Режиссер Сатыбалды Нарымбетов снимает фильм «Аманат» о репрессированном историке Ермухане Бекмаханове и национально-освободительной войне хана Кенесары.
Ермухан Бекмаханов – первый историк Казахстана и Средней Азии, удостоившийся звания доктора исторических наук за книгу «Казахстан в 20-40 годы XIX», в которой он написал о народно-освободительном движении казахов под предводительством Кенесары Касымова. Правда в те годы, а именно в 1947 году, это восстание в прокрустовом ложе советской истории квалифицировалось как «феодально-буржуазное восстание под предводительством казахской знати». Далее, из Академии наук Казахской ССР «полетели» куда надо анонимки и доносы на историка. Его обвинили в «антирусском» настроении, в искажении исторических фактов. Назвали «буржуазным националистом», вторящим, тогда еще запрещенным, алашординцам. Вот уж не зря в казахском языке нет слова «белая зависть», есть зато слово «көреалмаушылық»…
Позже сам историк напишет «На пути больших и трудных исканий, могли быть промахи и недостатки. Тем более что среди моих коллег — историков-казахов — мне выпала честь первым, набравшись смелости, пробежать марафонскую дистанцию по очень сложному и запутанному вопросу. Худо ли, хорошо ли — этот бег был завершен».
Впервые Кенесары Касымова назвали патриотом, боровшимся за свой народ. Еще бы, в 30 годы XIX века, в казахской степи народ был обложен податью, платил налог на пользование землей, лесами, за рыболовство из Аральского моря и Сыр-Дарьи. Специальный закон Александра I разрешал продажу детей в крепостной труд. За один месяц в Гурьеве (ныне Атырау) было продано 100 казахских детей по цене 4-5 кулей ржаной муки за мальчика, и 3-4 кулей за девочку.
Бекмаханов стоял на формулировке «народно-освободительное восстание» до конца, за что и поплатился своей свободой. Сначала его лишили всех ученых степеней, а после выслали из Алматы в сельскую школу. Оттуда его и увезли в ГУЛАГ в 1952 году.
Его московская коллега историк Анна Панкратова приложила немало усилий для освобождения Ермухана Бекмахановича. После смерти Сталина, она зашла к Хрущеву с ходатайством и в 1954 году его реабилитировали. Постепенно он вернулся в любимую профессию, написал ряд учебников для школ, однако в 1966 году в возрасте 51 года отошел в мир иной».