Вооруженный инцидент на таджикско-киргизской границе, произошедший в субботу 11 января между пограничниками двух стран, чуть было не привел соседей к серьезному приграничному конфликту.
Официальным поводом для взаимных упреков киргизов и таджиков стала перестрелка, устроенная военнослужащими на границе двух стран, в результате которой ранения получили восемь пограничников с обеих сторон.
Обострения на таджикско-киргизской границе происходят периодически, но до сих пор они не приводили к такому накалу страстей и резкому охлаждению в таджикско-киргизских отношениях.
Наблюдатели связывают нынешний конфликт с многолетними нерешенными территориальными и водно-земельными вопросами, из-за которых нередко конфликтуют жители таджикско-киргизского приграничья. Споры из-за воды и сельхозугодий носят совсем не мирный характер, и успокаивать селян-спорщиков приходится сотрудникам правоохранительных органов.
Наблюдатели основную причину этих конфликтов видят в открытости границ и считают, что до тех пор пока стороны не завершат работу по демаркации государственной границы, споры и конфликты будут продолжаться.
Застарелая проблема
Все вопросы, связанные с демаркацией государственной границы, не раз пытались решать совместные правительственные комиссии двух стран. Эти вопросы обсуждались и на высшем уровне – главами Таджикистана и Киргизии.
Однако провести демаркацию границы мирно и цивилизованно пока не получается из-за того, что Таджикистан и Киргизия придерживаются разных позиций по вопросу определения совместной границы.
Таджикистан и Киргизию разделяют более 900 км государственной границы, большая часть которой не демаркирована.
Линия границы условна и часто проходит по дороге или вдоль населенных пунктов. В результате у местных жителей нередко возникают проблемы, в том числе с доступом к воде, пастбищам и дорогам.
Проблема, как считают эксперты, заключается в том, что страны при обозначении границ пользуются данными карт, выпущенных в разные годы.
Таджикистан настаивает на рассмотрении границ на основе карт 1924-1939 годов, а Киргизия отстаивает право определять линию границ с учетом карт 1958-1959 годов.
«При СССР в разные годы некоторые участки передавались местными властями Киргизии и Таджикистана друг другу в аренду, например под пастбища или пахотные земли. Впоследствии Верховный Совет Киргизской ССР утвердил эти земли как свои в одностороннем порядке. В то же время руководство Таджикской ССР об этом даже не знало и поэтому не подписывало никаких документов относительно этого. Теперь таджики оспаривают законность решений киргизской стороны», — отмечает таджикский эксперт Шерали Ризоев.
Территорию, на которой произошел последний вооруженный конфликт на таджикско-киргизской границе, каждая из сторон считает своей, хотя сейчас эти территории считаются спорными участками.
Согласно заключенным ранее межправительственным соглашениям, ведение хозяйственных и строительных работ на спорных землях запрещено.
«Причиной последнего конфликта как раз стало возобновление работ на автодороге Кокташ-Аксай-Тамдык, расположенной на спорной территории. Это нарушает основной пункт двустороннего межправительственного соглашения, по которому запрещено введение любых строительных и хозяйственных работ до окончательной демаркации границ», — подчеркивает политический обозреватель Негматулло Мирсаидов.
В Душанбе потребовали от киргизов прекратить эти работы, после чего произошла словесная перепалка между пограничниками, которая и привела к стрельбе на границе.
Душанбе и Бишкек обвиняют друг друга в произошедшем.
Таджикско-киргизская граница расположена на севере Таджикистана, в Согдийской области. Это густонаселенный район, где таджики и киргизы компактно проживают на протяжении нескольких веков. Таджикские кишлаки здесь соседствуют с киргизскими аулами.
«Во времена СССР, когда границы имели условный характер, люди спокойно передвигались. Жители с обеих сторон имели свободный доступ к пастбищам и пахотным землям. Не возникало проблем по водоразделу. Если земли отдавались республиками друг другу на какие-то цели, то местные органы знали, где и чья земля расположена. С распадом Союза вся система перестала действовать. И проблемы открытых необозначенных границ обострились», — рассказывает Мирсаидов.
Дележ водных ресурсов
Спорные территории составляют примерно 30% от границы двух стран и сейчас являются самыми напряженными ее участками.
В Таджикистане считают, что Киргизия без уведомления присвоила себе территории, где идет распределение воды.
Вода для этого преимущественно аграрного региона имеет огромное значение. В период ирригации ее нехватку ощущают как киргизские, так и таджикские дехкане.
В Киргизии, в свою очередь, считают данные претензии необоснованными.
Самый крупный таджикский анклав Ворух с населением в 35 тысяч человек окружен киргизскими селениями. Киргизия активно осваивает эти территории, строя там различные коммуникации, в том числе водные. Анклавом Ворух стал именно по карте 1959 года, которую не признает таджикская сторона.
Весной и летом, когда начинаются сельхозработы, расход воды увеличивается в десятки раз, и ее нехватка становится также причиной конфликтов соседей.
Поэтому таджики выступают против строительства дополнительных коммуникаций и дополнительного забора воды, с чем не соглашаются киргизы.
В период обострения приграничных конфликтов киргизы перекрывают единственную дорогу, по которой жители Воруха могут добраться до таджикской территории и фактически остаются без продуктов питания и связи с родиной.
Этот вопрос вызывает обеспокоенность Душанбе и становится одной из самых актуальных тем во время таджикско-киргизских переговоров.
В Душанбе также опасаются, что строительство дополнительных дорог Киргизией в этом районе может быть в будущем использовано как рычаг давления на Таджикистан, когда дорогу можно будет перекрывать и тем самым изолировать таджикские селения.
Граница на замке
Уже сегодня между соседями, формально не имеющими визового режима, затруднено передвижение граждан.
Последний конфликт на границе накалил до предела отношения между сторонами. В киргизском и таджикском сегменте социальных сетей появились сотни комментариев, многие из которых довольно политизированы и агрессивны.
По словам Эсена Усубалиева, Киргизии и Таджикистану не выгоден этот конфликт.
«Народы договорятся, но проблема в политической воле руководства двух стран, — полагает директор киргизского аналитического центра «Разумные решения». — Мы четко должны понимать, что эти инциденты могут быть использованы как внутренними, так и внешними силами».
По его мнению, «зарабатывать себе политические очки на этом постарается оппозиция, а за пределами наши соседи, которые активно выступают против гидроэнергетических проектов Таджикистана и Киргизии».