В уходящем году в стране прошла, пожалуй, одна из важнейших реформ – объединение всех пенсионных счетов казахстанцев в единый государственный фонд, создать который распорядился сам президент. По его словам, «такая консолидация, управляемая Нацбанком, позволит более эффективно и безопасно распорядиться накоплениями граждан» и усовершенствовать пенсионную систему республики.
Пенсионный передел: патамушта надо
О том, что эта самая система трещит по швам, говорили давно. Первым тревогу забил теперь уже бывший глава Нацбанка Григорий Марченко. На одной из пресс-конференций он огорошил: поскольку в стране наблюдается рост продолжительности жизни, а доходы от нефти могут сократиться, нашим детям и внукам денег на пенсию не хватит. Чтобы хоть как-то залатать эту брешь, Марченко предложил увеличить пенсионный возраст для женщин с 58 до 63 лет.
Позже идею Григория Александровича подхватили чиновники из Министерства труда и соцзащиты. В недрах этого ведомства был разработан соответствующий законопроект, а его тогдашний руководитель Серик Абденов колесил по стране с агитационными речами в пользу повышения пенсионного возраста. Предполагалось, что закон вступит в силу уже с 1 января 2014 года. Однако президент посчитал документ недоработанным и отложил принятие столь важного для страны решения до 2018 года. А сам Абденов и вовсе лишился министерского кресла и прослыл в народе «мистером Патамушта». Прозвище к нему «приклеилось» после того, как глава Минтруда попытался объяснить темиртауским женщинам-металлургам, почему на пенсию надо выходить именно в 63 года: патамушта, патамушта!
Недолго пересидел Абденова и «отец» скандальной реформы Марченко. В октябре он ушел с поста главного банкира страны. Официально – по семейным обстоятельствам.
На его место пришел Кайрат Келимбетов. Недавно он объявил, что передача пенсионных активов казахстанцев из девяти существующих фондов в единый завершится раньше положенного срока – к апрелю 2014-го. В Нацбанке обещают, что под его руководством Единый накопительный пенсионный фонд (ЕНПФ) будет хранить народные деньги бережнее, а инвестировать эффективнее прежних фондов, большинство из которых частные.
– Вопрос, я думаю, в том, что мы поменяли саму модель, – пояснил Келимбетов в ноябре. – То есть вопрос был не в том, что вот сейчас ЕНПФ будет зарабатывать гораздо больше и эффективнее, чем (частные пенсионные фонды. – Ред.). Вопрос был в сохранности. Я думаю, что мы вместе с вами предотвратили очередной коллапс в финансовом секторе Казахстана… И я думаю, что мы в целом отвечаем за безопасность прежде всего денег населения… 90% (пенсионных денег. – Ред.) будет уходить на финансирование дефицита бюджета, на покупку государственных ценных бумаг (ГЦБ). Часть денег – может быть, не больше 10%… Мы думаем о возможности их инвестирования, в том числе за рубежом. Но это не больше 10%.
При этом Келимбетов отметил, что доходность ГЦБ выросла вдвое:
– Если раньше частные пенсионные фонды говорили о 3% доходности, то сейчас она доходит до 6%.
Тем временем позитивный настрой нового руководителя Нацбанка поддерживают не все. Так, в октябрьском интервью «МК в Казахстане» глава ассоциации пенсионных фондов Казахстана Айдар Алибаев заявил, что разговоры о более эффективном инвестировании ЕНПФ – не более чем говорильня:
– У ЕНПФ никаких перспектив по повышению доходности нет. Последнее заявление Марченко о том, что в ближайшие 2–3 года планируется до 20% пенсионных активов вложить в зарубежные ценные бумаги, это подтверждает. Что, ради такого «гениального» инвестиционного решения надо было ломать частный пенсионный рынок?
Вероятно, ответ на этот вопрос казахстанцы узнают только в конце следующего года, когда получат выписки с пенсионных счетов, а ЕНПФ отчитается о первом годе своей работы.
