Летний туристический сезон-2014 может сорваться – казахстанцам попросту не на чем будет долететь до жарких стран
Казахстанская туристическая ассоциация передает сигнал SOS: после введенного этим летом запрета на чартеры иностранных авиакомпаний отечественные туроператоры терпят убытки. Продажи путевок уже упали на треть, а вот их стоимость, прогнозируют в ассоциации, будет только расти.
Причина проста, как первый снег: запрет на иностранные чартеры задушил и без того чахлую конкуренцию на авиационном рынке страны. Игроков осталось только двое: национальный перевозчик «Эйр Астана» и шымкентский «Скат». Да и то – первый после введения запрета откровенно заявил, что чартерными перевозками не интересуется и продолжит развивать регулярные рейсы. Остается один «Скат», у которого «на лето четыре борта», рассказала директор туристической ассоциации Рашида Шайкенова:
– Когда вышел закон (о запрете на иностранные чартерные перевозки. – Т.К.), «Эйр Астана» откровенно сказала: мы не можем заниматься организацией чартерных перевозок. У них только один сезонный чартер в Анталью – летом. Ну и в этом году у них появился свободный чартер – они поставили его на Финляндию. То есть основным чартерным перевозчиком сегодня является «Скат». Если учесть, что у нас полеты осуществлялись из 11 городов Казахстана, как вы думаете, 4–5 бортов смогут покрыть все эти города? Тем более что самолет – это машина. Недавно, например, технические неполадки были и у одной авиакомпании, и у другой. А если один борт встанет? А если второй?
«Харам» в смысле «кидалово»
Сложившуюся ситуацию Шайкенова называет парадоксальной – своих самолетов у нас нет, а на чужих летать теперь «харам». Впрочем, само решение властей о запрете она считает вполне логичным. Напомним, поправки в закон «Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации» были подписаны президентом в июле. А за месяц до этого тысяча казахстанских туристов не смогла вернуться домой с отдыха из-за банкротства турецкой авиакомпании Sky Airlines. Вывозить соотечественников пришлось самолетами нашего МЧС.
Вслед за Sky Airlines от своих обязательств отказался и турецкий Qualitum tours – из Астаны в Анталью чартером турецкого «Пегасуса» не смогли вылететь свыше тысячи казахстанцев. Оказалось, недобросовестные иностранные партнеры не заплатили авиакомпании ни тиына, перечисленного нашими туроператорами за билеты.
Многие тогда посчитали, что сложившаяся ситуация – не очередное роковое стечение обстоятельств, а уже отработанная схема: иностранцы поняли, что нас можно кидать!
– То, что сейчас произошло, закономерное продолжение ситуации, которая была два года назад! – возмущалась руководитель казахстанской турфирмы Айгуль Каратаева. – Тогда, если помните, с Хайнаня не смогли вернуться 200 человек. Оператор точно так же сказал, что компания обанкротилась, и даже обвинил нас в неуплате. В 2012 году по Криту такая же история была. Я считаю, что это уже схема, и повторяют ее иностранные туроператоры, которые приходят к нам на рынок, заключают договоры, а потом автоматически объявляют себя банкротом. В общем, находят любую тему и уезжают с нашими деньгами.
После очередного такого «кидалова» представители отечественных турфирм обратились в правительство с просьбой разобраться в иностранном беспределе. Там подумали и разобрались – попросту запретили…
– Очевидно, что этот закон появился благодаря негативным обстоятельствам прошедшего лета, – рассуждает Шайкенова. – Хотела бы быть логичной: да, мы тогда сказали, что приветствуем желание государства развивать собственную гражданскую авиацию, мы прекрасно понимаем, какие деньги уходят за рубеж. Но начался осенне-зимний туристический сезон, который составляет примерно 40% от летнего, и он уже показал нам грядущие проблемы. Существует большая опасность, что летний турсезон может не состояться или состояться частично. Наша гражданская авиация в принципе не сможет обслужить то количество туристов, которое мы имеем. Тем более что число казахстанцев, которые выезжают на летний отдых за рубеж, ежегодно увеличивается на 18–20%.
Вопрос от редакции: а может, такими мерами мы и развиваем внутренний туризм?
Одним можно, а другим нет?
После введения запрета в стране появились желающие создать новые авиакомпании, специализирующиеся исключительно на чартерных перевозках. В частности, юрист Ирина Самойлова назвала две фирмы со 100-процентным казахстанским содержанием, которые уже были готовы выйти на рынок и даже заказали в Турции борты.
