По его словам, слухи и провокации заставляют задуматься об эффективности информационной системы. «В первую очередь, государственной. Столько ресурсов — каналов, газет, информационных агентств, центров, служб, блогер-команд, но все они оказываются бесполезными, когда идет слуховая волна. Так было и в 2011, когда людей пугали сообщениями о взрывах в торговых центрах. И вновь та же ситуация — якобы войска в городе (под Алматы-Прим. автора), массовые митинги и еще теперь банкротство банков. А если бы мы столкнулись с целенаправленными и организованными информационными атаками? Причина — низкое доверие к официальным источникам. Вроде успокаивают, а люди еще больше не верят», — отметил Карин.
Напомним, что среди абонентов сотовой связи в WhatsApp распространили информацию о том, что якобы АО «Альянс банк», Kaspi Bank и «Банк ЦентрКредит» обанкротились. При этом источник информации был неизвестен. В филиалах банках начался ажиотаж, казахстанцы пытались снять деньги со счетов. Позже банки обратились в правоохранительные органы. А Kaspi bank пообещал 100 миллионов тенге за информацию об SMS-террористе. 11 февраля Национальный банк Казахстана принял решение отказаться от поддержания обменного курса тенге на прежнем уровне.
«Весь период информационное поле до предела накачивалось слухами. Проблема не в банках. Национальный банк и банки в целом свою работу делают. Проблема в специфике нашего информационного пространства — в том, что слухи больше значат, чем новости. В низким доверии к официальным источникам. Это ведь проблема ведь проявилась не только в этой ситуации, и раньше тоже. Надо принципы взаимодействия с аудиторией менять. Аудитория, то есть граждане перестали доверять, потому что обычно новости передаются либо в искаженной, фильтрованной форме, а иногда вообще не передаются по тому или иному событию. Государственные СМИ перестали быть СМИ. Их не воспринимают в качестве источника или канала информации, а относят к инструменту только пропаганды и агитации», — подчеркнул политолог.
«Ощущение что идеологические службы не воспринимают всю эту ситуацию как свою, общую заботу. Здесь все должны выступать вместе — банки, эксперты, СМИ. Идеологическим структурам необходимо было консолидировать эти усилия. Все это может помочь сейчас. А в следующий раз — опять придется тушить информационные пожары», — отметил Карин.
К слову, с 18 февраля Нацбанк также начал рассылать SMS-сообщения абонентам о том, что информация о финансовом положении нескольких банков является ложной и провокационной.
Ранее Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев высказывал мысль о неэффективности государственных СМИ. Он поручал навести порядок в многочисленных государственных СМИ, которые дублируют контент и «разбазаривают деньги».
Автор: Асемгуль Касенова
Источник: http://tengrinews.kz