1 октября 2014 года в 12.00 часов в Казахстанском пресс-клубе состоялась пресс-конференция «Сказка о бесплатном образовании в Казахстане. Итоговый анализ», организованная Коммунистической Народной партией Казахстана.
С началом учебного года в системе образования обнажаются насущные проблемы, повторяющиеся из года в год. Это бесконечные поборы на обустройство классов, нескончаемые очереди за учебниками и школьной формой, школы, требующие капитального ремонта.
Сколько бы чиновники не отчитывались о готовности к началу учебного года, на практике их слова далеки от реальности.
Проведенный КНПК в регионах анализ показал, что многие родители все так же вынуждены сдавать деньги и покупать учебники за свой счет, а бесплатное горячее питание в большинстве регионов доступно только детям из малообеспеченных семей и сиротам.
Проблема с учебниками повторяется ежегодно. Несмотря на 8,3 млрд. тенге, выделенных на покупку учебников, на всех школьников книг не хватило. Очень многие родители были вынуждены сами купить весь комплект учебников для своих детей. Так, например, в школе-гимназии №93 г. Караганды, только ученики 3 и 6 классов получили 5 бесплатных учебников, остальные пришлось покупать.
Неясна ситуация с бесплатным горячим питанием в школах. Министр образования и науки А.Саринжипов обещал, что 2 млн. школьников будут охвачены бесплатным горячим питанием в школах. Официальные данные Министерства образования и науки это подтверждают. Но они разнятся с реальными цифрами. Проведенный анализ показал, что во многих казахстанских школах, вместо обещанного бесплатного питания, родители школьников вынуждены платить от 150 тенге и более за обед в школе. Так, например, в Восточно-Казахстанской области в г. Усть-Каменогорске горячее питание за счет государства получают дети из малоимущих семей и сироты. Хотя по данным все того же МОН, 100% учеников охвачены бесплатным горячим питанием. А в г. Алматы, по данным МОН, питанием обеспечены 175 283 ученика, хотя всего в городе 171 576 учеников.
Остается острой проблема аварийности школ. Немало школ нуждаются в текущем ремонте, не говоря уже о капитальном. Но денег, выделяемых ежегодно на эти цели, едва хватает лишь на косметический ремонт. Причем ремонт производится в коридорах, рекреациях, актовых залах. Зачастую ремонт классов ложится на плечи педагогов, которые, в свою очередь, вынуждены собирать деньги на ремонт с родительских комитетов.
Особого внимания требует тема родительских комитетов. Сама практика добровольной помощи родителей нами приветствуется. Однако деятельность родительских комитетов должна концентрироваться на образовательном (обучающем) процессе, его качестве, а не на решении хозяйственно-бытовых проблем школы или отдельно взятого класса.
Остро стоит проблема авторитета учителя в школах. Школьники не воспринимают учителя как наставника и педагога. Относятся к нему, как к сверстнику, позволяя в отношении учителя грубость, хамство, а иногда и рукоприкладство. Так же в отношении учителей поступают и некоторые родители, не лестно отзываясь о педагогах, иногда даже в присутствии детей. Такое отношение не только подвергает сомнению авторитет учителя, но и ставит под угрозу сам учебный процесс.
Все эти проблемы требуют безотлагательного решения.
«Алтынорда -инфо»