Несколько волн эмансипации, Клара Цеткин и Коко Шанель дали женщинам право соревноваться с мужчинами, которым те успешно пользуются уже больше века. По данным исследования лондонского Института управления персоналом, 46% руководящих постов в России занимают женщины. Несмотря на это, всe еще существуют традиционно женские области, в которые мужчинам вход заказан. Обычно к ним относят кулинарию, воспитание детей и уход за собой. В канун 8 Марта РБК daily выбрала самые интересные мужские проекты, которые развенчивают этот стереотип и хорошо на этом зарабатывают.
Самцы доставляют
«Если бы мне 20-летнему сказали, что я буду печь торты и маффины, я бы ни за что не поверил», — признается основатель кондитерской Bakery by Men Григорий Кочетков. Оставить успешную адвокатскую карьеру он решил после поездки в Париж. Маленькие французские булочные, в которых каждое утро пекут свежие круассаны, покорили будущего бизнесмена. Вернувшись на родину, он решил открыть первую кондитерскую формата буланжери. Сам учился печь торты и пирожные, первые партии которых, по словам основателя, были просто несъедобными. Через пару месяцев Григорий уже мог мастерить из теста подлинные произведения искусства.
Кочетков начал поиски инвестора вместе со своей девушкой и сооснователем, которая тоже променяла стабильную работу на кулинарную авантюру. Партнером стал бывший коллега Кочеткова. Он внес 50% уставного капитала при условии делить прибыль от проекта пополам. «Сначала мы хотели развивать формат французской булочной, открыли точку офлайн-продаж и назвали ее «Бон Тарт». Но потом решили не зацикливаться на Франции, добавили в ассортимент американские чизкейки, капкейки и провели ребрендинг», — рассказывает Кочетков.
После смены курса кондитерская открыла линию онлайн-продаж и переименовалась в Bakery by Men. Изменилась и концепция: в кулинары Кочетков отбирал только мужчин. Курьерская служба стала работать под новым девизом — «Самцы доставляют».
Стереотип о несовместимости кулинарии и брутальности для основателя не помеха, а дополнительный способ монетизации. «Глупо делить кухню по гендерному принципу. Это придумали мужики-пузаны, которым просто лень подойти к плите. Не зря же лучшие мировые повара — мужчины», — говорит Кочетков.
В первые месяцы работы оборот кондитерской составлял 1,5—2 млн руб. в месяц. «Команда была небольшой, никакой техники, кроме маленьких печей, мы не закупали. Люди не спали по четверо суток, зато свели издержки к минимуму: с заказа на 250 тыс. руб. чистая прибыль была около 200 тыс.». После ребрендинга Bakery by Men вышла на месячную выручку в 2,5 млн руб. Основную прибыль приносит онлайн-магазин, спецпроекты и поставки в партнерские кафе.
По словам основателя, отношения с ритейлерами у кондитерской не задались. «Мы пытались сотрудничать с такими большими сетями, как Spar, но они постоянно требовали снизить розничную цену. А это невозможно. Мы печем только из свежих и натуральных продуктов, которые стоят недешево. Мы развиваем модель домашней кухни, которую нельзя сравнивать с фастфудом ни в качественном, ни в ценовом поле», — рассказывает Кочетков. Самый дешевый пункт в меню Bakery by Men — макарун диаметром 4 см за 38 руб., самый дорогой — торт весом 2 кг за 3,5 тыс. руб.
Личная гордость основателя — кулинарный конструктор, разработанный Кочетковым вместе с его другом и дизайнером Филом Дробышевым. На сайте кондитерской можно создать свой личный капкейк или изобрести новый вид торта. Компоновать ингредиенты можно как угодно, кликнув на продукт и отправив его в виртуальную формочку. Повара в полет фантазии не вмешиваются, но, если микс получится несъедобным, виноваты будете только вы.
Конкурентов в сегменте французско-американских буланжери основатель не видит. В качестве косвенных соперников выделяет крупные сети, такие как Le Pain Quotidien. «Идею Bakery by Men с кулинарным конструктором мы считаем оригинальной, но пока непонятно, насколько она будет выгодна в реализации. В целом рынок кондитерских и булочных в Москве быстро расширяется. Просто продавать пирожные и кофе стало уже неинтересно. Можно даже говорить о формировании в России культа еды», — комментирует Виталий Валяр, бренд-менеджер сети Le Pain Quotidien.
