В свете текущей геополитической ситуации и российских санкций по отношению к западным поставщикам, часто стали звучать месседжи, что казахстанские производители продовольствия получают шанс для заполнения открывшейся рыночной ниши. При этом, если верить статистике, особыми экспортными мощностями казахстанские пищевики не обладают, сообщает palata.kz.
— В ваш союз входят и представители винодельческого бизнеса. При этом представители алкогольной и винодельческой продукции не раз поднимали вопрос с доступом на рынки стран Таможенного союза. Ситуация в этой сфере меняется?
— К сожалению, пока нет. Виноделы Казахстана испытывают большие проблемы. По вину ситуация сложная, и мы пытаемся как-то изменить правила игры. Прежде всего, нужно понимать, что их продукция относится к числу подакцизных товаров. Как результат, они не могут получать госсубсидии. В этом плане мы сейчас по примеру России настаиваем на отнесении производства винограда и вина к числу сельскохозяйственной продукции. Если все получится, виноградарство получит дополнительный импульс развития.
— Какие требования предъявляются к казахстанским экспортерам?
— Сейчас есть два ключевых условия, которые выставляются казахстанским экспортерам: наличие спецтранспорта и депозит в российском банке в размере объема поставки. Первое – лицензионный вид бизнеса, есть проблемы с получением лицензий в России. Что же касается депозита, его размер представляет существенный барьер для доступа на российский рынок.
Кроме того, есть проблема с доступом на прилавки магазинов и супермаркетов, но она повсеместная и имеет место быть и у нас, в Казахстане. Мы знаем ряд случаев, когда ритейлеры требовали баснословные бонусы за размещение на своих полках отечественных товаров. Понятно, что доступ к ним прямо влияет на внутреннее производство.
— Получается, проблема до сих пор не решается?
— Мы предлагали следующий вариант: использовать опыт Белоруссии, где есть законодательная норма по представленности в торговых точках не менее 50% товаров местного производства. Пока, к сожалению, нас не слышат и не идут навстречу.
— Есть и другие проблемы у пищевиков?
— Ключевой проблемой для предприятий пищевой отрасли остается наличие оборотного капитала.
— Вы имеете в виду заемные средства?
— В идеале — да, но в реальности проблему можно решить и без них. Здесь я вижу решение в улучшении налогового законодательства. Тогда вопрос будет снят.
— Например?
— Налоговые вопросы состоят из нескольких блоков. В нашу ассоциацию входят мясоперерабатывающие, молочные, кондитерские предприятия, производители воды и многие другие. Сейчас, согласно ст. 272 Налогового кодекса, определен перечень отраслей, в которых, если предприниматель экспортирует более 70% производимой продукции, платит НДС по нулевой ставке.
Мы сейчас предлагаем внедрить новый порядок возмещения НДС по товарам, работам и услугам, облагаемых по нулевой ставке: 1. Возможность возврата НДС для налогоплательщиков, осуществляющих обороты по нулевой ставке, в т.ч. обороты по экспорту которых менее 70% предела. 2. Расширить действие 70%-ной налоговой льготы по уплате НДС на такие важные направления, как переработка шкур и шерсти сельскохозяйственных животных, переработка хлопка, рыбы, производство кондитерских изделий и дрожжевое производство.
По нашему мнению, это укрепит финансовую устойчивость этих предприятий и будет способствовать росту экспорта этих товаров.
Другой проблемой являются сроки возврата НДС. В Казахстане этому предшествуют всевозможные проверки, а получение льготы может занять до одного года, или же вовсе может быть отменено под предлогом всяких нарушений. Я считаю, этот процесс нужно упростить. Как пример, можно использовать опыт России, где возмещение происходит после предъявления документа, свидетельствующего об экспорте.
Кроме того, для предприятий, занимающихся переработкой сельскохозяйстаенной продукции, большой проблемой является НДС. Суть в том, что сегодня многие отечественные перерабатывающие предприятия закупают сырье у частных товаропроизводителей, которые освобождены от уплаты НДС, тогда как переработчики платят 12% налога. Это, безусловно, снижает эффективность производства и увеличивает стоимость готовой продукции. Мы считаем, что необходимо снизить налоговое давление на тех сельхозпереработчиков, которые закупают сырье непосредственно у частников, т.е. мы предлагаем снизить ставку НДС для сельхозтоваропроизводителей до 6%. Опыт Европы и России показывает, что там ставка НДС для производителей пищевых продуктов примерно в 2 раза ниже основной ставки. Применение в Казахстане такого подхода позволило бы повысить конкурентоспособность нашей продукции, проигрывающей продукции российских товаропроизводителей из-за более высокой налоговой нагрузки.
Также необходимо оптимизировать методику расчета корпоративного подоходного налога. Сейчас наши предприятия платят КПН, исчисляемый из показателей прошлого года. По этой причине возникают ситуации, когда на предприятие, в текущем году испытывающее трудности, прошлогодний доход опосредованно ложится в виде дополнительного бремени. Как следствие, есть случаи, когда бизнес идет в банк брать кредит для покрытия налоговой задолженности перед бюджетом.
Важно понимать, что речь не идет об освобождении от налога. Мы лишь предлагаем для предприятий малого бизнеса внедрить кассовый метод расчета КПН, когда налог уплачивается после получения выручки.
Беседовал Арман Джакуб
Источник: ИА «Zakon.kz»