АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

8 фактов о сериале, который перессорил всю Турцию, – Роксолана

Казахстанскому зрителю полюбился сериал “Великолепный век”, который идет на телеканале “Хабар”. Совсем недавно завершился третий сезон, а осенью выйдет четвертый, которого телезрители ждут с нетерпением. Предлагаем вам несколько фактов о сериале.

1. Герой сериала Сулейман, завоеватель и законодатель, правил Османской империей с 1520 по 1566 г.г. В 1538 г. стал халифом исламского мира. При нем  империя провела ряд разгромных для врагов войн и сама находилась в процессе постоянного внутреннего самосовершенствования. Запад зовет его Сулейманом Великолепным. Турки благоговейно обращаются к нему Кануни (Законодатель, Закон, Учитель). Его войска осадили и захватили изрядное количество столиц, а также больших и малых городов Востока и Европы. Его называли “Повелителем трети мира”.

2. В 21 веке толпы осман, с криком “Аллах Акбар!” осадили столичный офис турецкой телекомпании Show TV, которая транслирует сериал для внутренней аудитории Турции и закидали офис тысячами яиц. Еще большим количеством яиц закидали известные всем зрителям рекламные плакаты сериала по всей Турции. Этому предшествовали более 70 000 жалоб и возмущенных писем, поступивших в разные инстанции, пока на них не обратил внимание Высший совет по радио и телевидению Турции (далее Совет), который заявил, что канал Show TV, который транслировал сериал, неверно показал “приватную жизнь исторической личности” и похудожественный вымысел, на который нас вдохновила история”, – сказала г-жа Окай. “Войдя в гарем, мы сделали этих неприкасаемых людей ближе к простым людям”.  Неудобства испытали и другие создатели сериала – в своем официальном обращении, компания TIMS Productions, выпускающая сериал, заявила, что весьма щепетильно решила вопрос с “критикуемыми моментами”.

тому должен был извиниться перед аудиторией. Критики сериала жаловались на отсутствие уважения к личности султана и на фривольное жонглирование историческими фактами – сериал изобилует сценами, где хмельной Кануни развлекается со своими наложницами.

3. В концов концов, молчание нарушил и г-н Реджеп Тайып Эрдоган, нынешний президент, а тогда еще премьер Турции. Он назвал сериал “попыткой показать молодому поколению, нашу историю в негативном свете. Это не наш Сулейман, которого мы знаем… Перед лицом народа я порицаю и режиссера, и владельца телекомпании. Мы уже подняли тревогу в соответствующих органах и ждем юридического решения.”

  1. “Турецкие авиалинии” сняли сериал с рейсов. Тогда же Октай Сарал, юрист-законотворец правящей партии Турции и человек Эрдогана заявил, что подготовит законопроект, запрещающий посягательства на “национальные ценности” посредством “оскорбления, очернения, искажения и искривления” исторических личностей и событий. К слову, в турецких законах есть положения, позволяющие заключать под стражу лиц, “очерняющих турецкий народ”.

5. Мерал Окай, сценарист сериала, сообщила в интервью турецким либеральным СМИ,что зрителей раздражает то, как были показаны внутренние механизмы царствующего дома. “С самого начала мы повторяем одно и то же: наш сериал – это художественный вымысел.

“Мы считаем, что, увидев дальнейшее продолжение сериала, люди будут меньше жаловаться”, —  но при этом  добавила, что обвинения в неподобающем отражении фактов из истории Османской правящей семьи, несправедливы. “С учетом оформления, костюмов и визуальных эффектов, этот сериал является одним из самых амбициозных проектов в истории турецкого телевидения.” А также сообщила, что в кубках актеров был сок, а не вино.

6. Для актера Халита Эргенча, ветерана турецкой “мыльной сцены”, роль Сулеймана обернулась тысячами угроз и упреков в его электронный адрес. Но вознесла до небес ранее никому неизвестную актрису турецкого происхождения из Германии.

7. Может быть, упреки в адрес сериала отчасти и верны.  “В Османской империи в приличном обществе о женщинах не говорили и очень мало о них писали. Поэтому нет никаких османских источников, которые бы могли однозначно рассказать, как была устроена жизнь в гареме. Обычно мы черпаем информацию из европейских источников. Некоторые из них были весьма осведомлены, особенно венецианцы. О Хуррем ( Роксолане) нам очень много неизвестно, равно как и о других успешных конкубинах той эпохи, так что сценаристы, наверное, очень постарались, чтобы скроить нечто правдоподобное”, —  так заявил профессор Нью-Йоркского университета Лесли Пиерс, автор книги “Императорский гарем – женщины и суверенитет Османской империи в интервью Нью-Йорк Таймз, об образе Роксоланы и сериале). И добавила, что согласно отчетов венецианских дипломатов того времени, Хуррем была “еще той умницей”. “Она, конечно, играла в политические игры, но от них – матерей принцев – того и ожидали. И добилась политического влияния, которого до нее ни одна женщина в истории не имела. Теперь она – образец королевы-матери или как их принято называть в Турции – валиде-султанши.”

8. Протесты напугали исполнительницу роли Роксоланы – Хюррем Узерли, написавшую в своем блоге  “для меня это ненормально, ведь я не отсюда” и уехавшую либо лечить эмоциональное опустошение, либо ждать предстоящие роды – в Берлин. Также все эти протесты обнажили скрытые противоречия общества – между теми, для кого сериал  всего лишь развлечение, и теми, кто усмотрел в нем угрозу ценностям, что возвеличили Сулеймана и его государство.

