Тему легализации капитала мы поднимали в прошлом году в статье «Битва за финансы: необходима очередная легализация капитала» (altyn-orda.kz, 25.09.-06.10.2013). Статья была написана после того, как случилось «знаменитое» кипрское «кидалово». В частности, в ней отмечалось: «Пришло время думать для наших «денежных мешков» о своих «кровно заработанных» миллионах и миллиардах. Ведь многие богатства наших «Рокфеллеров» находятся не в Казахстане, а за границей, которые со временем могут быть поглощены «большой рыбой». В мире наметилась борьба одних закрытых обществ против других, «поглощения большой рыбой более мелких», «перезагрузки» доллара и золота. Как следствие – переформатирование мировой финансовой системы».
Внелегальный капитал – криминальный
В статье также прозвучало предложение легализовать зарубежные капиталы казахстанцев: «Экспроприация» денег в Кипре дает реальный знак: если вы храните свои капиталы за рубежом и желаете их скрыть, то это вам не удастся. А со временем дело дойдет и до ваших банков, отелей, недвижимости, предприятий, если они приобретены на нелегальные деньги. Государство должно сделать все, чтобы их вернуть в наш бюджет: легализация дала бы возможность нашим богачам открыть в нашей республике отели, курорты, банки, заводы. Несомненно, среди зарубежного капитала есть средства, честно заработанные бизнесом, и Казахстан должен защитить своих граждан от грабежа в «демократических» странах».
Конечно, о возврате средств в бюджет страны сказано сильно: все-таки зарубежные состояния наших граждан – не обязательно бюджетные деньги (хотя часть уведена из государственного бюджета), но при их вливании в экономику страны в виде инвестиций будет ощутимая поддержка для бюджета.
С точки зрения западной правовой системы «внелегальный» звучит как «криминальный» со всеми вытекающими последствиями. Ныне добрались и до святая святых в банковской деятельности – до тайны банковских вкладов. Например, международное давление на Швейцарию усиливается, и власти страны требуют от банков прекратить работу с подозрительными вкладчиками. Неудивительно, что немцы в панике вывозят капиталы из Швейцарии, но многие попадаются, ибо по закону необходимо декларировать ввозимый капитал свыше 10 тысяч евро.
За год ситуация для капитала «новых казахов» за границей ухудшилась, в том числе и из-за украинского кризиса. Ясное дело, что экономические меры Запада против России коснутся и Казахстан где-то напрямую, где-то опосредовано – все-таки мы находимся в одном таможенном пространстве, а при переходе в Евразийский экономический союз взаимозависимость наших стран еще усилится, соответственно, и риски для РК от санкций. Конечно, в некоторой части санкции никак не коснутся нашей страны, но нельзя не замечать меняющуюся глобальную финансовую и геополитическую обстановку в мире. К тому же борьба Европейского союза с офшорами затронула и самих европейских бизнесменов.
Новые правила игры, которые проявились в Кипре, Швейцарии, Британских Виргинских островах и т.д., это не временная акция, они незаметно распространяются и в других странах. И банковская, офшорная и др. конъюнктура быстро среагирует в контексте действий Запада против РФ, в известной мере и против РК, чтобы проглотить «мелкие рыбешки в мутной воде». К этому добавьте двойные стандарты, борьбу с уводами от налогов, международную тенденцию замораживания банковских счетов сомнительного происхождения и т.д. Кстати, в Кипре в основном пострадали вкладчики из России, а также из нашей республики.
Об этом сказал и президент Нурсултан Назарбаев: «Участвуйте в акциях, это же вещь навсегда, потребляемые деньги, чего держать их в тех банках опасных, которые в любое время могут заблокировать по политическим мотивам, в любое время могут отобрать?».
Легализация капитала любит троицу
Тем более наша страна уже имеет опыт легализации капитала. Для этого в свое время парламент принял закон «Об амнистии граждан в связи с легализацией ими денег», согласно которому граждане Казахстана освобождались от уголовной и административной ответственности за экономические нарушения, если в строго отведенные сроки задекларируют и легализуют свои деньги, которые находились в стране или за рубежом. В 2001 году в течение месяца было легализовано 480 млн долларов, хотя прогнозировали от 1,5 до 3 млрд долларов.