– Турция дала официальное разрешение на передачу этих бортов, был заключен договор «мокрого» лизинга, – рассказала она. – Соответствующие документы переданы в Комитет гражданской авиации, но там отказали.
Дело в том, что казахстанское законодательство запрещает одному воздушному судну находиться под эксплуатантами двух юридических лиц, то есть фактически запрещает брать самолеты в лизинг. Но Международная организация гражданской авиации ИКАО, в которую входит и Казахстан, это разрешает. Выходит, следуя первому, мы нарушаем второе.
– В ИКАО действует Чикагская конвенция, которая разрешает «мокрый» лизинг, то есть возможность эксплуатации воздушного судна, не выводя его из-под эксплуатанта иностранного лица, – поясняют специалисты. – Но, как известно, международные соглашения имеют приоритет над национальным законодательством.
Отказ молодым авиакомпаниям брать самолеты в пользование глава туристической ассоциации не понимает еще и потому, что когда-то нынешние монополисты «Эйр Астана» и «Скат» тоже начинали свою деятельность с лизинговых судов. Более того, даже сейчас в их авиапарках есть такие самолеты, заверила Шайкенова.
– Это нормальная международная практика, – говорит она. – Практически в каждой авиакомпании мира около 60% парка – это лизинговые самолеты. Ведь это очень хороший инструмент для того, чтобы всегда иметь современный авиапарк. Компания взяла в лизинг самолет, завтра он ее не устроил по техническим параметрам, она этот борт вернула и взяла новый.
Готовьте ваши денежки
Из-за нежелания Комитета гражданской авиации дать добро на лизинг в стране началась монополизация неба, считает Шайкенова. А значит, казахстанцам «светит» удорожание авиабилетов и турпакетов. «Уже сейчас, в преддверии новогодних праздников, наша авиакомпания продает билеты до Финляндии за 800 евро, а финский перевозчик предлагает такую же услугу за 680 евро», – привела пример Шайкенова.
– Гражданская авиация не может развиваться через 1–2 компании, – констатировала она. – У рынка, как и у потребителя, должно быть право выбора – на каком самолете лететь за свои собственные деньги. Мы не собираемся все гамузом выстраиваться в очередь в одну авиакомпанию, хотим иметь возможность выбора. Более того, сегодня мы лишаем наших потребителей возможности покупать билеты за меньшие деньги, потому что чартер – это общепринятая практика в мире, которая удешевляет стоимость турпакета. Ведь это не регулярный рейс, билеты на который стоят достаточно дорого.
К слову, еще в конце лета зампредседателя Комитета гражданской авиации Серик Мухтыбаев уверял, что в небе все спокойно: отечественные авиакомпании готовы выполнять чартерные рейсы в тех объемах, которые необходимы местным туроператорам. Более того, он прогнозировал появление на рынке новых авиакомпаний, которые будут выполнять чартерные программы.
– Мы ожидаем увеличения числа компаний, которые будут предоставлять чартерные рейсы, – говорил он. – Насколько, пока сказать не можем. На данный момент из-за того, что доминировали иностранные компании, казахстанские не могли в полной мере развиваться. Сейчас мы даем им такую возможность.
Время показало, что прогноз Мухтыбаева сбылся лишь наполовину: новые компании есть, развития нет. Да и заверения авиаперевозчиков о том, что запрет ни в коем случае не взвинтит цены на их услуги, похоже, тоже не оправдались.
– Повышение цен вероятно, к этому приведет отсутствие конкуренции, – сделала теперь уже свое «предсказание» Шайкенова и пообещала: возглавляемая ею туристическая ассоциация обратится
в парламент с просьбой внести новые изменения в пресловутый закон – с целью развития конкуренции.
P.S. Уже на следующий день после выступления главы Казахстанской туристической ассоциации в Минтранскоме развеяли пессимистичные прогнозы. По словам зампреда Комитета гражданской авиации Мухтыбаева, отечественные компании вполне могут справиться с увеличивающимся потоком туристов.
– Вы все знаете, что чартерные программы – это нерегулярные полеты, которые формируются по запросам заказчиков, – пояснил чиновник. – Потому на данный момент о формировании какого-то четкого объема перевозок на 2014 год пока еще говорить рано. Почему не хватает самолетов? Кем утверждается, какими цифрами? Какой статистикой?
Не поддержали Шайкенову и представители нескольких турфирм – «Казтур», «Тезтур» и «Компас», которым, по их собственным словам, принадлежит 80% рынка. Они заверили, что отрасль развивается, и даже заявили о своей готовности выйти из ассоциации.
Татьяна Куан, 25.11.2013
Источник — Московский комсомолец-Казахстан