Авиакрушения: все нормально, падаем…
Интернет-фото |
В 2013 году в Казахстане разбились сразу три самолета. Самая крупная авиакатастрофа произошла в январе: на подлете к аэропорту Алматы упал challenger-200, принадлежавший авиакомпании «скат» и выполнявший рейс из Кокшетау. Погибли все…
На борту рокового самолета находились 5 членов экипажа и 16 пассажиров, в том числе двухлетний ребенок. Основной причиной трагедии специалисты называют плохие погодные условия. Однако официальное расследование крушения еще продолжается и, как предположил председатель Комитета гражданской авиации Бекен Сейдахметов, может затянуться на год и более.
– В настоящее время проводятся дополнительные судебно-медицинские экспертизы, – отрапортовал в октябре его зам Серик Мухтыбаев. – На заводе – изготовителе данного воздушного судна проводятся необходимые исследования радиооборудования самолета.
Вторая трагедия разыгралась в апреле в Карагандинской области. При выполнении плановых ночных учебно-тренировочных полетов из-за отказа техники потерпел крушение МиГ-31. Пилоты катапультировались, при этом командир экипажа полковник Марат Едигеев погиб, а штурман майор Руслан Галимзянов был госпитализирован. По данным Минобороны, экипаж самолета предотвратил его падение на близлежащее село.
– Экипаж действовал грамотно, проявил мужество и героизм, до конца пытался спасти машину и предотвратить падение самолета на населенный пункт «Просторное», – прокомментировал тогда главнокомандующий Силами воздушной обороны ВС РК Александр Сорокин.
В ноябре в Карагандинской области был открыт обелиск памяти полковника Марата Едигеева.
А вот причиной крушения учебного самолета Л-29 в Актобе стала ошибка пилота. К такому выводу пришли специалисты из Министерства обороны. Катастрофа произошла в июле. Погибли двое: методист-инспектор службы безопасности полетов Военного института Сил воздушной обороны ВС РК подполковник авиации Евгений Виссарионов и курсант второго курса Арман Массалимов.
Нынешние и прошлогодние катастрофы – а в 2012 году их было тоже три – заставили говорить, что авиация Казахстана исчезает как понятие. По крайней мере, так в июне заявил председатель Ассоциации авиаперевозчиков Владимир Куропатенко.
– Гражданская авиация Казахстана приказала долго жить. Что это за академия (гражданской авиации. – Ред.), которая выпускает пилотов, не имея своей летной службы? Первоначалку не дают! Это как в сумасшедшем доме: выкопали бассейн, а воду не наливаем до тех пор, пока не научимся плавать. Задаю выпускнику элементарный вопрос на сообразительность: «Летит самолет, вы пошли попить воды, а потом сели в кресло. Самолет стал тяжелее или его вес не изменился»? И что вы думаете? «Тяжелее», – отвечает. Понимаете? Это теоретическая подготовка, а что будет с практической?.. Сейчас можно вот такую академию закончить, полетать на «тренажере» в каком-нибудь «Рамсторе» и стать летчиком. Вы с таким полетите?
Признал проблему и профессор летной академии Турсынбек Кузбаков:
– Своего аэродрома академия не имеет. Студенты могут пройти летную практику только по договорам с другими авиакомпаниями… Да, можно сказать, что у нас существует нехватка технического оснащения. Вы все понимаете, что техника и воздушные суда, выпускаемые Россией, с каждым годом (количественно. – Ред.) уменьшаются. Надо переучивать студентов на другую современную технику, но здесь нехватка бюджета. Сегодня у нас нет таких самолетов, на которых обучались бы будущие пилоты.
Впрочем, даже на этом беды многострадальной отечественной авиации не кончаются. В этом году ее поразила новая «болезнь» – мордобой прямо на борту самолетов. В сентябре отличился главный редактор казахскоязычного журнала «Жулдыздар отбасы – Аныз Адам» Жарылкап Калыбай. Сообщалось, что подвыпивший главред буянил и оскорблял пассажиров рейса Анталия – Алматы. Сам он утверждал, что выплеснуть эмоции ее вынудил вовсе не алкоголь, а отказ бортпроводника говорить с ним на государственном языке.
Уже через месяц на борту самолета авиакомпании «Скат», совершавшего полет из Атырау в Астану, разразился новый инцидент. «Мужчина, находясь на борту самолета, позвал стюардессу и сделал замечание по поводу того, что в тексте на спинке кресла на казахском языке пропущена одна буква, – писали СМИ. – Затем он начал кричать: «Что ты себе позволяешь? Пошла и быстро привела мне главного!». Позже, когда стюардессы начали разносить напитки, он пнул одну из них ногой».
