АЛТЫНОРДА
Новости

Асель ТУРЛАНОВА: Освежающая волна

приватизацияВ  самое ближайшее время в Казахстане стартует вторая волна приватизации. Об этом не так давно сообщил первый заместитель премьер-министра Казахстана Бакытжан Сагинтаев. Мера, в общем и целом, направлена на повышение конкурентоспособности отечественной экономики. Однако остается открытым вопрос: сможет ли очередное разгосударствление избавить ее от влияния «агашек» и «татешек»?

Как отметил в своем выступлении Бакытжан Сагинтаев, правительством, по поручению президента страны Нурсултана Назарбаева завершается подготовка второй волны приватизации.

«Утвержден комплексный план по приватизации на 2014-2016 годы, определен перечень из 32 организаций республиканской собственности и 191 квазигосударственного сектора, в апреле будет сформирован список предприятий коммунальной собственности, их порядка 780, в июне начнется их передача в конкурентную среду», – отметил первый заместитель премьер-министра.

Ожидается, что в ходе второй волны приватизации доля предприятий республиканской собственности сократится на 28%, коммунальной собственности, за исключением организаций социальной сферы — на 38%, количество компаний в национальных холдингах – на 36%.

Понятно, что государство среди прочего стремиться избавиться от плохих активов. И в данном случае всем есть над чем задуматься! К примеру, по данным отчета Агентства РК по статистике за II квартал прошлого года выходило, что рентабельность Нацкомпаний сократилась на 13% и оказалась в два раза ниже, чем за аналогичный период 2012 года. Негативная тенденция прослеживалась и в прошлом году. Например, валовая прибыль Национальных компаний во втором квартале составила 470 млн. долларов, что оказалось на 2,5 процента ниже, чем в первом квартале 2013 года, когда компании заработали 482 млн. долларов.

В то же время рост их расходов, по данным портала «Kapital.kz» вырос более чем в 13 раз. Кстати, издание подметило еще одну любопытную деталь: «непроизводственные расходы квазигосударственного сектора во II квартале составили 58,17 млрд тенге ($387,7 млн), что на 75% больше, чем в предыдущем периоде».

Национальные компании, которые не редко называют «жемчужиной» отечественной экономики, а то и китами, на которой она покоиться, в последние годы вызывает нарекания. Главная проблема — их низкая эффективность.

В свое время представители Администрации президента РК провели аудит Нацкомпаний. Выяснилось, что в их руководстве работают не мало родственников мажилисменов, сенаторов и прочих высокопоставленных чиновников. На таком фоне наблюдалась низкая рентабельность Национальных компаний, а некоторые из них сильно присели на бюджетную «иглу». Вместо того, чтобы приносить доход в казну они напротив, опустошали ее.

Кстати, об этом говорил в январе текущего года глава государства Нурсултан Назарбаев на рабочем совещании в правительстве.

«Вот Умирзак Естаевич (Шукеев, глава фонда «Самрук-Казына», — ред.) свежими глазами увидел, сколько там живчиков сидит, зайчиков, вообще не работающих, бумаги переставляющих за большие зарплаты. Во всех холдингах, в национальных компаниях, дочерние, не знаю, внучатые – все по женскому роду. До 15 апреля внести предложения по оптимизации нацхолдингов, компаний и госпредприятий», – отметил президент, обращаясь к главе фонда «Самрук-Казына» Умирзаку Шукееву.

Глава государства требовал разобраться со сложившееся кадровой политикой Национальных компаний, а по сути, провести сокращение ненужного персонала и тем самым оптимизировать расходы предприятий.

тенге

Нельзя сказать, что работа в этом направлении не велась. Два года назад в Казахстане провели широкомасштабную компанию по сокращение кадров в Нацкомпаниях.

«Что касается сокращения персонала, в самом корпоративном центре мы смотрели каждую единицу. Есть большие резервы в дочерних и внучатых компаниях. Вот «Разведка добыча «КазМунайГаз» в Астане — 50% сегодня сокращает. «КазМунайГаз» сокращает персонал на 25% и правильно делает, я поддерживаю. «Казахстан темир жолы» уже на 15% сократил персонал. Сейчас предстоит на 17% еще сократить. Все непрофильные активы, может быть, мы соберем в одну компанию? Чего только нет у нас, поэтому от этих неправильных активов надо будет избавляться», – отрапортовал Шукеев в феврале 2012 года.

В свою очередь руководители Нацкомпаний в оперативном режиме сообщали о том, как они справились с сокращением и оптимизацией штатов.

Но видимо воз и ныне там. А точнее, нацкомпании, после кадровой ревизии снова обросли лишними сотрудниками. Приходиться констатировать, административный ресурс в данном случае не помог. А потому, сокращение кадров превращается в неблагодарное и бесполезное занятие, отнимающее только время у государства. Борьба с «живчиками» и «зайчиками» в ее рамках напоминает схватку Дон Кихота с ветряными мельницами.

Есть еще одна отдельная тема – премиальные бонусы в Национальных компаниях. Многие хорошо помнят историю вокруг АО «Казахтелеком», где годовые перечисления руководству превысили зарплату президента страны за тот же период. А ведь речь идет о Нацкомпании, где в уставном капитале имеется доля государства. Но и здесь история каждый раз повторяется. В 2013 году разразился скандал вокруг АО «Жилстройсбербанк». Оказалось, что менеджмент распределял квартиры по госпрограмме «Доступное жилье» среди своих родственников и знакомых. Вот и получилось, что доступное жилье, на деле оказалось доступно не для всех.

