АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Казахи и венгры: общие исторические корни.

_TZdSm8778IПосвящается памяти Конгура И. Мандоки

Общая картина исторического процесса становления казахской и венгерской народности свидетельствует о чрезвычайной его сложности, о специфике сути и направленности этнического развития на протоказахской и протовенгерской территориях. Вместе с тем исторические реалии далекого прошлого подчас рельефно обнаруживают взаимосвязанность такого процесса и общность исторических судеб двух народов. Об этом же говорит и единство ряда этнокомпонентов, вошедших в состав казахов и венгров, равно как имеющие у них место лингвистические, топономические, антропономические и антропологические параллели.
Этнический аспект взаимосвязей двух народов рельефно проявляется, прежде всего, на примере групп мадиярских, куманских и кыпчакских племен, сыгравших существенную роль в процессе формирования казахов и венгров. Как известно, средневековые тюркоязычные кыпчаки явились основным ядром в образовании казахского народа, а мадиярские племена стали консолидирующей основой при сложении венгерского народа.

Казахско-венгерские взаимосвязи своими корнями уходят в глубь веков и ассоциируются с историческими процессами, которые протекали на территории Западного и Северного Казахстана и в смежных с ними областях Западной Сибири, Приуралья и Поволжья. На просторах этой обширной лесостепной и степной полосы в эпоху древности и раннего средневековья наблюдались этногенетические процессы, основным содержанием которых было взаимодействие и смешение сармато-аланских, угорских, прототюркских и тюркских племенных групп.

На различных этапах исторического процесса и в разных географических областях этническое развитие казахского и венгерского народов было обусловлено участием разнообразных этнических компонентов в формировании их племенных объединений в ходе этнокультурных связей, политических перипетий и миграционных передвижений народов и племен. Накопленные археологические материалы по этноисторическим контактам в эпоху древности позволяют полагать, что в I тыс. до н.э. в лесостепной полосе Западной Сибири и Севера Казахстана проходило формирование общности прототюркских и угорских племен, в состав которых входили протомадиярские племена. При этом районом наибольшей концентрации древнеугорской топономии отмечается область в междуречье Ишима и Иртыша[1]. Отдельные группировки древнеугорских племен, вероятно, в то время достигали Северного Прикаспия. Во всяком случае, на это указывает остеологический материал древних венгров, обнаруживающий сходство по важнейшим таксономическим признакам с находками сарматского времени Западного Казахстана[2]. Следовательно, имеются основания считать, что сарматские племена занимали определенное место в этногенезе венгров и казахов.

Кочевники-скотоводы, сарматов основной своей массе были ираноязычны и являлись потомками савроматов, близких сакам (или скифам по западным источникам) по языку, образу жизни и культуре. Одной из характерных черт той эпохи ранних кочевников было распространение на обширной террритории от Керулена и Хуанхэ до Дуная так называемого «звериного стиля» (IX-III вв. до н.э.). В этой связи при раскопках кургана «Иссык» (Семиречье) были обнаружены наиболее интересные и выразительные материалы, связанные с убранством \'»Золотого человека»[3]. Гигантский «коридор», по которому проходила миграция с востока на запад значительных масс кочевников, соответствовал Евразийской аридной зоне — зоне степей, перемежающейся горными хребтами и речными долинами, начинающейся со степных просторов Монголии и Северного Китая и заканчивающейся на западе ковыльной равниной по Дунаю и Тиссе.