Сериал раздора

Мы перелопатили некоторое количество турецких англоязычных форумов и несколько самых характерных. Некто под именем “Нагейек” написал авторам, что у них “есть право ненавидеть Ислам, если они того хотят, но у них нет прав лгать о нашей истории и о жизни этого великолепного человека.” В противовес ему блоггер Ябанчи написал: “Это же мыло… развлекуха…Придите в себя”. Некоторых, например 37-летнего торговца текстилем Чема Сахина, привлекли исторические аспекты фильма: “Я люблю сериал, потому что я обожаю эту чудесную эпоху Османской империи. Не понимаю, почему люди протестуют, ведь это всего лишь шоу на телевидении.”

И над всем этим возвышается фигура харизматичного нового президента Турции, который прославился своим брутально-консервативным подходом  к некоторым вопросам внутренней политики. Ихсан Даги, автор и ведущий колонки в турецкой газете Today’s Zaman, которая до недавнего времени имела обыкновение следовать в фарватере генеральной линии правящей партии, написал, что вендетта Эрдогана против сериала весьма символична: “Глава правящей партии ведет себя так, будто он имеет право вмешиваться в жизни и выбор людей, как будто он ответственен за этот выбор. Мандат премьера был воспринят им как инструмент для контроля идентичности и образа жизни людей”. Весьма кстати в тот же день, когда вышла колонка Даги, власти Турции оштрафовали на 30000 долларов США один из телеканалов за выпуск в эфир одной из серий мультсериала “Симпсоны”, где Бог попал под влияние Шайтана. Программа “высмеивала Бога” и подталкивала молодежь к пьянству во время рождественских праздников”. Г-ну Даги вторит Петр Залевский, либеральный журналист, пишущий на турецкую тематику, в своей статье в журнале “Таймз”. “Нам кажется, Эрдоган отрицает любые интерпретации времен Османской империи, которые не льстивы. Султан на коне устраивает всех. Помятый, с похмелья и только слезший с подруги – не устраивает никого.” Тот же Залевски критикует Эрдогана за “закручивание гаек” вокруг сериала: “…Теперь скандал о морали и нравственности стал похож на “скандал за власть”, а конкретнее – помогал желанию Эрдогана зарегулировать все и вся в Турции. Несколько лет назад еще можно было сказать, что не слова Эрдогана имели вес, а конкретные действия его партии, но сегодня сложилось так, что разница между Эрдоганом и партией стерлась, и теперь все происходит так, как говорит он.”

Недвусмысленные и зачастую ортодоксальные жесты Эрдогана напугали не только нежное создание из Берлина и господина Залевски. Однажды Эрдоган приехал в восточную провинцию Карст и назвал статую в честь примирения турков и армян “монструозным порождением”. Статую снесли. А еще у Эрдогана есть Совет по радио и телевидению, который имеет в Турции репутацию учреждения крутого, которое не колеблясь запретит или отозовет любой материал, который он посчитает оскорбительным. С учетом этого, реакция Совета на сериал кажется удивительно мягкой и весьма комплементарной для его популярности – он как шел, так и продолжает транслироваться, за исключением нескольких, не доходящих до нас сцен с поцелуями, и главное, рейтинги его продолжают расти. Ну не за сок же вместо вина и не за фиговый листочек вместо поцелуев.

Может потому, что сериал сорвал немыслимое ранее для турецкого “мыльного многосерийного кино” количество наград и номинаций (около 40), приковав внимание аудитории в 50 странах Балкан и Ближнего Востока? Изучив список стран, где транслируется сериал, любой придет к выводу, что территориальный охват “Сулеймана Великолепного” практически полностью соответствует территориальным приобретениям Оттоманской империи в эпоху правления Сулеймана и его отца Селима (кроме нас). Аудитория сериала составляет 150 миллионов человек и помимо него в этих странах транслируется еще 50 турецких сериалов. В среднем, в год Турция продает своих сериалов на 50 миллионов долларов США, минимум.

Или его ошеломляющий успех возник потому, что при всей своей экстравагантности, мишуре, женщинах, вине и маленьких несуразностях не сериал породил новую волну интереса к тем историческим временам, а сам стал результатом явления, которое можно назвать «османский ренесанс» или “сарафанно-османская ностальгия”, которая возникла и окончательно оформилась в Турции за последнее десятилетие, на фоне впечатлительных экономических успехов. Одним из очевидных проявлений этой ностальгии является ощутимая сегодня популярность текстильного, художественного, архитектурного искусства и кухни времен “Великолепной эпохи”. А еще сериал может быть популярен потому, что у истоков этой ностальгии стоит не ренессансная и не рефлексирующая в ностальгии фигура Реджепа Тайыпа Эрдогана – главного критика сериала и человека, зарегулировавшего всю либеральную Турцию?

Его конкретные практические шаги по восстановлению связей с Балканами и Ближним Востоком и напористая внешняя политика, в целом, могли породить ностальгию по временам Селима и Сулеймана. В дополнение к экономическому рывку 2000-х, у турецкого президента есть еще одна инциатива – реформировать Турцию в президентскую республику, по образу и подобию США. Критики Эрдогана едко замечают, что он сам грезит лаврами Сулеймана.

Повторюсь, что турецкие сериалы, как и продукция Голливуда, ротируются на территории 50 стран бывшей Османской империи и пользуются там популярностью. Это ли не элемент общей экспансии на фоне укрепления национальной экономики и международной репутации страны?

В заключение хочу сообщить, что потомки турецких султанов, а таковые еще остались и немало, также возмущенные фривольностью сериала, заявили о намерении создать другой, правильный. Так что ждем новой османской экспансии, теперь уже от носителей генетической памяти самого Кануни.

http://365info.kz/2014/08/8-faktov-o-seriale-razdora-sulejmane-velikolepnom/