Эта земля хранит казахский дух, энергию батыров, неистребимую волю к свободе – Хобдинский район Актюбинской области, подаривший стране Кобланды-батыра и Алию Молдагулову. Эти легендарные личности являются символами, аруахами казахского народа в его стремлении к свободе и независимости.
Ожившая легенда
Жизнь человечества так устроена, что иногда эпические сказания приобретают реальную историческую ценность и, наоборот, настоящие события со временем могут превратиться в легенды. Например, нам с детства известен знаменитый казахский эпос о Кобланды-батыре, знаком образ могучего Кобланды с копьем в руке на гордом тулпаре Тайбурыле. Сказание о батыре имело 29 вариантов. Легенд сохранилось много, их бережно собирали и хранили в течение веков как сказители, так и ученые, и долгое время считалось, что Кобланды-батыр – это эпический персонаж, а не реальная личность. Само его имя как бы стало нарицательным как общее имя батыров
Имена, как и титулы, с древнейших времен имели большое смысловое, отчасти и магическое значение. Тюрки, например, имели сложную систему антропонимов: имя собственное, родовое, мужское (геройское), титул, которые предполагали хорошее знание языка, генеалогии.
Значение имени Кобланды означает: герой, подобный леопарду. Это тот случай, когда преобладала магия слова: в имени будущего батыра было обозначение зверя, которое, по поверью, придавало человеку мощь и ловкость хищника. Такое отношение к имени было в степных традициях.
В древних традициях было и воспевание в легендах, эпических сказаниях своих реальных героев. Например, жанр богатырского эпоса, в котором генеалогические легенды переплетаются с историческими и фольклорными мотивами, наиболее характерен именно для древнетюркской литературы. Возьмем хотя бы издревле распространенные в Центральной Азии легенды об Огуз-кагане, который, по мнению некоторых исследователей, являлся историческим лицом, создавшим большое государство.
То же самое наблюдалось и по отношению к Чингиз-кагану и истории созданного им улуса. Основным источником о жизни основателя великого каганата является «Юань чао би ши» («Тайная история династии Юань», 1240 г., в русском переводе «Сокровенное сказание»). В нем кроме исторических сведений имеются генеалогические легенды, литературные параллели, эпические персонажи и т.д., а само произведение написано в жанре эпического сказания.
Еще древние греки относились к истории не как к науке, а как к литературе, в которой художественная форма изложения играла существенную роль. Недаром по «Илиаде» нашли реальную Трою. При этом исторические события интересовали античных авторов не сами по себе, а по значимости их воздействия на умы современников.
Совсем недавно казахский народ «вернул» из «легенды» в реальную жизнь знаменитого батыра, своего прославленного сына, о котором в свое время слагал различные легенды, эпические песни, воспевая его как могучего воина-защитника, великого полководца. Художественное слово народа подняло Кобланды-батыра на недосягаемую высоту: даже известные ханы не удостоились такой чести – остаться на века в эпосе и истории. Военные подвиги Кобланды увековечены в преданиях, легендах, эпических сказаниях, песнях благодарного народа.
Сейчас достоверно известно, что Кобланды-батыр – реальный человек, живший в XV веке, в период распада Золотой Орды, был одним из двух главных биев, приближенных хана Абылхаира. Из-за отсутствия исторических письменных источников о Кобланды-батыре как о реальной исторической личности ныне ученым осталась единственная возможность изучения его жизни и деятельности по эпическим поэмам казахского народа, передававшимся от поколения к поколению в устной форме.
Земля батыров
Великий воин и полководец Кобланды воевал с калмыкскими захватчиками в этих местах – на своей «малой родине», благодаря чему стали известны всей стране названия Жалгыз-оба, Кособа, Бесоба около села Жиренкопа Хобдинского района Актюбинской области, где покоятся останки героя. До сегодняшнего дня сохранились исторические названия тех мест: Жиренкол, Ешкикырган, Тасбулак тау, Тумшанбулак и др.