В эпоху сарматов появились первые отряды тяжеловооруженной конницы, так называемые катафрактарии. Влияние сарматского племенного союза на население соседних областей и стран было значительным. Многочисленные сведения греко-римских письменных источников повествуют о крупных передвижениях сарматов на запад и их проникновении в начале I тыс.н.э. на средний Дунай. Вплоть до нашествия гуннов сарматы принимали активное участие в международных событиях того времени. Археологические данные указывают на хозяйственно-культурные контакты и взаимодействия сарматов с народами и племенами Центральной Азии и Восточной Европы, в том числе Казахстана и Венгрии.
В первой половине I тыс.н.э. в этнополитической истории Казахстана и Венгрии возросла роль кочевых племен Внутренней Азии (Inner Asia). Во II в. н.э. началось массовое проникновение гуннов (сюнну, хунну по китайским летописям) из Монголии в Восточный Казахстан и Семиречье. В районе Прибалхашья и Тарбагатая они создают государство Юебань, просуществовавшее до V в. Другая ветвь гуннского объединения, в состав которых вошли и угорские племена Западной Сибири, мигрировали в Приуралье, Приаралье, Приаральские и Прикаспийские степи, оттеснив на запад аланов и асов. В первой половине IV в. грандиозные массы кочевников гуннов, подчас весьма разнородных, но консолидированных вокруг мощного прототюркского этнического пласта, достигли степей Восточной и Центральной Европы. Эпоха Великого переселения народов в значительной степени изменила этническую и политическую карту Центральной Азии и Европы. С миграцией гуннов связан важный этап распространения тюркских языков по всей территории их расселения. Прошедшие изменения как в Казахстане, так и в Венгрии отражали пеструю этническую структуру гуннской державы и сложность исторических процессов, связанных с их продвижением. Главным хозяйственным занятием гуннов было кочевое скотоводство. Однако они знали и другие хозяйственно-культурные типы, как оседлость и земледелие, имели города и поселения. У гуннов превосходно было организовано войско, его основу составляла подвижная, маневренная конница. В целом в Венгрии и Казахстане гунны оставили заметный след в этнической, хозяйственной и культурной жизни коренного населения.

В этнокультурной жизни Центрального и Западного Казахстана V-VI вв. запечатлели себя и авары (или жуань-жуани, жужани по данным китайских источников). Каганат аваров возник в Монголии в IV-V вв. Хозяйственной основой общества также было кочевое скотоводство. В 552 г авары были разгромлены алтайскими тюрками. После этого часть аваров (около 100 тыс. человек) мигрировала на запад. Этническая атрибуция аваров не ясна. Впрочем, судя по титулам их знати (каган, тудун, югур, тархан), раскрывающихся с позиции тюркского происхождения, авары были тюркоязычным народом[4]. Тем не менее конфедерация аварских племен представляется этнически смешанным объединением.
В 568 г многочисленные аварские племена, обладая сильной политической властью, заняли земли по обоим берегам Дуная, где создали новое государственное объединение — Аварский каганат На территории Венгрии авары занимались полукочевым скотоводством. Организация войска строилась по принятой в Азии десятичной системе. Как и у гуннов, духовная жизнь аваров основывалась на шаманизме и языческих обрядах. Они знали руническое письмо. В IX в. авары сошли с исторической арены. Их место заняли пришедшие с востока мадиярские племена.

Таким образом проблема общих древних предков казахскою и венгерского народов, а именно до периода политического возвышения собственно мадиярских и кыпчакско-куманских племен, во многом была связана с племенными массивами сарматов, гуннов и аваров.

С особой интенсивностью этнические взаимосвязи и взаимопроникновения наблюдались на последующем этапе исторического развития между кыпчакскими племенами и древними венграми (мадиярами).
На современную территорию Венгрии мадиярские племена мигрировали из своей прародины (Magna Hungaria). В этой связи большая группа ученых склонна считать, что в IV-V вв. значительная часть угров в общем потоке миграции на запад переместилась из Западной Сибири в Приуралье и Поволжье В их составе были предки венгров древние мадияры, которые сложились здесь в конфедерацию племен[5]. Можно также указать на точку зрения, высказанную в научной литературе о том, что ареалом процесса преобразования лицевого скелета венгерских предков явилась область от Волги до Мугоджарских гор[6]. В эпоху раннего средневековья территория компактного расселения древних венгров находилась в непосредственном соседстве с Волжской Болгарией, во многом совпадающей с пределами современной Западной и Центральной Башкирии, на что показывают булгаро-венгерско-башкирские этнонимические параллели[7]. На этой земле мадияры были зафиксированы средневековыми арабскими и персидскими авторами, в историко-географических трудах, которых содержится краткая, но вместе с тем разнообразная информация о них относящаяся к VIII — нач. IX вв. Ареал расселения отдельных группировок мадиярских племен, очевидно, был достаточно широк. Во всяком случае, булгаро-мадиярские племена достигали Прикаспийских степей и крайних пределов Южного Урала.

