В Казахстане объявлена третья волна амнистии капиталов и имущества. Первые две проводились в 2001 и 2006 годах. И их результаты оказались ниже, чем предполагалось. Ожидается, что в этот раз итог проводимой акции будет гораздо более положительным, нежели несколько лет назад, поскольку действительность показывает, что хранить деньги в офшорах сегодня небезопасно. А борьба с незаконно нажитым имуществом становится общемировой тенденцией.
Платите налоги и спите спокойно
К 2006 году в стране образовалось большое количество неоформленного и незадекларированного имущества. Налоговые потери государства были колоссальными. И для изменения ситуации были предприняты беспрецедентные меры вовлечения данного имущества в законный оборот.
В то время Парламентом были приняты Законы «Об амнистии в связи с легализацией имущества» и «О внесении дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам амнистии в связи с легализацией имущества». Это позволило закрепить законные права на имущество за фактическими владельцами, которые в свою очередь могли использовать его в качестве обеспечения кредита необходимого для осуществления предпринимательской деятельности.
Однако сегодня назрела необходимость в проведении очередной волны амнистии капиталов и имущества. Как заявил заместитель премьер-министра республики Казахстан, министр финансов Бахыт Султанов, легализация будет проводиться в течение 2014-15 годов по аналогии с предыдущей, в ходе которой вернулось на родину порядка 840 миллиардов тенге. При этом непосредственно в бюджет страны поступило 60 миллиардов тенге.
Учитывая опыт предыдущей подобной акции, правительством разработаны некоторые новшества. Одно из них заключается в том, что легализация денег будет осуществляться путем отражения их или зачисления на специальные банковские счета в банках второго уровня. В то же время существуют альтернативные пути использования этих средств для физических лиц. Если гражданин изъявил желание не хранить деньги на банковском счете, он может инвестировать их в экономику путем приобретения государственных ценных бумаг, облигаций банков второго уровня, акции в рамках IPO.
Кроме того, гражданам предоставляется право приобретения объектов недвижимости в рамках второй волны приватизации.
— Если же гражданин не хочет использовать три инструмента, он может забрать деньги со счета, при этом банк удержит сбор в размере 10 процентов, — сказал вице-премьер. — Это не налог, а сбор, который направлен на то, чтобы стимулировать гражданину использовать деньги в экономике. Таким образом, главный подход в легализации денег — обоюдная выгода. Для государства — снижение уровня теневой экономики и использование дополнительных резервов для оживления экономики, для граждан — обеление капиталов.
Таким образом, нынешняя акция по выводу неучтенных капиталов и имущества на «чистую воду» предполагает налоговую амнистию для обоих видов активов. При этом капиталы, так же, как и в прошлый раз будут облагаться специальным сбором в размере 10 процентов.
Что касается необходимости проведения легализации, то тому есть ряд объективных причин. Как известно мировая экономика переживает непростые времена. Нестабильность мировой финансовой системы отражается на экономиках практически всех стран. Негативные тенденции наблюдаемые на планетарных экономических площадках, оказывают свое влияние на финансовую стабильность и нашей страны. Кривая торгового баланса и иностранных инвестиций несколько опустилась. Словом, назрела необходимость привлечения в отечественную экономику дополнительных средств. Этого можно достичь в том числе и путем вывода из теневых оборотов внутренних ресурсов.
С целью успешного проведения акции по привлечению дополнительных материальных средств государство дает шанс теневикам свободно вернуться в налоговую систему. При этом не стоит забывать, что в 2017 году начинается всеобщее декларирование доходов, за которым последует и декларирование расходов. И скрывать неучтенную прибыль станет значительно сложнее. При этом следует учесть общемировую тенденцию борьбы с нелегальными капиталами, в ходе которой такое понятие как банковская тайна личных счетов для правоохранительных органов просто перестает существовать.
— Понятие «неучтенные активы» включает в себя деньги, ценные бумаги, объекты недвижимости, скрытые от налоговых органов, — говорит руководитель Центра ситуативных исследований и экономического анализа Максим Захаревич. – Борьба с «неучтенкой» ведется во всех странах, поскольку от нее нет налоговых поступлений в государственные бюджеты, что причиняет ощутимые потери экономикам. Кроме того, практика показывает, что обладатели неучтенного имущества рано или поздно так же страдают от этого. Поскольку в любом случае, пусть через десять или двадцать лет, все это всплывает наружу. А в условиях, когда государство испытывает сокращение притока инвестиций, торгового баланса, ощущает на себе негативные последствия финансовых кризисов, оно начинает интенсивно искать ресурсы внутри себя. Как правило в такие периоды, по крайней мере, большинство тайного становится явным. И, если в этот раз, к примеру, кому-то все-таки удалось скрыть теневые активы, то нет никакой гарантии, что это удастся и в следующий раз. А мировые кризисы, как известно, имеют свойство периодически повторяться. Соответственно работа государственных органов по обнаружению дополнительных средств внутри себя также периодически повторяется. Мировая практика показывает, что амнистию капиталов государство начинает ради двух целей: получения дополнительных средств в бюджет и нормализации делового климата. Следует отметить, что само понятие амнистии капиталов в законодательстве отсутствует. Но при этом ясно имеется в виду легализация средств, которыми обладают граждане страны, но с которых в свое время не были уплачены налоги или были допущены другие нарушения законодательства.
