Казахстан – самый главный стратегический партнер России. С 2011 года по инициативе России мы стали членом Таможенного союза, а до конца года войдем в Евразийский экономический союз, членами которого будут опять же Россия и Беларусь. Наверное, от того, что мы привыкли к господству северного соседа, Казахстан выполняет все его просьбы. Также удручает, что, несмотря на прошедшие 25 лет после отказа Казахстана от ядерного оружия, немногие знают, что казахская степь до сих пор страдает от испытаний оружия Россией на военных полигонах.
На настоящий момент в Казахстане действуют 7 российских полигонов. После Второй мировой войны СССР, начиная с 1950 года, чтобы одержать победу в гонке вооружений над США, занялся строительством военных полигонов, большинство из которых были оборудованы на казахской земле.
Удивляет то, что казахская степь по сей день остается одним большим полигоном России. Надо отметить, что после 1992 года территория полигонов, размещенных в казахской степи, значительно сократилась. И все же, до настоящего времени Казахстан на правах аренды предоставляет России 11 миллионов гектаров своей территории для размещения военных полигонов. Полигоны растянулись от западных границ Казахии до восточных, большинство полигонов дислоцировано в западной части страны, где население малочисленно.
С 1949 по 1989 годы на Семипалатинском ядерном полигоне произведено 468 ядерных взрывов. В том числе произведены 616 взрывов ядерных и термоядерных бомб: из них – 125 в воздухе, 343 – подземных. Мощность ядерных взрывов, произведенных в 1949-1963 годы, в 2500 раз сильнее, чем у бомбы, сброшенной на Хиросиму. Помимо Семипалатинского полигона, с 1950 года 11 взрывов произведено на полигоне Капустин Яр, половина площади которого занимает территорию Казахстана. Их общая мощность в 65 раз больше атомной бомбардировки Хиросимы. Первый надземный атомный взрыв был произведен 2 февраля 1956 года рядом с городом Аральск. На полигоне Азгыр, расположенном на территории Атырауской области, в 1966-1977 годы произведено 17 ядерных взрывов. После этого были произведены еще 15 взрывов, три из которых имели место на полуострове Мангыстау.
После закрытия Семипалатинского ядерного полигона, Россия должна была принять меры по реабилитации пострадавшего от ядерной радиации местного населения и загрязненной радиацией территории. А также вывезти радиационные остатки, очертить территорию полигона и не допустить пропуска людей и скота на его территорию. Однако Россия просто оставила испытательные площадки как есть, сегодня там свободно передвигаются жители Дегеленского и Абайского районов, пасут скот. Некоторые специалисты отмечают ухудшения здоровья жителей этих районов.
В настоящий момент на территории Казахстана действуют 7 военных полигонов, за которые Россия платить всего 27,5 миллионо долларов в год. Самый большой полигонный комплекс в Казахстане – Сары-Шаган. Центр его дислоцируется в городе Приозерск, территория охватывает Актюбинскую, Кызылординскую, Жамбылскую и Карагандинскую области. В Западно-Казахстанской, Атырауской и Актюбинской областях расположены полигоны «Азгыр», «929-тый ГЛИЦ», «Капустин Яр», «Ашулук», «Жем». Хотя военные полигоны Капустин Яр и Ашулук расположены на территории Астраханской области, но ракеты, запущенные оттуда, падают на казахскую степь.
Ракета, запущенная в июне 2013 года с полигона Капустин Яр, частично расположенного в Астраханской области России, упала рядом с казахским озером Балхаш. Тогда президент антиядерного движения «Невада-Семей» Олжас Сулейменов сказал, что в мировой практике нет такой практики, когда одно государство для испытания своих ядерных ракет использует территорию другого государства.
«Мы всегда выступали против того, чтобы Казахстан стал государством ядерных отходов. Теперь мы будем выступать против того, чтобы соседние страны превратили наши территории в испытательный полигон своей военной техники. Нужно проводить необходимые исследования по изучению морального, материального ущерба и вреда здоровью людей», – сказал тогда Олжас Сулейменов.
31 января текущего года вице-министр регионального развития Казахстана Кайырбек Оскенбаев в интервью журналистам сообщил, что Россия неполностью использует арендованные территории. «Мы намерены изъять эти участки для использования в животноводстве, — сказал он. — Изъятые участки будут переданы местным исполнительным органам».
Однако представители компетентного министерства не уточнили, какая территория и на каком полигоне будет возвращена в сельскохозяйственный оборот. Именно в день, когда было оглашено это заявление, в Казахстан прибыл министр обороны России Сергей Шойгу. Он встретился Адильбеком Джаксыбековым, который на тот момент был министром обороны Казахстана, и они подписали соглашение о совместном использовании полигона, расположенного на территории Балхашского района Карагандинской области. Несмотря на то, что министерство регионального развития РК официально заявило, что намерено изъять неиспользуемые земли полигонов Россией, в соглашении двух министров об этом не сказано ни слова. Наоборот, отмечено, что военное присутствие России в Казахстане будет увеличиваться
Известно, что в последние годы в стране усилился протест против политики России касательно Казахстана и российских военных полигонов в Казахстане. Сначала был поднят вопрос о возвращении космодрома Байконыр и города Байконыр под юрисдикцию Казахстана. Затем, после разлива 600 тонн гептила 2 июля 2013 года сразу после старта ракетоносителя «Протон-М», казахские патриоты, требовавшие выплаты денежной компенсации, создали общественный фонд «Антигептил». В Астане прошло санкционированное шествие против использования гептила. В последнее время казахская молодежь постоянно проводит акции протеста по закрытию российских полигонов, расположенных в казахской степи. В частности, такие акции прошли в Астане. Однако все участники этой санкционированной акции протеста были подвергнуты наказанию в виде административных штрафов.
