«И что за диво?.. Издалека,
Подобный сотням беглецов,
На ловлю счастья и чинов
Заброшен к нам по воле рока;
Смеясь, он дерзко презирал
Земли чужой язык и нравы;
Не мог щадить он нашей славы;
Не мог понять в сей миг кровавый,
На что он руку поднимал!..»
Эти пронизанные болью стихи Лермонтова об убийстве эмигрантом Дантесом, гениального русского поэта, составляющего ценнейший генофонд России — Пушкина. Гитлер же пошел дальше, он был одержим целью стереть с лица земли весь еврейской народ, как представителей передового генофонда человечества, наделенного светлым умом, огромным интеллектуальным потенциалом и гениальным мышлением. Сталин, несмотря на то, что являлся сильным прирожденным лидером, обладающим богатой интуицией и проницательным умом, допустил ряд грубых промахов, не без влияния своего окружения, что привело к массовой репрессии советских людей. В частности, в Казахстане при руководстве Голощекина, циничного и жестокого первого секретаря Казахского краевого комитета партии, была истреблена вся национальная интеллигенция, отобран у казахов весь скот, повлекший страшный голод, нищенство и тотальное вымирание коренного населения. Масштабы трагедии, боли и горя казахского народа были ужасающими! Повальная гибель людей исчислялась миллионами! За все время своей истории казахская степь не испытывала такого чудовищного истребления народа! Казахстан подвергся массовым политическим репрессиям: в застенках НКВД расстреливались лучшие сыны казахского народа, другие же, без пищи, одежды и крыши над головой почти все вымерли в зимнюю стужу. Попытки сопротивления казахов, издревле занимавшихся скотоводством и ведущих кочевой образ жизни, против насильственной конфискации и коллективизации жестоко подавлялись карательными акциями. Коренное население жило в постоянном страхе за свою жизнь и жизнь своих близких. Когда же казахские коммунисты поднимали важные проблемы, имевшие решающее значение для экономики республики, такие как создание собственной обрабатывающей промышленности, Голощекин обвинял их в байской идеологии. На имя Сталина он отправил письмо, где обосновал необходимость проведения в Казахстане «Малого октября» и испрашивал «добро» на тотальный и планомерный геноцид. Преследуя видных казахских коммунистов — Т.Рыскулова, С.Ходжанова, С.Мендешева,
С.Садвакасова, О.Джандосова и др.,
он фабриковал свои обвинения в виде «национализма» и т.п. Те, кто ещё оставались живы, чтоб спастись от свирепствующего голода и жестоких репрессий, вынуждены были тайно бежать со своей родной земли в Китай, Афганистан и Иран, потомки которых до сих пор живут в дальнем зарубежье. Но, многие из откочевников от голода и холода умерли в пути — вся степь была усеяна их трупами. С конца 1931 года в Центр со всех мест Казахстана шли потоки пронзительных писем, докладных и телеграмм о сложившейся критической ситуации на местах, связанной с поголовным голодом: «Председателю ВЦИКа М.И. Калинину (10 февраля, 1932 год). «Все население, проживающее в Казахстане, умирает от голода, в некоторых местах народ гибнет целыми аулами, например: в аулсоветах №№ 9, 10, 11, в Павлодарских и Иртышских районах, а также во всех районах Казахстана. В последнее время везде происходит гибель, смерть населения, посев не родится, весь скот сдан государству… питаться населению нечем».
В президиум ЦИК СССР 1 февраля 1932 года писали политические ссыльные: «В течение примерно полутора месяцев в Павлодар стекаются из районов голодные, опухшие и одетые в лохмотья люди, преимущественно казахи. Город наводнен ими. Развелось невероятное нищенство. В каждом доме (нищих) перебывают за день десятки человек. Ходят голодные всех возрастов: молодые, старые, дети. Свалочные места усеяны голодными людьми, выбирающими и поедающими отбросы».