Второй раз акция по легализации имущества (недвижимости, капитала, движимого имущества и т.д.) началась летом 2006 года и проходила чуть меньше года. Для этого 5 июля 2006 года был принят Закон РК «Об амнистии в связи с легализацией имущества». Эта амнистия была намного успешнее первой – легализовано было имущества и денег на 844,7 млрд тенге или на 6,8 млрд долларов.
На заседании Совета национальных инвесторов 11 апреля глава государства отметил: «В отличие от наших предыдущих попыток в этом плане акция должна действовать вплоть до введения всеобщего декларирования. Необходимо обеспечить оперативность, конфиденциальность, объективность, рыночность программы».
19 июня депутаты сената Казахстана приняли закон «Об амнистии граждан Республики Казахстан, оралманов и лиц, имеющих вид на жительство в Республике Казахстан, в связи с легализацией ими имущества». Как ранее информировал министр финансов республики Бакыт Султанов, представляя законопроект на пленарном заседании мажилиса, сроком легализации по законопроекту определен период с 1 сентября 2014 года по 31 декабря 2015 года.
По словам Нурсултана Назарбаева, акция легализации капиталов будет способствовать возвращению хранимых «за бугром» денег, а также прекращению бегства капитала за границу: «Давайте договоримся, мы же в своей родной стране находимся. Договоримся, что вы тащите деньги сюда, и мы вам гарантируем, что никто их не тронет».
По словам заместителя премьер-министра – министра финансов республики Бахыта Султанова, легализации будет подлежать имущество граждан, включая деньги. Первое, легализованные деньги не признаются доходами, поэтому на них не будет налоговой нагрузки. Второе, граждане, легализующие деньги, освобождаются от уголовной, административной и дисциплинарной ответственности. Однако по опыту прошлой легализации будут ограничения в применении акции по ряду уголовных преступлений. Особенностью планируемой акции является наличие альтернативы для граждан в выборе инструмента легализации. Во-первых, деньги можно держать на счетах в БВУ в течение трех лет, получая вознаграждения по рыночным ставкам. Во-вторых, при желании досрочного использования денег можно их инвестировать в экономику путем приобретения государственных ценных бумаг, облигаций банков второго уровня, национальных управляющих холдингов и компаний, институтов развития и акций в рамках Программы «Народное IPO», а также иных ценных бумаг, размещаемых на Казахстанской фондовой бирже. В-третьих, граждане могут приобрести объекты в рамках второй волны приватизации. Если гражданин, легализующий деньги, не хочет использовать вышеуказанные механизмы инвестирования, то он вправе распоряжаться своими деньгами на свое усмотрение с уплатой в бюджет сбора в размере 10 % от легализуемых денег.
По мнению экспертов, предстоящая в нашей стране амнистия капиталов может принести как пользу, так и вред. Одни полагают, что это будет последним шансом для проверки госслужащих на честность и в то же время реальной возможностью возвращения в отечественную экономику средств, которые в свое время были выведены за рубеж. Другие склонны полагать, что предыдущие акции по амнистии средств должных результатов не принесли и просто представляют собой «замкнутый круг» попыток борьбы с коррупцией.
Легализация капитала – отражение коррупции
Сама амнистия капитала несет явное противоречие – с признанием честного бизнеса, который присутствует среди коррупционной волны, простить воровство и коррупционно нажитое состояние многих богачей. Конечно, будут ограничения в применении акции по ряду уголовных преступлений, но основная масса зарубежного капитала будет «чистой» перед законом, потому что фоном для амнистии будет не Уголовный или Административный кодекс РК. Даже за время амнистии можно успеть «заработать» деньги коррупционным и иным преступным путем, чтобы законно их легализовать.