Позже в акимате Атырауской области сообщили: «Это был Мейрамбек Билгали, бывший заместитель акима Макатского района области. Идет проверка, является ли он сейчас сотрудником госслужбы».
Ну а завершил «картину маслом» теперь уже бывший член совета директоров КазИнвестБанка Дархан Ботабаев. 11 сентября он, придя в офис «Эйр Астаны» покупать билет, вел себя агрессивно и несколько раз ударил сотрудницу компании. В следующий раз Ботабаев появился в офисе авиаперевозчика уже с цветами – извинялся за поступок.
Взрыв бензовоза: Горюново горе
Интернет-фото |
В июне всю страну поразила история 27-летнего Александра Горюнова. Отец двоих детей ценой собственной жизни предотвратил трагедию, в которой могли погибнуть ни в чем не повинные люди.
Утром 27 июня бензовоз компании «Гелиос», за рулем которого находился Горюнов, на оживленной улице Алматы протаранил четыре автомобиля и едва не врезался в заполненный пассажирами троллейбус. После этого машина смела еще две иномарки, врезалась в дерево и загорелась. Прохожие попытались вызволить водителя, но его зажало в искореженной кабине. Спасти Сашу не удалось, он сгорел заживо. У мужчины остались жена и две дочери.
По словам очевидцев, водитель бензовоза пытался избежать столкновения с автомобилями, стоявшими на красном сигнале светофора на пересечении улиц Сейфуллина и Кабанбай батыра. Александр намеренно отправил машину в кювет, чтобы избежать еще больших жертв. Позже его поступок назвали героическим.
– По имеющимся материалам с видеорегистраторов и камер видеонаблюдения можно однозначно сказать, что водитель бензовоза совершил героический поступок, минимизировав возможные человеческие потери, – пояснил замакима Алматы Юрий Ильин. – На записи видно, как он объезжает троллейбус, автобус, маневрирует и намеренно отправляет машину в кювет.
После взрыва пламя перекинулось на деревья, припаркованные рядом автомобили и жилой дом.
Через три месяца после ЧП власти города и компания «Гелиос» отчитались перед журналистами: они отремонтировали все пострадавшие при пожаре квартиры и выплатили материальную компенсацию за сгоревшие машины, бытовую технику и мебель. Всего «Гелиос» потратил 250 млн тенге: 145 млн ушло на выплаты, остальное – на ремонтно-восстановительные работы.
Не остались в стороне и родственники погибшего водителя. Бывшие работодатели Саши устроили его вдову к себе архивариусом, а детей – в школу и детский сад. Более того, семья переехала из родного села Байсерке в поселок Энергетический. По словам гендиректора компании Константина Свиридова, им «постарались помочь приобрести жилье» – трехкомнатную квартиру. Не забыли и про маму погибшего парня: в ее доме починили крышу, отремонтировали забор. Сам Александр Горюнов посмертно представлен к награде «Ерлігі үшін» – 12 декабря аким Алматы Ахметжан Есимов вручил ее вдове героя.
Между тем не так давно дело о взрыве бензовоза было закрыто. По словам официального представителя городского ДВД Салтанат Азирбек, истинную причину столкновения, которое и привело к взрыву, установить не удалось.
Любопытно, что ранее – через две недели после аварии – пресс-служба этого же ведомства публиковала иную информацию. В представленном ДВД заключении лаборатории специальных исследований института судебной экспертизы говорилось, что бензовоз имел ряд неисправностей. В частности, «в машине отсутствовал привод вспомогательной тормозной системы (горного тормоза)». Причем отсутствовал давно: «неисправность образовалась задолго до происшествия – место крепления привода покрыто интенсивным слоем коррозии», отмечали в ДВД. Кроме того: «отсутствовал один болт крепления рулевого механизма к опорной поверхности», «неисправность также образовалась задолго до происшествия» и «все эти неисправности несложно было обнаружить при визуальном осмотре».
