Предложение о возможном принятии в Таможенный союз Турции, высказанное президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым недавно в Минске, отнюдь не беспочвенно, как, возможно, подумали многие. Оно основано на анализе и экономическом прогнозе на ближайшее будущее.
Как противостоять кризису
Любители почитать оппозиционную прессу не дадут соврать, что практически все либерально-бунтарские газеты и сайты уж который год не перестают критиковать Таможенный союз. Впрочем, оппозиционеры подвергают обструкции любые инициативы главы государства. И мы к этому привыкли.
Однако, как говорится, собака лает – караван идет. И инициированные президентом страны основополагающие документы, среди которых «Стратегия «Казахстан – 2050», конкретно и четко формулируют важнейшие задачи, стоящие перед государством. В том числе укрепление Таможенного союза, создание единого экономического пространства и Евразийского экономического союза. Несогласным напомню, что выступая на совместном заседании двух палат парламента, состоявшемся 2 сентября этого года, Нурсултан Назарбаев подтвердил, что скоро будет подготовлен полный пакет базовых соглашений, регламентирующих окончательное формирование Евразийского экономического союза. Предвидя агрессивные и неприличные реплики популистов, основным аргументом которых является удорожание ввозимых из-за рубежа подержанных иномарок, спешу подчеркнуть, что союз этот сугубо экономический. Хотя им (популистам) все равно, лишь бы поперек.
К слову, жаркие споры по этому поводу и взаимные оскорбления комментаторов, подогреваемые многочисленными грантоедами и прозападно настроенными приверженцами заокеанских ценностей, все равно, ни к чему не приведут. Интеграционный процесс уже давно идет полным ходом, и остановить его практически невозможно.
Вот и вчера в Екатеринбурге прошел X Форум межрегионального сотрудничества Казахстана и России. И на нем подписан новый Договор о добрососедстве и союзничестве между двумя странами в XXI веке, а так же принят пакет двусторонних соглашений в экономической сфере.
Другое дело, что выполнение всех соглашений будет сопровождаться напряженными диалогами, возможно даже, горячими дискуссиями. Каждая страна будет отстаивать свои государственные интересы. Однако это хоть и болезненно, но нормально. Так происходят любые начинания. Всегда и везде. Хотите пример? Пожалуйста.
В настоящее время США и Европейский Союз (по всей видимости, в противовес процессам, происходящим на евразийском пространстве) активизировали диалог по созданию трансатлантической зоны свободной торговли. Это происходит на фоне скандалов по поводу прослушивания телефонных разговоров руководителей европейских государств и миллионов европейцев Агентством Национальной безопасности США, о чем уже несколько недель трубят мировые СМИ. Тут уж противоречий куда больше, нежели между Казахстаном и Россией. Шпионаж-то ведь с той стороны Атлантики осуществляется не только политический, но и экономический. Так что сторонам есть, что предъявить друг другу.
В то же время беспардонное давление в этом вопросе со стороны США просматривается невооруженным глазом. ЕС – уже само по себе интеграционное образование, не особо нуждающееся в новых членах. А вот Штаты рискуют остаться в полном одиночестве, поскольку их не желают видеть ни в АСЕАН, ни в БРИКС, ни в Союзе Латиноамериканских государств, ни тем более в Таможенном союзе. США в нынешнем своем положении напоминают персонаж из Ералаша, с которым никто не хочет играть, но которого все боятся. А потому их острое желание стать самым большим и толстым членом создаваемой трансатлантической зоны вполне понятно.
Что касается критики Таможенного союза, она полезна и нужна. Как и любая другая критика. К ней, безусловно, нужно прислушиваться, но относиться разумно. В то же время она должна быть объективной, и основанной не на популистских воплях, а на достоверных фактах.
Говоря о росте цен в странах Таможенного союза, ура-паникеры умалчивают о том, что цены сегодня растут во всем мире. Виной всему галопирующая инфляция, которую экспортируют все те же США, ежемесячно вбрасывая в мировую экономику 85 миллиардов ничем не обеспеченных свеженапечатанных долларов. Тот, кто этому не верит, пусть вспомнит, что можно было купить на 100 долларов 10 лет назад, и что можно приобрести теперь.
