Почему на премьерство вернули Карима Масимова? Вопрос, который не нуждается в поисках долгих ответов, если принять во внимание послужной список старого – нового руководителя Кабинета министров.
Карим Масимов неплохо проявил себя в 2007 – 2008 годах, в годы мирового финансового кризиса, когда на столе у казахстанского премьера лежали три сценария предполагаемого развития ситуации на мировых фондовых рынках. Сценарии А, В и С.
И правительство имело возможность каждый раз играть на опережение, стремясь не допустить развала казахстанской банковской системы, не ограничивавшей себя до кризиса в кредитах международных организаций. Казахстанская экономика из кризисной ямы 2007 – 2008 года выбралась пусть и с потерями, но все же не настолько потрепанной, как в соседней России. И это была практически победа. Победа возможная настолько, насколько это было вообще допустимо в тех непростых обстоятельствах. Таким образом, Карим Масимов зарекомендовал себя как кризис – менеджер. Он финансист, в отличие от Серика Ахметова, являющегося производственником.
О хороших и плохих парнях
И вот на дворе новая финансовая передряга, которая может ударить больно и по Казахстану. Россия на глазах у всех планеты беспричинно аннексировала украинский Крым, бросив, тем самым, циничный вызов всему мировому сообществу во главе с Соединенными Штатами Америки, игравшими до этого роль державы — мирового полицейского.
И хотя к полицейским можно относиться с разной степенью симпатии и антипатии, но понятно, что порядок на вверенных им территориях в силах обеспечить только они. Иначе, хаос и анархия. Иначе, грабители и бандиты начнут подминать под себя законопослушных граждан.
Но тоже самое можно сказать и о государствах, и их непростых отношениях между собой. С державой – мировым жандармом жить, может, и плохо, но без такого жандарма будет еще хуже. Иначе жди засилья Саддамов Хусейнов и Муаммаров Каддафи, жди появления все новых и новых стран — разбойников.
И здесь, наверное, не следует разъяснять, кого мы имеем в виду под плохими странами – бандитами, и кого относим, со всеми издержками, к государствам — хорошим парням.
Но проблема в том, что от санкций, вводимых сегодня Европейским союзом и Соединенными Штатами Америки против России может косвенно пострадать и Казахстан. Если мировые цены на энергоносители упадут.
А с другой стороны у нас под боком маячат российские ракеты «Искандеры», по заявлению российской стороны, являющиеся одной из мер предосторожностей на случай появления в Казахстане ваххабитов.
Но кто его знает, кого назавтра кремлевские руководители могут окрестить ваххабитами? Не исключено, что весь казахский народ, во главе с его президентом. Как это уже случилось с украинцами. В один из прекрасных дней узнавших, что все они в одночасье стали бандеровцами.
Вот тут – то и пригодится нам талант кризис – менежджера Карима Масимова. Нам бы так разрулить ситуацию, чтобы не натолкнуться на скалистые берега американской Сциллы, и в тоже время не наехать на опасные рифы российской Харибды.
Словом, в данных непростых обстоятельствах нам нужен свой Анастас Микоян, о котором его соратники в шутку говорили, что тот способен, уклоняясь от каждой дождинки, выйти сухим из-под проливного ливня.
О политике и географии
Еще одна мерзопакостность политического момента для путинской России заключается в том, что у Запада развязаны руки. И там могут придумывать все новые и новые виды антироссийских санкций и каверз, тогда как Кремль со своим временно захваченным Крымом оказывается в политическом цейтноте.
А значит, под финансовые и экономические санкции можем попасть и мы, если будем чрезмерно лояльны к Москве.
А тут еще руководители Китая едут на саммит глав государств ЕС, где канцлер Германии Ангела Меркель дарит в торжественной обстановке председателю КНР Си Цзиньпиню раритетную «уточненную карту Поднебесной», нарисованную немецкими картографами еще в 1773 году, на которой земли Сибири, принадлежащие сегодня России закрашены, как исконно китайские территории. С соответствующими на тот исторический отрезок времени границами. Толстый намек на очень и очень тонкие обстоятельства.
В ходе саммита ЕС Китаю на выгодных условиях предложили поддержать коалицию западных стран, выступающих сегодня за экономическую блокаду РФ. И Китай, говорят, дал утвердительный ответ.
А между тем, влияние Поднебесной на экономику Казахстана очень велико. И в ситуации дальнейшего ослабления нашего стратегического партнера России, это влияние будет только увеличиваться. Казахстаном и Китаем принята совместная программа «Великий Шелковый путь», растет наше сотрудничество в аграрном секторе, туристической и транспортно – логистических сферах, электроэнергетике, машиностроении, нефтехимии. Словом, Китай является для нас на сегодня тем экономическим локомотивом, который в состоянии вытянуть нашу страну из трясины мирового политического кризиса, начало которому положила не до конца продуманная политика нынешних кремлевских руководителей по отношению к Украине.
И здесь также кандидатура Карима Масимова, окончившего в свое время с отличием Пекинский университет культуры и языков, и знающего ментальность китайцев, может сослужить казахам неплохую службу.