Выезды на спецпроекты команда Bakery by Men делит на имиджевые и экономически выгодные. Первые — результат сотрудничества с крупными игроками в мире моды: Louis Vuitton, Christian Louboutin, Agent Provocateur. Для каждого партнера кондитеры готовят партии сладостей с логотипом магазина. Вторые превращаются в кулинарные шоу. «На первом выездном мероприятии мы заработали 30 тыс. руб. за день и были безмерно счастливы. Второе принесло нам 80 тыс. Через несколько месяцев мы установили личный рекорд — собрали 500 тыс. руб. за два дня», — рассказывает Кочетков. Последний спецпроект Bakery by Men прошел на Масленицу в Парке Горького. Основатель в маске героя «Звездных войн» Дарта Вейдера испек больше тысячи блинов и заработал около 250 тыс. руб.
Кондитерская пережила уже два «горячих» дня — 14 и 23 февраля. «На День всех влюбленных мы получили больше 300 заказов. За два дня смогли обработать 70% из них, остальным клиентам пришлось побороться за свои заказы — приехать в наш магазин или перенести время доставки. На доставке в эти дни работали не только брутальные самцы, но даже их мамы — не хватало рабочих рук», — рассказывает основатель Bakery by Men. «Заказы к 8 Марта поступают вот уже несколько дней, особенно много корпоративных клиентов. Учитывая ажиотаж конца февраля, мы планируем заработать на женском дне примерно 1,5 млн руб.», — говорит он.
Суровая красота
Создатели барбершопа (мужская парикмахерская и брадобрейня) Mr. Right, Александр Кулиш и Александр Рымкевич, зарабатывали на философии пространства мужчин без женщин еще до открытия своей парикмахерской. Оба сооснователя — главные редакторы мужских журналов. Идея свергнуть монополию унисекс-салонов пришла в голову двум Александрам в 2012 году после поездки в Англию и США. Несколько лет назад там началась волна возрождения традиции брадобрейства. «На тот момент в Москве уже существовал мужской салон Chop-Chop. Но он специализировался на мужских стрижках, обещая выполнить любую процедуру за 30 минут. Идея возникла еще в 2011 году, до открытия Chop-Chop. Но мы долго искали опытных партнеров, иначе нам бы пришлось бросить журналистику», — рассказывает сооснователь Mr. Right Александр Кулиш. «Мы же не гнались за скоростью, а сделали упор на забытой традиции бритья опасной бритвой. Эта услуга сейчас не самая популярная в салоне — ею пользуются около 10% посетителей, но именно она заставила заговорить о нас, как о флагмане возрождения барбершопов», — говорит он.
Для запуска проекта создателям потребовалось 6 млн руб., на окупаемость компания вышла через полгода после начала работы. Сегодня на косметических и парикмахерских процедурах Mr. Right Barbershop зарабатывает около 2 млн руб. в месяц, дополнительный доход приносит собственный бар и продажа мужской косметики. Сделать стрижку в гангстерском стиле или привести в порядок усы в барбершопе Mr. Right можно за 50—60 минут. Цены колеблются от 1,9 тыс. до 4,2 тыс. руб.
Барбершоп Mr. Right в Москве соседствует с таким же закрытым пространством для женщин — салоном «Моя прекрасная леди». У обеих компаний общий холл, после которого девочки идут налево, мальчики — направо. Салоны работают по партнерской модели. «Моя прекрасная леди» — соучредитель и управляющая компания барбершопа. «Когда я работал в журнале Forbes, за соседним столом сидел мой коллега и друг Николай Борисов. Он познакомил нас с основательницами «Моей прекрасной леди», у которых к 2011 году уже было три успешных салона в Москве. Идея разделить мужчин и женщин во время ухода за собой и отсылка к староанглийскому стилю были общими, и мы заключили договор партнерства», — говорит сооснователь Mr. Right Barbershop.
Запуская проект, основатели не рассчитывали так быстро «отбить» вложенные средства. «Мы превратили бритье из ежедневной необходимости в особый ритуал и не ожидали, что столько российских мужчин готовы тратить на это время и деньги», — рассказывает Кулиш. Кроме бритья и стрижек салон предлагает клиентам сделать маникюр, педикюр и массаж, пройти курс spa-процедур.
«Сначала мы оборудовали специальное закрытое помещение для педикюра, в котором могли находиться только мужчины. Расчет был на то, что многие клиенты будут чувствовать себя некомфортно в присутствии женщин», — рассказывает Александр. Но мужчины оказались не так щепетильны: зал-унисекс пользовался большей популярностью, и закрытый педикюрный клуб пришлось упразднить.