Но все эти отчаянные обращения за помощью остались безответны. Тоталитарная система исключала возможность обратиться кому-либо за защитой. Полнейшее бесправие и произвол. Попирание всех гражданских прав и свобод. Преступная деятельность Голощекина в Казахстане, нацеленная на истребление коренной нации, имело трагические последствия для всего казахского народа. По сути, он тот же Дантес, поднявший руку на генофонд казахской нации. А сколько необученных казахов во время второй мировой войны было брошено на фронт в качестве «пушечного мяса»? Каковы истинные масштабы потери казахского народа? Лишь осознавая трагическое прошлое своего народа, можно понять бесценность настоящего. И сегодня, когда мы обрели долгожданную независимость, являемся титульной нацией со своей государственностью, проживаем по праву на земле своих предков и обладаем своим родным языком, культурой и традициями важно сохранить все то, что мы имеем и приложить все усилия для дальнейшего процветания нашей Родины. Немаловажным значением в развитии любого государства имеет человеческий фактор, в связи с чем необходимо высоко ценить имеющийся потенциал народа, всячески поддерживать молодых талантливых людей и прогрессивных топ-менеджеров, уметь как любящим родителям прощать их ошибки, помочь им как своим сыновьям и дать им возможность реализовать свой богатый интеллектуальный потенциал во благо Родины- Дай БОГ мудрости не попасть в сети и не идти на поводу у «новых завуалированных голощекиных», прикрывающихся высокими фразами, но преследующих ту же цель, чтоб не оказаться в трагичном положении нашего прошлого.
Одним из типичных примеров трагедии того времени является судьба видного партийного и политического лидера Турара Рыскулов и его семьи. Из воспоминаний его дочери Сауле Рыскуловой: «Т.Р.Рыскулов был обвинен в преступлениях, предусмотренных статьей 58 по четырем подпунктам: «измена Родине», «террор», «диверсия», «участие в контрреволюционной деятельности». Суд под председательством В.Ульриха длился 15 минут и завершился приговором: «К высшей мере наказания — расстрелу». Кстати, место захоронения останков отца тщательно скрывается до сих пор…
После ареста отца 21 мая 1937года семья наша стала убывать. Через два месяца вслед за папой увели двадцатилетнего родного брата моей мамы — Шамиля и отправили отбывать пять лет в Коми АССР. За ним был осужден мой сводный брат Искандер Рыскулов и сослан в Онеглаг. Ему было всего 17 лет. В лагере он заработал тяжелую форму туберкулеза легких, был освобожден в 1939 году и отправлен назад в Москву, где в 1940 году в возрасте двадцати лет скончался. В феврале 1938 года забрали тещу Турара Рыскулова — Арифу Атауловну Исенгулову, мою пятидесятилетнюю бабушку, и на восемь лет этапировали в Карлаг как ЧСИР(члена семьи изменника Родины), где она через восемь без малого лет скончалась от кровоизлияния в мозг. Вслед за своей мамой в апреле 1938 года погнали жену Т.Рыскулова Азизу с грудным ребенком (моей младшей сестрой Ридой) по этому же этапу в тот же Акмолинский лагерь жен изменников Родины (АЛЖИР). Однако все годы моя мама и бабушка находились порознь, на разных «точках», и больше никогда не встречались. Мою сестру Риду отобрали у матери в трехлетнем возрасте и вместе с такими же обездоленными детьми увезли грузовиком в Осакаровский детдом Карагандинской области. Наша мама пробыла в Карлаге почти десять лет.
Меня, четырехлетнюю, и сводную девятилетнюю сестру Майю Рыскулову отправили в Дубчанский детдом Одесской области…
Дети, выросшие без родной матери, носили в себе лишь её воображаемый образ. Мать, долгие годы не видевшая своих детей, вообще не представляла их повзрослевшими. Мы, две сестры и мать, встретились фактически совсем незнакомыми. Начался период узнавания друг друга, изучения характеров и привыкания. Долгое время мы не могли признести слово «мама». Наконец я как старшая начала его выговаривать, за мной последовала сестра. Разве это не трагедия?..»