе были и сотрудники, и герои дня, и журналисты. В последнее время культурное сообщество полнилось слухами о грядущих перестановках и объединениях, связанных со старейшей балетной школой. Масла в огонь подлил Валерий Гергиев, открыто критиковавший руководство академии, желая присоединить ее к Мариинскому театру, чтобы создать некий Национальный центр искусств.
Министр культуры Владимир Мединский, взявший слово первым, подчеркнул, что назначение Николая Цискаридзе на должность ректора и Ульяны Лопаткиной на пост худрука ставит точку в разговорах об изменении петербургского культурного поля. Под новым руководством Академия русского балета, по мнению министра, должна возглавить топ лучших культурных учреждений мира. Тем временем экс-ректор Вера Дорофеева и экс-худрук Алтынай Асылмуратова займут привлекательные должности, которые предложило им министерство взамен.
Профессор Вера Дорофеева была не готова держать столь же пламенную речь.
— Года полтора назад, сидя здесь, я заявляла, что хочу уйти на пенсию. Сейчас я думаю, что на пенсию мне, наверное, рановато, — горько усмехнулась экс-ректор; на ее глазах появились слезы. — Я покинула академию с единственным условием — чтобы она была самостоятельной единицей, свободной от всех посягательств, а конкретно — Мариинского театра и господина Гергиева.
Николай Цискаридзе изо всех сил старался выражаться лаконично и осторожно. И.о. ректора подтвердил будущую независимость академии от всех институций.
— Я поступал сюда в 1987 году, и меня приняли одновременно в три училища — в Пермское, Ленинградское и Московское. Мама выбрала Москву — моя жизнь была связана с другим городом, но в Академии Вагановой учились все мои педагоги. Я никогда не думал, что мне придется переступить порог этого заведения в таком качестве, — смутился Николай Цискаридзе, после чего добавил: — Когда пошло сообщение о назначении, люди стали меня поздравлять, но я не могу сказать, что я… — в этот момент и.о. ректора остановился, боясь произнести слово «рад».
— Руководство подобным учреждением — это тяжелый труд, — помог Николаю Цискаридзе министр культуры.
— Да. Поэтому мне нужно желать скорее удачи. Если Вера Алексеевна не против, я буду иногда обращаться к ней за советом, — закончил новый руководитель Академии русского балета.
В ближайшее время Вера Дорофеева займется передачей дел новому руководителю, после чего коллектив должен будет проголосовать за или против Николая Цискаридзе.
Владимир Мединский также подытожил разговоры о Национальном центре искусств, который желает создать Валерий Гергиев.
— Мы считаем, что в предложенной форме объединение Мариинского театра, Академии русского балета, Петербургской консерватории и Российского института истории искусств абсолютно нецелесообразно, — сказал министр культуры, вероятно, оставляя Валерию Гергиеву пространство для маневра.
Новый художественный руководитель академии Ульяна Лопаткина не явилась на официальное представление из-за плотного гастрольного графика. Тем не менее Владимир Мединский выразил надежду на то, что все свое свободное время звезда Мариинского театра будет проводить в стенах Вагановки.
Алтынай Асылмуратова и Вера Дорофеева будут вскоре представлены к правительственным наградам.
Короткая официальная часть прервалась на полуслове, когда в зал зашли сотрудники и учащиеся Академии русского балета. Они явно не понимали, что происходит, с тревогой глядя на заплаканную Веру Дорофееву и смущенного Николая Цискаридзе. Министр культуры распорядился убрать всю прессу из зала.
28 октября 2013, Олег Кармунин
_______________________________
Алтынай Абдуахимовна Асылмуратова (род. 1 января 1961, Алма-Ата) — прима-балерина Мариинского театра, народная артистка Российской Федерации (2001).
Родилась в семье артистов балета. В 1978 году окончила Ленинградское хореографическое училище имени А. Я. Вагановой (класс И. Б. Зубковской) и была принята в кордебалет ГАТОБ имени С. М. Кирова.
В 1989-1993 г. танцевала в Лондонском Королевском балете (Ковент-Гарден); в 1995-1997 гг. — в Марселе в труппе Ролана Пети.
С 2000 по окт. 2013 гг. — художественный руководитель Академии русского балета имени А. Я. Вагановой.
Источник — Известия