АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Председатель Правления АО «Казпочта» отрицает информацию о закрытии сельских отделений

1396850830_1— Асхат Ниязбекович, информация о закрытии сельских почтовых отделений буквально «взбудоражила» казахстанцев. Какова ситуация на сегодняшний день?

— Честно сказать, я физически не могу представить, как можно закрыть 70% отделений в отдельно взятой местности. Это все равно, чтобы в мегаполисе убрали бы 70% светофоров. Это — физически невозможно. Я предполагаю, что человек, заявлявший, что 70% отделений закроются, он просто посмотрел, сколько у них сел, с населением менее 2 тыс. и посчитал, что они уже закрыты. Но если мы туда проедем, то мы увидим, что отделения продолжают работать.

— Но «дыма без огня» не бывает…

— Да, действительно, в начале 2013 года у нас была утверждена Программа оптимизации затрат АО «Казпочта», в рамках которой планировались мероприятия по сокращению количества убыточных сельских отделений связи и пунктов почтовой связи. Но в конце 2013 года нами эта программа была пересмотрена и трансформирована в программу развития сельских отделений связи. Теперь мы не говорим об оптимизации, а наоборот, говорим о последовательном развитии сельских отделений с целью снижения их убыточности путем предоставления новых видов услуг сельским жителям и повышения качества сервиса. Все сельские отделения продолжают функционировать в прежнем режиме и обслуживать клиентов, почтальоны продолжают разносить письма, посылки и периодические печатные издания, как и раньше. Изменилась лишь форма переподчинения на местах. Теперь некоторые наши сотрудники в селах входят в штат районных узлов почтовой связи. Один из примеров важности сохранения сети сельских отделений почтовой связи: в период проведения программы «Народное IPO» благодаря разветвленной сети компании все казахстанцы, включая жителей самых отдаленных аулов, могли покупать акции крупных национальных предприятий и инвестировать в экономику страны. Это в том числе и предопределило концепцию дальнейшего развития сельских отделений – предоставить сельским жителям доступ к тем видам услуг, которые есть в городе, но слабо представлены в селах.

На сегодняшний день в регионах мы заключаем меморандумы с областными акиматами о развитии почтовой отрасли в сельской местности. Учитывая, что некоторые из сел даже на государственном уровне признаны бесперспективными и не имеющими потенциал для развития, нам предстоит провести большую работу с Министерством регионального развития для определения оптимальных путей решения указанных проблем.

Для развития сельских отделений наш акционер — Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» — в 2013 году фонд выделил 1,6 миллиарда тенге на приобретение 64 бронированных авто, 114 передвижных отделений почтовой связи и дополнительных сейфов. В 2014 году планируется выделение еще 917 миллионов тенге на техническое укрепление сети сельских отделений почтовой связи.

В рамках указанных программных документов АО «Казпочта» совместно с РГП «ЦОН» запустили пилотный проект по предоставлению государственных услуг в 29 сельских отделениях почтовой связи (СОПС). При успешной реализации пилота, мы планируем охватить больше сел данной услугой. То есть, не выезжая из села, граждане смогут получать различные справки через почтовые отделения. К тому же мы планируем развивать систему бронирования и покупки авиа и железнодорожных билетов, страхования, брокерских услуг, кредитования, оформлять заказы товаров по каталогам. Планируем осуществлять эти и другие виды услуг, как самостоятельно, так и в качестве агента других компаний.

— Действительно ли «Казпочта» просит деньги на реформирование у бюджета?

— Международный опыт показывает, что почтовые администрациии разных государств, неся нагрузку социальной ответственности, как правило, субсидируются государством. В этом плане «Казпочта» уникальна, так как является самоокупаемой компанией, несмотря на убыточность сельских отделений связи и отдельных видов услуг. Но средств на развитие услуг и повышение их качества все равно недостаточно.

Для обеспечения качественного сервиса и с учетом развития современных технологий в почтовой отрасли, необходима масштабная модернизация национальной почтовой службы Казахстана. А это – весьма существенные инвестиции, которые при текущем уровне рентабельности операционной деятельности мы не сможем финансировать самостоятельно.
Так, например, большая часть сельских отделений почтовой связи размещены в арендованных помещениях. К сожалению, их состояние зачастую не соответствует современным требованиям обслуживания населения. На капитальный ремонт и строительство новых зданий требуются значительные инвестиции.

Тем не менее, отвечая на ваш вопрос. Мы не обращались с заявкой на выделение денег из республиканского бюджета, хотя некоторые, даже очень высокоприбыльные национальные компании, получают из бюджета значительные средства из года в год.

Мы в очередной раз хотим подчеркнуть, что дальнейшее развитие сельской сети возможно только при условии участия государства и совместном решении проблем присутствия компании на селе. Важность этой задачи обусловлена тем, что «Казпочта», по сути — чуть ли не единственный представитель государства в некоторых селах, и единственный центр оказания важнейших для населения услуг в большинстве сел Казахстана.

— Действительно ли подняты тарифы на распространение печатных СМИ? Почему и для чего?

— В Казахстане тарифы на распространение республиканских периодических печатных изданий не повышались. Тарифы не поднимались с 2005 года.

Хочу добавить, что тарифная политика АО «Казпочта» в области распространения периодических печатных изданий регулируется соответствующим государственным уполномоченным органом, а оказание данных услуг является для компании убыточным. Ни для кого не секрет, что во многих странах государство дотирует данную услугу почтовым администрациям (Великобритания, Нидерланды, Норвегия, Франция, Швеция, Финляндия, Россия). В Казахстане, с его обширной территорией и низкой плотностью населения, ситуация с убыточностью данной услуги еще хуже.