История каждый раз повторяется, и все чаще в виде фарса. Очевидно, чаша терпения государства оказалась переполненной. Об этом говорит в первую очередь политическая воля руководства страны, которое решило больше не вмешиваться в штатное расписание Нацкомпаний, а просто отдать их на откуп рынку. Естественный отбор, говорят сторонники эволюции, способствует отбору лучших, в том числе кадров. А это должно сказаться на усилении эффективности субъектов экономики, которые теперь уже не смогут разделить свои риски с государством. Борьба за профессионалов для них теперь станет вопросом выживания!

Поэтому, говоря о перспективах приватизации, все-таки следует обратить внимании не столько на механизмы передачи госсобственности в частные руки, сколько на ту конкурентную среду, которая подразумевает под собой рыночная экономика. Пожалуй, последний аспект будет оказывать самое прямое влияние на эффективность второй волны приватизации.

Опыт стран, где прошла приватизация, показывает, что экономика, пройдя через переломный период «шоковой терапии», восстанавливается эффективней. Самый яркий пример, современная Польша, а в недавнем прошлом — Великобритания. Обе страны чувствуют себя комфортно даже в условиях глобального кризиса. К примеру, Польша оказывает уверенный экономический рост. И это притом, что ее соседи по Европе сегодня столкнулись с долговым кризисом, который поставил под угрозу выживания интеграцию в Старом свете. Интересный факт, в разгар кризиса политики Франция призывала закрыть границы для гастарбайтеров из Восточной Европы. Но среди государств, чьим гражданам запрещалось подрабатывать во французских городах, не было поляков. Им и на родине живется хорошо!

Конечно, критики либеральной экономики и приватизации могут сказать о том, что вывод казахстанских коммунальных предприятий из государственной собственности, а данная мера также предусматривается правительством, может привести к росту цен для населения на их услуги. Как следствие, усилится давление на социальную сферу Казахстана. Однако, такое утверждение от лукавого…

Заметим, что многое зависит не только от формы собственности, но и от конкурентной среды, в рамках которой предстоит работать старым-новым предприятиям. Как говорят либеральные экономисты – борьба за потребителя и конкуренция ведет к росту качества и снижению цен на товары и услуги. Но для этого должны быть ясные и общие для всех правила игры и соблюдаться добросовестная конкуренция. Последний аспект во многом зависит от состояния правовой сферы и эффективности работы контролирующий государственных органов.

Поэтому наряду с приватизацией в Казахстане в последние годы все чаще в поле зрения оказываются госорганы, занимающиеся мониторингом деятельности субъектов экономики. Стоит заметить, что они зачастую подвергаются критике со стороны главы государства Нурсултана Назарбаева, который периодически упрекает их в предвзятости и в бессмысленных проверках, только ухудшающих деловой климат республики.

Можно обратиться и к нашему опыту, приватизации и реформам 90-х годов, которые все-таки дали положительный эффект экономике. Наша страна одна из первых на постсоветском пространстве смогла выбраться из оцепенения, вызванного развалом СССР и нарушением единых хозяйственных связей, сложившихся в плановой экономике. Более того, позже Казахстан выбился в лидеры по темпам экономического роста среди бывших советских республик, войдя в «большую четверку». Во многом благодаря приватизации и бизнес реформам средний рост ВВП в «нулевые годы», по оценкам экспертов составил 10 процентов. Кстати говоря, такими темпами двигались страны Азиатско-тихоокеанского региона в 70-е и 80-е годы, за что получили от журналистов название «тигры».

Правда, в 90-х годах, когда Казахстан затронула волна приватизации, начавшаяся в Восточной Европе и ознаменовавшая переход экономик соцлагеря на рыночные рельсы, население нашей страны не узнало ваучеров и чубуйстеров, в обмен на которые в других странах граждане получали свою долю в «народной» экономике. Казахстан решил пойти по другому пути, и принципу социальной справедливости предпочел экономическую эффективность. Поэтому крупные предприятия республики было решено не передать в руки реального инвестора. Благодаря этому в отечественные компании пришел международный менеджмент, опыт и, конечно же, инвестиции.

А что получили простые люди? Благодаря выбранной схеме произошло быстрое восстановление  работоспособности предприятий. Они не только вышли на прежние объемы производства, но и активно интегрировались в глобальную экономику. В свою очередь, простые казахстанцы сохранили за собой рабочие места, получили стабильный доход. Государству удалось достичь ключевых целей приватизации: переход экономики на рыночные рельсы и ее модернизацию. А что ждать от нынешнего этапа приватизации? Прежде всего, повышение эффективности казахстанской экономики. В том числе за счет привлечения профессионалов в Нацкомпании. А также рост благосостояния населения страны, за счет повышения его доходов.

И, конечно же, заявляя о своих планах приватизации и расширения доли частного капитала, Астана тем самым дает понять экономическим партнерам, что она намерена закрепить за собой статус бизнес лидера на постсоветском пространстве.