Как это делается у них
Что касается международного опыта, то экономические амнистии проводились во многих странах, и не всегда удачно. Полностью провалилась подобная акция в 1987 году в Аргентине. Неудачными оказались амнистии капиталов в 1982 и 1986 годах во Франции. Не оправдала ожиданий и легализация капиталов, объявленная в 1997 году в Индии.
Однако есть и положительные примеры. В частности, в 2001 году правительство Италии объявило войну мафии, одновременно предложив всем мафиози и не только вывести из тени имеющиеся активы. В результате не только изрядно пополнился бюджет страны, но и удалось установить причины и условия, способствующие оттоку капиталов и уклонению от уплаты налогов.
Еще один пример удачной амнистии капиталов – Ирландия, где она была проведена в 1988 году. Длилась она десять и ограничилась уплатой задолженностей по подоходному налогу без применения санкций. В итоге в казну было перечислено полтора миллиарда долларов. Успешный результат экономических амнистий в Италии и Ирландии был достигнут в том числе благодаря удачной разъяснительной работе.
Деньги любят тишину
— Что касается Казахстана, то основным фактором, заставляющим людей прятать деньги от налоговых органов, является не страх перед правоохранительными или налоговыми органами, а неуверенность в стабильности финансовой системы и безопасности хранения капиталов в казахстанских банках, — продолжает Максим Захаревич. — И для достижения положительных результатов необходимо убедить наших богатых граждан в надежности банковских депозитов и дать гарантии неприкосновенности капиталов. С другой стороны, стремление отправить деньги за рубеж обусловлена «молодостью» отечественной банковской системы и «старостью», к примеру, швейцарской. И здесь, как мне кажется, сложившиеся стереотипы сыграют свою отрицательную роль. Сама идея многим понравилась. Насколько я знаю, многие задумались над тем, чтобы вернуть деньги в страну. Обусловлено это тем, что в последнее время офшоры периодически накрывают волны борьбы с доходами, полученными путем коррупции или торговли наркотиками. И в эту волну может попасть любой, кто имеет там деньги.
На самом деле теневая экономика во всем мире достигла таких масштабов, что ее уже считают едва ли не главной причиной мировых финансовых кризисов. С другой стороны, из теневых средств часто финансируются террористические организации, а также торговля наркотиками и оружием. Причем теневые денежные короли отлично адаптируются к любым изменениям в законодательствах тех или иных стран, всегда находя лазейки в законах. Над тем как избегать уплаты налогов работают самые светлые головы.
Сегодня обороты теневой экономики достигли угрожающих размеров. Именно поэтому борьба с нелегальными доходами активизируется во многих странах. И, по мнению экспертов, дело идет к тому, что понятие «офшор» постепенно исчезнет из обихода. Хотя это произойдет далеко не скоро.
— Если сравнить применяемые в мировой практике модели и сравнить их с нашей, то можно увидеть множество недостатков, не позволяющих получить максимальный эффект от амнистии капиталов, — продолжает Максим Захаревич. – Говоря экономическим языком, процесс увода незаконных доходов подальше от поля зрения фискальных органов начинается с введения наличных денег в банковскую систему. То есть перевода наличных денег в безналичные. Поскольку незаконные или, если хотите, преступные доходы, как правило, имеют натуральную, то есть, налиную форму. В то же время есть результаты исследования, проведенного экспертами Международного валютного фонда, наибольший потенциал в деле отмывания денег имеется в странах СНГ. Это различные формы мошенничества в сфере государственных закупок, махинации при проведении государственных тендеров, банальное воровство денег у национальных компаний и крупных корпораций, преступления в финансовой сфере. И доходы от этих операций аккумулируются в безналичной форме. И это может поставить под сомнение эффективность известных мер по легализации незаконных доходов. Другим существенным недостатком в государственных методах является отсутствие учета, планирования и качественной подготовки операций по выявлению и легализации незаконных доходов. Иными словами, наши просчеты обусловлены недостатком практического опыта проведения подобных акций. В то же время мировой опыт подсказывает, что существует масса схем, каждая из которых предусматривает формирование определенного круга вовлеченных в нее лиц, регистрируется множество фиктивных компаний, на которые открываются банковские счета, изготавливаются поддельные документы и так далее. И выявлять подобные факты правоохранители должны на стадии планирования. В общем, это дело финансовой полиции. И чем хуже она с этим справляется, тем острее становится вопрос о том, нужна ли она государству вообще.
Тень на плетень
Как известно, каждое действие порождает противодействие. И теневая экономика была придумана в те далекие времена, когда человек такое понятие, как взимание налогов. Укрытие доходов и нежелание делиться своими кровным с государством выглядит вполне естественным, если учесть, что в самом начале своей истории налоги по большому счету были просто грабительскими. Однако после того, как все это постепенно перешло в разумное русло, психология обывателя не изменилась. Просто способы увода денег от налогов совершенствовались по мере совершенствования законодательства. Теневая экономика существует везде. Лишь ее размеры в каждом государстве разные. Однако в любом случае она являетс незаконной где бы то ни было. Поскольку играет отрицательную роль не только в развитии экономики, но и в росте криминала, развитии незаконных видов бизнеса, включая торговлю наркотиками проституцию и прочие подобные вещи.
Таким образом, следует иметь в виду, что после того как государство дает шанс добровольно вывести активы из тени, оно примется эти активы разыскивать. И тогда с их держателями разговор будет другим.
Айдос МУРАТ