Но общественность не собирается ограничиваться только этими протестами. Эксперты предполагают, что вышеприведенное заявление вице-министра, возможно, было сделано, чтобы как-то успокоить общественность. В самой России идет процесс возвращения государству земель, которые находятся в ведении Министерство обороны, но не используются. Значит, дело дошло до того, что оборонное ведомство России не только зарубежом, но и у себя на родине не в состоянии освоить земли, выделенные для нужд ведомства. Однако Россия не желает терять военного влияния в странах Центральной Азии, но при этом хочет сэкономить средства на аренду своих полигонов.
В 2006 году на встрече президентов двух стран президент России Владимир Путин сказал: «На протяжении 9 лет мы никак не могли прийти к соглашению по использованию полигонов на территории Казахстана для нужд российской армии. И вот сегодня мы подписали необходимые соглашения». В связи с этим вице-министр обороны РФ Сергей Иванов отметил: «Новые российско-казахстанские переговоры предусматривают сокращение арендной платы за использование полигонов с 27,5 миллионов долларов до 24,78 миллионов долларов». Об этом сказано в статье «Полигоны укрепляют военный союз», опубликованной в российском журнале «Военно-промышленный курьер». Однако российское издание «КоммерсантЪ» в №29 за февраль 2012 года, пишет, что Россия за полигоны в Казахстане платит 27,5 миллионов долларов. Иванов рассказал, какими льготами будет пользоваться Казахстан вместо трех миллионов долларов – Россия Казахстану будет отпускать военную технику по ценам внутреннего рынка.
Необходимо отметить, что согласно договору об использовании арендованных Россией полигонов, должен быть беспрепятственный допуск представителей государственной санитарно-эпидемиологической, экологической и других надзорных органов Казахстана на территорию полигонов. Однако это соглашение не действует на полигоне «Жем». По соглашению допуск осуществляется только по разрешению министерства обороны РФ, однако из-з того, что территория полигона не ограждена, есть большая вероятность того, что туда может попасть местное население.
Казахстанский военный сайт пишет о необходимости расторжения соглашения между Россей и Казахстаном об аренде военных полигонов. На сайте указывается, что использованная земля не обеззараживается, загрязняется производственными остатками. В соответствии с имеющимися межгосударственными соглашениями в обязанности Россйской Федерации входит оздоровление земель полигона и прилегающей к нему территории. Для этого необходимо принять долгосрочную программу защиты природы, проводить очистку территории падения ракет и целей. На земельных участках запрещается закапывать радиоактивные отходы, которые могут оказать вредное воздействие на жизнь и здоровье людей и животных. Однако эти требования не выполняются на должном уровне.
На сегодняшний день с Россией подписано более 60 соглашений о совместных военных действиях. Самый главный из них – о военно-технических действиях совместно с Россией, ведь вся военная техника и вооружение у нас от российских производителей.
Полигоны в казахской степи.
Капустин Яр:
Расположен он в Западном Казахстане. Один из самых первых полигонов. В 2016 году ему исполнится 70 лет, столько, сколько началу развития ракетно-космической сферы. С полигона Капустин Яр была запущена первая баллистическая ракета Советского союза А-4 и первая отечественная ракета Р-1. С этого полигона были запущены многие военные баллистические ракеты, ракеты системы противовоздушной обороны. Сегодня эти испытания продолжаются.
Сары-Шаган и Приозерск:
Полигон Сары-Шаган (10-й государственный испытательный полигон министерства обороны РФ) – расположен на территории Жамбылской, Актюбинской, Кызылординской областей. Он создан для испытания вооружения, военной техники и системы противовоздушной обороны. Полигон тесно связан с городом Приозерск. В этом городе расположены специальная часть российского военного соединения и некоторые его объекты.
Полигон Жем:
11-й государственный испытательный полигон министерства обороны РФ – расположен на западе Казахстана. В 1999 году некоторые объекты этого полигона были передислоцированы в 4-й государственный полигон (Капустин Яр). На этом полигоне проводится нучно-исследовательская работа в области создания серийных образцов вооружения и боевой военной техники.
Полигон Чкалово:
Этот полигон расположен в городе Ахтубинск в Астраханской области. Однако многие его производственные и другие объекты находятся в Казахстане. Согласно специальному Соглашению, военные площадки расположены на территории Западно-Казахстанской и Атырауской областей, объекты – в шести населенных пунктах, в городах Атырау, Актау и Жем.
Есенгуль КАПКЫЗЫ Перевод Кайрата МАТРЕКОВА