Примерно в это же время, т.е. во второй половине VIII — нач. IX вв. происходит движение кыпчаков на запад, в том числе к Южному Уралу. Именно к этому времени относятся сведения арабо-персидских источников (Ибн Русте, аноним «Худуд ал-алам», аль-Бакри, Гардизи, аль-Марвази), отмечающих кыпчаков как восточных и северных соседей печенегов[8]. Как известно, печенежские племена в VIII-IX вв. обитали в бассейне Сырдарьи и Приаральских степях. Следовательно, в области Южного Урала кыпчаки находились в непосредственных этнополитических и этнокультурных контактах с отдельными группировками мадиярских племен.

В начале IX в. основная часть древних мадияр двинулась на запад, затем через Северный Кавказ и Причерноморье достигла западной части Евразийского степного пояса по Дунаю и Тиссе. Здесь мадияры нашли все условия для кочевой жизни, прежде всего обширные пастбища для скота, без которых они не могли существовать. В 895 г. они создали сильное Венгерское государство.

Не все мадиярские племена покинули свою древнюю родину «Великую Венгрию», часть племенных групп осталась к востоку от Итиля (Волги). В 889 г. печенежские племена были вытеснены из районов Прикаспия и Приаралья огузами совместно с другими тюркоязычными племенами. Основная масса конфедерации печенежских племен мигрировала в Восточную Европу. В результате этих событий кыпчаки вместе с огузами стали кочевать в долине рек Жаика (Урала), Жема (Эмбы), в Приаральских и Прикаспийских степях[9]. Основным содержанием этногенетических процессов в Волго-Уральском регионе были контакты и взаимодействия между кыпчакскими, кимекскими, куманскими, огузскими, печенежскими, башкирскими, булгарскими, мадиярскими и алано-асскими племенными группами.

В первой половине XI в. этнокультурное влияние и консолидирующая роль в Волго-Уральском регионе переходит к кыпчакам, что было связано с установлением на обширной территории от Иртыша до Итиля (Волги) военно-политической гегемонии кыпчакских ханов. По всей вероятности, к этому времени относятся сведения знатока истории и культуры тюркоязычных народов и племен Махмуда Аль-Кашгари (XI в.) о том, что «Итиль — название реки в стране кыпчаков»[10].

В то же время по Итилю продолжали кочевать группы мадиярских племен. Между Итилем и Дунаем, между старой и новой родиной венгров связь не прерывалась почти в течение трех с половиной столетий. Оставшиеся далеко на востоке мадияры знали о своих сородичах, ушедших далеко на запад Так, около 970 г при князе Токшуне из далекой Булгарии на Волге в Венгрию приходит значительная группа людей во главе с князьями Бикла и Бокшу, которые были поселены в Пеште. В середине XII в. в Венгрии и ее крупных городах три года прожил арабский купец и путешественник из Гренады Абу Хамид аль-Гарнати. Путь на Итиль был настолько знаком, что аль-Гарнати, оставив одного из сыновей в Венгрии (Ункария), отправился отсюда на Волгу. Пожалуй, последнюю информацию о потомках «Старейшей и Великой Венгрии» доставил доминиканец Юлиан, который предпринял путешествие на Восток с целью найти соплеменников и обратить их в христианство. В 1236 г. близ «большой реки Этиль» встретил он кочевавших там восточных венгров, объяснявшихся с ним на родном мадиярском языке. Юлиан отметил, что \'»они были язычниками, богаты конями и оружием и весьма отважны в войнах»[11]. Лишь под напором монгольского нашествия мадияры на Итиле вынуждены были мигрировать на запад.