Испорченное лето: по системе «все включено»
Интернет-фото |
Это лето тысячи казахстанских туристов запомнят надолго. В июне наши отпускники не смогли вернуться домой с отдыха из-за банкротства турецкой авиакомпании Sky Airlines. Вывозить соотечественников пришлось самолетами казахстанского мчс. А вслед за Sky Airlines от своих обязательств отказался и турецкий Qualitum Tours – из Астаны в Анталью чартером опять же турецкого «Пегасуса» не смогли вылететь свыше тысячи наших туристов.
Оказалось, недобросовестные иностранные партнеры не заплатили авиакомпании ни тиына, перечисленного нашими туроператорами за билеты. Многие тогда посчитали, что сложившаяся ситуация – не очередное роковое стечение обстоятельств, а уже отработанная схема: иностранцы поняли, что нас можно кидать!
– То, что сейчас произошло, закономерное продолжение ситуации, которая была два года назад! – возмущалась руководитель казахстанской турфирмы Айгуль Каратаева. – Тогда, если помните, с Хайнаня не смогли вернуться 200 человек. Оператор точно так же сказал, что компания обанкротилась, и даже обвинил нас в неуплате. В 2012 году по Криту такая же история была. Я считаю, что это уже схема, и повторяют ее иностранные туроператоры, которые приходят к нам на рынок, заключают договоры, а потом автоматически объявляют себя банкротом. В общем, находят любую тему и уезжают с нашими деньгами.
После очередного такого «кидалова» представители отечественных турфирм обратились в правительство с просьбой разобраться в иностранном беспределе. Там подумали и разобрались: в закон «Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации» были внесены поправки, запрещающие иностранцам осуществлять чартерные перевозки на территории нашей республики.
Зампред Комитета гражданской авиации Серик Мухтыбаев тогда пояснял: норма включена в законодательство для того, чтобы обезопасить пассажиров от подобных неприятностей.
– При организации чартера авиакомпания не несет никакой ответственности перед пассажиром, потому что она заключает договор напрямую с турагентством, – отметил Мухтыбаев. – В результате, когда человек не может вовремя вернуться домой, крайних обычно не найдешь. В случае с регулярными рейсами ответственность авиакомпании определяется на уровне государств межправительственным соглашением и заявленным расписанием полетов, утвержденным авиационными властями… Они (иностранные чартерные перевозчики. – Ред.) могут перевести свои чартерные рейсы на регулярные. Для этого нужно подписать дополнение к межправительственному соглашению. Эта процедура при обоюдном согласии сторон проходит в кратчайшие сроки.
Однако уже в ноябре директор туристической ассоциации Казахстана Рашида Шайкенова заявила, что, казалось бы, логичная поправка в законе только лишь ухудшила ситуацию на туристическом рынке страны. По ее словам, из-за запрета отечественные туроператоры терпят убытки, продажи путевок уже упали на треть, а вот их стоимость будет только расти. Причина проста, как первый снег: запрет на иностранные чартеры задушил и без того чахлую конкуренцию на авиационном рынке страны. Игроков осталось только двое: национальный перевозчик «Эйр Астана» и шымкентский «Скат». Да и то – первый после введения запрета откровенно заявил, что чартерными перевозками не интересуется и продолжит развивать регулярные рейсы. Остается один «Скат», у которого «на лето четыре борта», рассказала Шайкенова. Сложившуюся ситуацию она назвала парадоксальной – своих самолетов у нас нет, а на чужих летать теперь «харам».
Впрочем, уже на следующий день после выступления главы Казахстанской туристической ассоциации в Комитете гражданской авиации развеяли пессимистичные прогнозы. По словам зампреда все того же Мухтыбаева, отечественные компании вполне могут справиться с увеличивающимся потоком туристов.
– Вы все знаете, что чартерные программы – это нерегулярные полеты, которые формируются по запросам заказчиков, – напомнил чиновник. – Потому на данный момент о формировании какого-то четкого объема перевозок на 2014 год пока еще говорить рано. Почему не хватает самолетов? Кем утверждается? Какими цифрами? Какой статистикой?
Не поддержали Шайкенову и представители нескольких турфирм – «Казтур», «Тезтур» и «Компас», которым, по их собственным словам, принадлежит 80% рынка. Они заверили, что отрасль развивается, и даже заявили о своей готовности выйти из ассоциации.