Основным конкурентом создатели Mr. Right считают самую большую в Москве сеть мужских салонов Chop-Chop. «Они действительно были первыми в этом сегменте, но до 2014 года Chop-Chop был модной мужской парикмахерской, а не полноценным барбершопом», — считает Кулиш. «Кроме того, мы ориентируемся на разные возрастные категории клиентов. Концепцию Chop-Chop оценило более молодое поколение, мы же обслуживаем в основном мужчин 30—40 лет», — говорит он. «Мы просто открыли мужскую парикмахерскую в таком формате, в каком нам самим было бы приятно ею пользоваться. Барбершоп к нам прилип по той причине, что мы используем нью-йоркскую эстетику», — говорит сооснователь Chop-Chop Данила Антоновский. «Поскольку мы открыли салон для себя, то и ориентировались на свой социальный граф (25—35 лет). Однако это довольно быстро стало массовой историей. Если сравнивать с Mr. Right, то у них аудитория 30—40 лет, а у нас — 20—40», — комментирует Антоновский.
Создатели Mr. Right Barbershop не считают профессию парикмахера исключительно женской — изначально в брадобреи брали только мужчин. В последние десятилетия женщины завоевали рынок салонов красоты, но сейчас все больше мужчин доверяют свои прически, усы и бороды мастерам сильного пола.
Сегодня у Mr. Right Barbershop две точки — в Москве и Воронеже. В планах основателей увеличивать число салонов и продавать права на использование бренда по франшизе. Цена лейбла зависит от географии будущего салона, но в среднем составит 1,5 тыс. евро плюс 5 тыс. евро ежегодных выплат начиная со второго года работы.
Усатый нянь
Агентство английских гувернанток Bonne International работает в Москве уже 12 лет. Компания занимается подбором англоязычных воспитателей для детей из российских семей. «Гувернанток ищут в среднем в пять раз чаще, чем гувернеров, — рассказывает основательница агентства Мария Николаева. — Тем не менее родители начинают признавать необходимость мужского влияния на процесс становления ребенка. Детей окружают в основном женщины: сначала мамы и бабушки, потом воспитатели и учителя».
Помимо московского офиса у Bonne International есть представительство в Лондоне. Там потенциальные гувернеры могут узнать об особенностях жизни в российских семьях и получить предварительную помощь в социализации. «Нашим гувернерам мы первым делом рассказываем, что в России машины на зебрах не останавливаются», — говорит основательница агентства. Прежде чем приехать на работу в московскую семью, все кандидаты подвергаются жесткому пятиступенчатому отбору. Сначала они проходят психологический тест, затем беседуют с профессиональным психологом. «Мы очень щепетильно относимся к этому этапу, ведь многие родители боятся доверять детей мужчинам из-за опасности педофилии. В Англии существует мудрая система: любой человек, замеченный в жестоком обращении с детьми или нездоровом к ним интересе, заносится в специальную базу. Доступ к ней есть у каждого зарегистрированного рекрутингового агентства. На этом этапе за 12 лет работы мы отсеяли двух кандидатов», — рассказывает Николаева.
Следующий уровень — языковой отбор. По словам основательницы агентства, это довольно сложная процедура: отличить ноттингемский акцент от ливерпульского может только носитель классического британского языка, которых в штате агентства несколько. После разговора с профессиональным педагогом гувернер проходит экспериментальное погружение в среду. «Кроме агентства у нас есть еще и детские сады и начальные школы. Поэтому мы можем позволить себе посмотреть на кандидата в деле — приглашаем его в группу детского сада и даем задание. Профессионал будет вести себя спокойно и свободно, новичок — теряться и робеть», — рассказывает основательница Bonne International.
По словам основательницы, пройти все круги отбора удается только каждому двадцатому претенденту. Такой жесткий отсев позволяет достойно оплачивать услуги гувернера: месячная ставка начинается от 3 тыс. долл. и доходит до 10 тыс. долл. Bonne International не сотрудничает с рекрутинговыми агентствами, резюме претендентов попадают в компанию напрямую. За свои услуги компания взимает 25% от годового дохода каждого отобранного кандидата, то есть получает от 9 тыс. до 30 тыс. долл. в год от заработной платы каждого гувернера.
Стереотип о том, что воспитание детей — женское дело, все еще живет в умах россиян, считает директор Bonne International. Но отзывы семей, которые взяли в няни мужчину, сплошь положительные. «Мальчикам труднее ладить с гувернантками — те более эмоциональны и непредсказуемы. К мужчинам ребенок привыкает быстрее: его просят усвоить несколько простых и четких правил. К тому же няня не будет играть в футбол и петь песни под гитару, чего как раз очень не хватает мальчикам», — рассказывает Мария Николаева. По ее словам, проблема небольшого спроса на гувернеров лежит на поверхности: редкий папа захочет, чтобы в его доме жил молодой, образованный и спортивный мужчина.
Валерия Житкова
Источник: РИА «РосБизнесКонсалтинг»