В связи с этим явным противоречием необходимо на государственном уровне проработать важную для всех проблему – искоренение коррупции на фоне пропаганды национального примирения, т.е. с выработкой нравственной платформы этой компании. Ведь легализация незаконного с позиций Налогового кодекса РК зарубежного капитала наших крупных бизнесменов и чиновников является признанием слабости и неэффективности многих законов РК, не говоря о коррупционной системе, позволяющей уводить за рубеж капитал, равный, по мнению некоторых экспертов, половине ВВП республики. Например, отток капиталов из Казахстана в офшорные зоны за последние десять лет составил более 140 млрд долларов, сообщает пресс-служба Генеральной прокуратуры Казахстана по итогам очередного заседания Координационного совета по обеспечению законности, правопорядка и борьбы с преступностью.
Возможный возврат капитала выдвигает решение ряда проблем: коррупции, которая не дает развитию производства, социализации финансовой политики, ее прозрачности и ужесточения, создании выгодных условий для наших инвесторов, поддержки отечественного банкира зарабатывать на социально значимых проектах и т.д. Возврат капитала не достигнет результатов, если не будет реальной борьбы с основой появления незаконного капитала – с коррупцией, для чего нужен новый закон о коррупции.
Развитие разнообразного производства – основа выхода из банковского, оффшорного, экономического, национального и духовного тупика. Ведь мы мало что производим, и наш экспорт составляет мизер, мы только все покупаем, а значит, деньги уходят из страны в очень большом количестве. Нам нужно развивать производство, которое сократит утечку финансов за рубеж. Пока мы сами не начнем развивать свой малый и средний бизнес, производить элементарную продукцию, наш внешний долг будет только увеличиваться.
Небывалая масштабная коррупция, которая затронула буквально все сферы деятельности государства, является «душой» будущей легализации капитала. Крупные коррупционные скандалы в военной отрасли, правоохранительных органах, таможне, акиматах, министерствах и ведомствах, хищения государственных средств в особо крупных размерах наносят непоправимый ущерб не только экономике, но и представляют прямую угрозу для безопасности республики.
Коррупция, непотизм, кумовство подтачивают систему государственного управления, исключают или мешают социальному лифту. Не секрет, что во многих министерствах и ведомствах сидит «зеленая» и «золотая» молодежь – дети «элиты», порой без необходимого опыта работы и знаний. Одной из главных причин украинского кризиса была небывалая коррупция при бывшем президенте Януковиче, что признал президент РФ Владимир Путин.
В Казахстане необходимо некое национальное примирение, национальное очищение, покаяние, как это было в послевоенной Японии. Испытав поражение, унижение, японцы смогли нравственно очиститься от проклятого прошлого, милитаризации, идеологии войны и возродиться для новой справедливой жизни. Даже якудза (японская мафия) после разрушительного землетрясения и цунами 2011 года решила измениться в лучшую сторону ради выхода из национальной трагедии, выделить средства для восстановления экономики, изменить правила криминальной игры. Если бы наши бизнесмены, чиновники, банкиры, незаконно сколотившие состояния, не только вернули бы их в экономику страны, но и духовно очистились бы, раскаялись бы, Казахстан ожидал бы великое будущее.
Кроме легализации капитала необходимо провести деофшоризацию казахстанской экономики и отменить банковскую тайну в отношении зарубежных счетов высокопоставленных госчиновников, как предлагал депутат парламента Азат Перуашев. И правительство положительно рассмотрело депутатский запрос Перуашева. «Вопрос законодательного урегулирования деятельности, осуществляемой через оффшорные зоны, будет проработан в рамках комплекса мер по деоффшоризации экономики», – говорится в ответе правительства за подписью премьер-министра К.Масимова.
Кстати, в РФ сейчас готовятся изменения в законах для деофшоризации экономики. Еще в декабре 2011 года Владимир Путин обратил внимание на проблему злоупотребления офшорами: «Кто хочет хранить (средства) где-то за рубежом – пожалуйста. Закон это не запрещает, но вывод через подставные фирмы финансовых ресурсов из отраслевого оборота недопустим». По его мнению, основной проблемой является то, что «за офшором не видно конечного бенефициара». Владимир Путин внес в Госдуму закон о запрете госслужащим, их супругам и детям иметь счета в иностранных банках.
Т.е. это тот случай, когда наши страны похожи, как близнецы-братья, в незаконном уводе средств через подставные фирмы, и в борьбе с этим злом в законодательном плане Казахстан может перенимать опыт соседней страны.