Казахстанцы в бостоне: «веселые террористы»
Интернет-фото |
15 апреля на финише бостонского марафона произошел теракт. Взрывы погубили трех человек и… изрядно испортили жизнь двум казахстанцам – Азамату Тажаякову и Диасу Кадырбаеву. Американские правоохранители обвиняют наших студентов в пособничестве, подстрекательстве и сговоре с целью воспрепятствовать следствию. Дело в том, что казахстанцы учились вместе с одним из террористов – Джохаром Царнаевым.
Сначала студентов Массачусетского университета Азамата и Диаса задержали якобы за нарушение визового режима. Позже выяснилось, что парни привлекли к себе внимание вовсе не этим – казахстанцы разъезжали на черном BMW с надписью «Террорист №1» на табличке, прикрепленной вместо переднего номерного знака.
Дальше – уже не столь весело. Диас и Азамат признались, что выбросили рюкзак Царнаева, обнаруженный в их общей комнате в университетском общежитии. Произошло это 18 апреля – вскоре после того как ФБР обнародовало фотографии предполагаемых организаторов бостонских взрывов. В рюкзаке были ноутбук и остатки фейерверков. Казахстанцы рассказали, что решили избавиться от улик, чтобы помочь товарищу избежать ареста. Рюкзак, выброшенный в мусорный контейнер, обнаружили спецслужбы.
Прокомментировали студенты и красноречивый номерной знак на своем автомобиле. По их словам, это подарок сокурсниц.
– Такие надписи можно купить в качестве сувенира на многих заправках в округе, – цитирует Tengrinews.kz слова Диаса. – Очень глупо, конечно, было не учесть реальный смысл этого слова, но на здешнем сленге в студенческой среде это слово часто используется как синоним словам “веселый”, “заводной”, “смешной”. Есть популярная песня на испанском языке с таким названием, и в одной из социальных сетей подарившая знак студентка использовала это слово как свой “ник нейм”.
Тем временем «веселым» казахстанцам грозит 25 лет тюрьмы. Один из них – Азамат Тажаяков – сын атырауского депутата.
Падение «Протона»: заплатите по счетам
Интернет-фото |
Второго июля на Байконуре во время старта упала и взорвалась ракета-носитель «Протон-м», которая должна была вывести на орбиту три российских навигационных спутника «Глонасс-м». На ее борту находилось около 600 тонн топлива, в состав которого входит и смертельно опасный гептил.
Специально созданная комиссия выяснила, что «Протон-М» упал из-за ошибки сотрудников завода-изготовителя. Оказалось, что инженеры, которые готовили ракету к взлету, неправильно установили так называемые датчики угловых скоростей.
– В центре Хруничева (одно из ведущих предприятий российской ракетно-космической промышленности. – Ред.) была допущена неправильная установка датчиков в плоскости рысканья, – прокомментировал на одном из брифингов замруководителя «Роскосмоса» Александр Лопатин.
Тем временем после аварии жители казахстанского села Акай, расположенного близ Байконура, жаловались журналистам, что их стали мучить головные боли и тошнота. Но специалисты космодрома заверили: сельчане возмущаются попусту. По их словам, в районе падения «Протона» была проведена детоксикация, а потому людям ничего не угрожает.
Впрочем, экологический ущерб от аварии все же подсчитали. В ноябре Министерство охраны окружающей среды и водных ресурсов объявило: ЧП нанесло урон более чем на 13 млрд тенге. Счет выставили России, но та платить по счетам не торопится. В «Роскосмосе» предупредили, что тщательно проверят все претензии казахстанской стороны. В частности, россияне говорили о намерении изучить методику, по которой наши экологи рассчитали сумму ущерба.
К слову, все подсчеты производились согласно существующим в Казахстане правилам оценки экологического вреда, сообщил телеканал КТК. В общую сумму вошел не только ущерб, который ядовитое топливо нанесло природе Кызылординской области, но и затраты на работу медиков, спасателей и специалистов по детоксикации почвы. Но, судя по всему, в новый 2014 год наши ближайшие соседи и стратегические союзники войдут, так и не рассчитавшись по старым долгам.
материал: Полоса подготовлена по материалам казахстанской прессы и информагенств
Источник: mk-kz.kz