Интеграция — процесс сложный, но и взаимовыгодный. Потому что направлен на то, чтобы не только совместно развиваться, но и сообща противостоять и как можно менее болезненно переносить такие явления, как мировой экономический кризис, вторая волна которого, кстати, уже намного ближе горизонта. Штаты, от экономического состояния которых пока еще зависит экономика планеты, уже несколько лет балансируют на грани дефолта со своим гипергигантским внешним долгом. Дефолт пока удается отложить лишь с помощью печатающего на пределе возможностей свежие доллары станка. Евро так же колбасит из стороны в сторону. Население депрессивной Восточной Европы мигрирует на запад континента. К тому же не прекращается поток в Старый Свет беженцев из Северной Африки и Ближнего Востока. В общем, очередной финансовый пузырь продолжает надуваться. И об этом говорил на Большой Двадцатке президент Казахстана.
Хор турецкий
Что касается Турции, то было бы наивным полагать, что рынок Таможенного союза на данном этапе ей интереснее рынка ЕС, ассоциированным членом которого она является. Однако рост безработицы в Европе, который по оценкам многих экспертов становится критическим, может побудить Брюссель закрыть ворота для товаров извне. И если это произойдет, то Турция столкнется с очень большими проблемами. Ведь она несколько десятилетий активно развивается, благодаря продажам своих товаров на внешних рынках. В Евросоюз ее так и не взяли, и уже вряд ли возьмут. Так что единственным выходом остается Таможенный союз, или хотя бы ассоциированное участие в нем.
По мнению экспертов, в подобном положении могут оказаться и некоторые страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Например, Япония, Южная Корея и Тайвань, которые нуждаются во внешних рынках не меньше страны янычар. И это, прежде всего, рынки США и ЕС. В случае повторной волны мирового экономического кризиса Штаты могут повести себя так же, как и ЕС. Так что основным потребителем восточных товаров вполне могут стать страны Таможенного Союза.
— Такой сценарий развития событий возможен лишь в том случае, если вторая волна мирового экономического кризиса будет в несколько раз масштабней первой, — говорит специалист Центра ситуативных исследований и экономического анализа Максим Захаревич. – Но этого исключать нельзя, поскольку макроэкономический анализ структуры кризиса, произведенный многими мировыми агентствами, говорит нам о том, что вторая волна может стать намного серьезнее Великой депрессии. Существует много разных мнений по поводу источника кризиса. И точно сказать будет ли он, и как долго он продлится пока невозможно. Но безразлично относиться к этому не следует. Поэтому в целях предупреждения нежелательных последствий многие страны принимают защитные экономические меры.
— Какие, например?
— Если вы помните, председатель КНР Си Цзиньпинь во время своего недавнего визита в Казахстан предложил использовать во взаиморасчетах юань и тенге. То же самое он предложил и России. С Японией Китай уже давно торгует в национальных валютах. В скором будущем на это перейдут и страны БРИКС. То есть в мире идет тенденция постепенного отказа от доллара. Постепенная, потому что по-другому это сделать нельзя. Штаты давно и прочно «подсадили» мир на долларовую иглу. Во многих странах скопились значительные валютные накопления, и банкротство США на них отразится обязательно. Причем очень болезненно. И самый уязвимый в этом плане Китай. А это – вторая экономика мира. Поэтому от «зелени» нужно освобождаться постепенно, что, собственно, Китай и предлагает.
— Тогда, может быть, было бы целесообразным перейти на взаиморасчеты между странами Таможенного союза в их национальных валютах?
— Этого никто не исключает. По крайней мере, такая мера могла бы частично избавить нас от долларовой зависимости, тем самым смягчив удар повторной волны кризиса. Однако это сделать непросто. Поскольку сторонников американизации и защитников доллара, имеющих валютные счета в американских банках, немало как в Казахстане, так и в России. Причем, как правило, в самых высоких кругах. И они этому серьезно препятствуют. Таким образом, для того чтобы быть готовыми ко второй волне кризиса, нужно использовать план «Б». И он, я думаю, уже давно разработан.
— Нужна ли, по-вашему, Турция в Таможенном союзе?
— Думаю, ТС от этого только выиграет. Турецкие товары достаточно качественны и очень популярны во всем мире. И если на наши прилавки они будут поступать по более низким ценам, народ это будет только приветствовать. Что касается полноправного участия, то этот вопрос, думаю, пока не стоит. А по поводу ассоциированного членства – почему бы нет?