В 2007 году рядом с селом Жиренкопа Хобдинского района был воздвигнут уникальный мавзолей Кобланды батыру. Автором комплекса, украсившего отдаленный населенный пункт, является известный архитектор Бек Ибраев. Бек Ибраев – автор (или соавтор) таких архитектурных памятников, как мемориальный комплекс Коркыт-Ата в Кызылординской области, мемориальный комплекс Абая и Шакарима в Жидебае, музей Шокана Валиханова и др.
Высота мавзолея 17,5 метров, диаметр – 12. Комплекс возведен в военном стиле, в форме воинского шлема. Специалисты признают, что аналогов возведенному в Жиренкопе мемориальному комплексу в Казахстане нет. Мавзолей расписан национальным орнаментом. Рядом с ним построили комплекс с залом славы батыра, гостиницей, комнатой для жертвоприношений и домиком смотрителя.
В Хобдинском районе имеется также единственный и редко встречающийся в Западном Казахстане архитектурный памятник – мавзолей Абат-Байтак, в 12 километрах восточнее села Бескопа. По легенде, памятник воздвигнут в честь сына известного философа Асана кайгы батыра Абата, который защищал родные земли от набегов калмыков. Во время раскопок, проводимых на территории захоронения, были найдены останки трех человек. Как правило, такие строения в степи возводились в честь ханов или потомков торе. Близ мавзолея Абат-Байтак находится другое захоронение, сооружение меньших размеров – Кыз аулие.
Наверное, такая земля, породившая Кобланды-батыра, имеет особую энергетику, и она по праву является родиной батыров. Недаром Хобдинский район у многих ассоциируется и с именем Алии Молдагуловой, одной из двух девушек из Казахстана, Героев Великой Отечественной войны. Интересно, значение имени Алия означает «великая, возвышенная, занимающая высокое положение».
Если в Актюбинской области 37 героев ВОВ, то Хобдинский район, маленький по территории и численности населения, дал стране 8 Героев. За подвиги, совершенные на фронтах войны, звания Героя Советского Союза удостоены Алия Молдагулова, Имангали Билтабанов, Абдолла Жанузаков, Михаил Колесников, Михаил Прохоров, Иван Пятковский, Николай Терещенко. Михаил Кошелев награжден орденом Славы трех степеней.
У войны – не женское лицо
Биография Алии Молдагуловой очень короткая – помещается на полстраницы листка, короткая, как и ее жизнь (19 лет), но в памяти народа хранится как величайший подвиг. Именем Молдагуловой названы улицы, школы, судно ММФ. В городах Москва, Актобе, Алматы, Новосокольники, Астана и на родине установлены памятники, мемориальная доска на здании ленинградской школы № 140. В Актобе создан областной мемориальный музей, школьные музеи – в московской школе № 891, расположенной на улице ее имени, и в санкт-петербургской школе № 140. Ей посвящены балет «Алия», несколько стихов и поэм, множество песен. О подвиге Алии Молдагуловой сняты документальный фильм «Алия» (реж. М. Сагатов) и художественнй фильм «Снайперы» (реж. Б. Шамшиев). Имя Героини высечено на памятнике в Рыбинске на Аллее Славы. Именем Героя назван аул Алия (до 2005 года – Алпайсай) в Хобдинском районе.
Родилась 25 октября 1925 года в ауле Булак Хобдинского района, из рода табын. (Табынцы были известны своей воинственностью, о чем свидетельствуют дореволюционные российские источники.) В детстве она потеряла родителей и жила в Алма-Ате у дяди, а с 1939 года воспитывалась в детском доме Ленинграда. В начале войны вместе с детдомом была эвакуирована в село Вятское Ярославской области. По окончании 7-го класса Вятской средней школы поступила в Рыбинский авиационный техникум, в конце 1942 года подала заявление в РККА с просьбой отправить ее на фронт. 21 декабря 1942 года Алия Молдагулова была официально отчислена из числа учащихся техникума в связи с уходом на фронт. В 1943 году окончила Центральную женскую школу снайперской подготовки. С июля 1943 – снайпер 4-го батальона 54-й отдельной стрелковой бригады (22-я армия, 2-й Прибалтийский фронт). За первые два месяца в боях Молдагулова уничтожила несколько десятков гитлеровцев.