Длившиеся на протяжении ряда столетий (VIII-ХШ вв.) этнополитические контакты кыпчаков с древними мадиярами в Волго-Уральском междуречье, очевидно, в предмонгольскую эпоху завершились инкорпорированием части мадиярских племен в состав кыпчакской конфедерации. Об этом красноречиво свидетельствуют показания казахской генеалогии (шежере). В родоплеменной структуре казахского народа Среднего жуза (крупное этнотерриториальное объединение) в составе племени «кыпчак» зафиксирован этноним «мадияр» в качестве родового подразделения. В Среднем жузе мадияры отмечены также и в составе племени аргын. В 1967 г венгерский ученый Тибор Тот провел изучение материалов применительно к этнической группе аргын-мадияр казахского народа. Антропологические исследования позволили ему констатировать большое морфологическое сходство аргын-мадияр с кыпчаками, обитающими в той же зоне Сары-Копа на Тургае[12]. По всей видимости, мадияры в среде аргынов появились не ранее XVI в. Дело в том, что на рубеже ХIV-XV вв. часть аргынов переселилась с юга на север и начиная с XVI в. обосновалась на Ишиме и Тургае. Очевидно, в этот период, когда наблюдались многосторонние процессы взаимодействия и взаимовлияния между кыпчаками и аргынами, в составе аргынов появились этнические группы мадияр.

Картина этногенетических связей кыпчаков с древневенгерским этносом — мадиярами становится еще более выразительной, если обратиться к данным применительно к родо-племенному составу кыпчаков 2-ой половины XI — нач. XIII вв. Сам факт появления сведений по этнонимии кыпчаков в мусульманской историографии был далеко не случаен. Прежде всего он был связан с международным признанием кыпчакского фактора, как мощной военно-политической силы. После образования в середине XI в. Кыпчакского ханства на территории современного Казахстана, пришедший к власти династийный род кыпчаков ель-борили стал предпринимать активные действия в южном и западном направлениях, что привело их к непосредственным контактам с государствами Средней Азии, Восточной и Центральной Европы. Вскоре власть кыпчакских ханов распространилась на обширную территорию от Иртыша до Днестра. Кыпчакское ханство в силу закономерности развития кочевого общества состояло из двух крупных этнотерриториальных объединений: Восточнокыпчакское и Западнокыпчакское. Граница проходила по Итилю. Племенной состав кыпчаков в этих улусах не был идентичным, напротив, он носил на себе печать динамизма, специфичную для каждого этнополитического объединения и историко-географического региона. Сам перечень племенного реестра кыпчаков не носил случайного беспорядочного характера, наоборот, в нем все было строго регламентировано в соответствии с династийным, социальным и политическим уровнем каждой из перечисленных этнических единиц.
В письменных арабских памятниках, принадлежащих перу Ахмада ат-Тини (1235-1318) и ад-Димашки (1301-1349) содержатся сведения о 16-племенном составе кыпчаков восточного Дешт-и-Кыпчака, охватывавшего большую часть территории современного Казахстана. Структура племенного состава кыпчаков была сложной и неоднородной, вобравшей в себя, помимо собственно кыпчакских, тюркоязычные кимекские, куманские, печенежские, огузские этнокомпоненты, а также тюркизированные элементы ираноязычного этнического пласта[13]. В этом перечне племенного состава кыпчаков Казахстана значились три этнонима, названия которых имеют параллели в племенном составе куманов (кыпчаков) Венгрии.
Первое из них по данным Ахмада ат-Тини читается как бурджоглу. В реестре племен они занимают шестое место. Между тем в конфедерации кыпчаков западного Дешт-и-Кыпчака. согласно Ибн Халдуну, бурджогли находятся на третьем месте, как занимающие привилегированное положение в объединении кыпчаков, и составивших наряду с токсоба и етиоба верхушку кыпчакского общества в южнорусских степях. Представители этого элитарного рода особенно усилились в Египте, где из их среды выдвинулся ряд султанов в государстве Мамлюков. Очевидно, бурджогли можно сопоставить с родом бериш в племенном объединении байулы Младшего жуза.

Подробнее по сслыке http://kumukia.ru/article-9388.html