Мировая тенденция такова, что развитие Интернета и электронных СМИ получают все большую популярность среди читателей, все больше изданий уходят во Всемирную паутину. Электронный формат предпочитают и многие республиканские издания, а некоторые СМИ вообще полностью перешли на электронный формат издания. Все это обусловлено меняющимися предпочтениями потребителей, которым сегодня гораздо удобней читать новости с экранов компьютеров и смартфонов. И даже это интервью мы даем одному из самых популярных изданий, которое присутствует только в интернете. Т.е. все это свидетельствует о резко снижающихся тиражах печатных СМИ и, соответственно, все возрастающей убыточности услуг по их распространению, т.к. рентабельность этой деятельности напрямую зависит от объемов пересылки.

Более того, хочу сообщить Вам о том, с 26 марта 2014 года АО «Казпочта» снизило тарифы на отдельные почтовые услуги в пределах Казахстана. К примеру, тариф по отправке посылки воздушным транспортом весом до 3-х килограмм снизился с 1650 тенге до 1380 тенге.

Что касается тарифов на пересылку почтовых отправлений за пределы Казахстана, то хотелось бы пояснить, что Казахстан является членом Всемирного Почтового Союза, организации при ООН, требования и акты которого являются обязательными к исполнению всеми почтовыми администрациями — членами Союза. Поэтому с 1 января 2014 год по странам-членам ВПС, возникла необходимость пересмотра тарифов за отправку посылок за пределы Республики Казахстан. Данный пересмотр тарифов был запланирован еще в конце 2013 года и не был обусловлен корректировкой курса тенге, которая произошла в середине февраля.

— Почему в структурах «Казпочты» у рядовых сотрудников такие низкие зарплаты?

— В нашем коллективе работают около 22 тыс. сотрудников, из них почти 6 тыс. почтальонов и 8000 операторов. В регионах они выполняют роль своеобразных проводников государства. Благодаря их работе, казахстанцы в каждом уголке нашей страны получают пенсии, пособия, оплачивают коммунальные услуги, а также отправляют и получают письма и посылки. При этом средняя заработная плата почтальонов по Республике составляет около 45-ти тыс. тенге, в сельской местности – 40 тыс. тенге, без учета комиссионных вознаграждений. Компания постоянно изыскивает резервы на дополнительное финансирование и обеспечение роста заработной платы своим сотрудникам. Так, в 2013 году мы повысили заработную плату производственного персонала на 12 процентов, с января 2014 года — на 7 процентов, а с первого апреля 2014 года в соответствии с поручением Главы Государства о необходимости повышения зарплат работникам производственной сферы — еще на 10 процентов. Итого, рост заработной платы за два года составил почти 32%. Мы будем и дальше предпринимать эти меры для доведения уровня зарплаты наших работников до среднереспубликанского показателя.

— Когда будет готов план реформирования «Казпочты»?

— АО «Казпочта» включена в первый этап Программы трансформации организаций группы АО «Самрук-Казына». В рамках реализации инициативы Единственного акционера начаты работы по трансформации бизнеса, направленные на преобразование, совершенствование, внедрение передовых практик и технологий управления для повышения эффективности деятельности Общества. Результатом реализации программы должна стать стандартизация и оптимизация бизнес-процессов и структур, создание единого информационного пространства и интегрированной системы управления.

— Каковы планы развития «Казпочты»?

— Помимо наших основных видов почтовых и финансовых услуг, мы будем ориентироваться на внедрение ряда дополнительных услуг и сервисов. Одним из перспективных направлений деятельности компании мы видим активное участие на рынке e-commerce, в сегменте доставки товаров клиентам. Отмечу, что онлайн-торговля сегодня помогает экономить расходы пользователей в среднем на 30 процентов, что, наряду с широким проникновением интернета, обеспечивает бурный рост этого рынка сегодня. Мы, со своей стороны, должны стать локомотивом развития онлайн-торговли в стране, внедряя и улучшая сервисы, создавая соответствующую логистическую и информационную системы.

Совсем скоро завершается проект в области автоматизации процесса доставки посылок – проект по установке «постаматов». В настоящее время производится поставка «постаматов» для «Казпочты» иностранной компанией-партнером. Это специальное почтовое оборудование позволит клиентам получать посылки как из местных интернет-магазинов, так и из магазинов стран ближнего и дальнего зарубежья в любое время суток, 7 дней в неделю.

С целью сокращения сроков доставки поэтапно проводится увеличение автомобильного, грузового парка. Также мы будем внедрять SMS-уведомления вместо бумажных извещений, онлайн-оформление заказов вместо бумажной «волокиты» и другие современные технологии, которые создадут дополнительный комфорт для наших клиентов. Кроме того, планируем усовершенствовать процесс работы филиала компании «EMS-Kazpost», которая занимается ускоренной доставкой почты «из рук в руки».

Используя разветвленную сеть наших отделений, а это — более 3000 производственных объектов, мы планируем активно развивать еще один блок деятельности — агентские услуги.
Еще одно важное достижение — получение в прошлом году статуса участника международной платежной системы VISA, что дало возможность компании стать одним из серьезных игроков карточного рынка Казахстана. Развитие этого направления будет идти вкупе с нашими инициативами по логистике на рынке e-commerce, что позволит нам разработать продукты комплексного характера, как для бизнеса, так и для конечных потребителей.

Мы находимся в начале большого пути по трансформации и реформированию почтовой системы, доставшейся нам в наследство, и надеемся на успешный результат. Мы знаем, что сделаем это, и твердо верим в успех предстоящих перемен при соответствующей поддержке.

— Спасибо за интервью!

Айнур Коскина, Астана

Источник: ИА «Zakon.kz»