В январе 1944 года батальон Алии участвовал в боях за деревню Казачиха (Псковская область). На рассвете началась атака на позиции гитлеровцев. Метким броском гранаты Алия уничтожила пулемет, который мешал наступающим продвинуться вперед. После этого первая линия обороны была взята, и батальон Алии перешел к обороне. Весь следующий день девушка вела снайперский огонь, лежа в снегу.
Утром третьего дня Алии пришлось взять в руки автомат: немецкая пуля разбила оптический прицел винтовки. Девушка была ранена миной в руку, но все равно осталась в строю. 14 января во время одной из контратак немецкий офицер выстрелил Алии в грудь. Метким выстрелом девушка успела убить его, но ранение оказалось смертельным. Перед смертью Алия написала письмо своей родной сестре Сапуре.
Алия Нурмухамбетовна Молдагулова посмертно получила звание Героя Советского Союза 4 июня 1944 года. На ее официальном счету 78 уничтоженных солдат и офицеров противника.
Детские впечатления
Как у многих казахстанцев, война не обошла и нашу семью в Актюбинской области. Мой отец и его три брата – фронтовики, один из них – Кабимолла Ельдесов (1922-1942) –погиб в боях под Ленинградом в 1942 году.
Наше детство прошло под рассказы отца и двух дядей о войне. Рассказы о военных годах: первые бои, в первые дни – одна винтовка на троих, отступления, переправы, непередаваемый гул бомбежек и свист снарядов, ранения, контузии, госпитали, «легкость» войны с 1944 года и т.д. Были иногда неординарные истории, как например, взрывной волной троих бойцов забросило в колодец с водой и как оттуда выбирались. Но в целом – рассказы тяжелые для детского восприятия.
Отец и его братья закончили войну в Германии. Старший его брат, Яхия Ельдесов (1912-2010) в армию был призван в 1941 году, закончил 6-месячную школу подготовки артиллеристов, стал сержантом и командиром орудия, воевал на Смоленском, Волховском направлениях, Ленинградском фронте, освобождал от фашистов Литву, Латвию, Эстонию, Финляндию, воевал в Германии, дошел до г. Гамбурга. За боевые заслуги был награжден орденами «Славы I и II степени», «Отечественной войны I степени», медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией».
Младший его брат, Хаймолла (1925-1995) в январе 1943 года добровольцем ушел в ряды Красной Армии. Был направлен в Чкаловское военное училище г. Оренбурга, после окончания которого в составе 17 гвардейской воздушно-десантной бригады воевал на 3- Украинском фронте, был тяжело ранен. Участвовал в боях за освобождение Польши, Венгрии, Чехословакии, Австрии, Германии. Был награжден орденом «Отечественной войны I степени», медалями «За боевые заслуги», «За Победу над Германией».
Отец, Бархия Ельдесов (1919-2006) в 1939 году был призван в ряды Красной Армии. Закончив сержантскую школу артиллеристов, служил в г. Калинине. В 1940 году участвовал в Финской войне, затем в боях за освобождение Бессарабии, Западной Украины. Участник Великой Отечественной войны с 22 июня 1941 года, участвовал в боях за оборону г. Киева. В декабре 1941 года попал в окружение в г. Борисполь, был тяжело ранен. Воевал вместе с партизанами на Украине. Победу встретил в Германии на реке Эльба. За боевые заслуги был награжден орденом «Отечественной войны II степени», медалями «За взятие Кенигсберга», «За Победу над Германией».
Дастан ЕЛЬДЕСОВ