Реализуемые сейчас в Казахстане социальные программы направлены на сохранение занятости, повышение доходов, на социальную защиту наиболее уязвимых категорий населения и искоренение иждивенческих настроений. Но наряду с этим, мы должны развивать и внедрять обязательное социальное страхование, считает вице-президент Государственного фонда социального страхования Марат Жаныбеков.
— Как вы знаете, главными приоритетами государственной политики нашей страны в социальной сфере являются развитие человеческого капитала и повышение качества жизни населения. Поэтому те социальные программы, которые сейчас реализуются, направлены, прежде всего, на сохранение занятости, повышение доходов, на социальную защиту наиболее уязвимых категорий населения и искоренение иждивенческих настроений. Но на дворе рынок и это диктует свои условия и требования, поэтому наряду с социальным обеспечением, социальной помощью мы должны развивать и внедрять обязательное социальное страхование, что и делается, начиная фактически с 2004 года, когда был создан Государственный фонд социального страхования.
— Это акционерное общество?
— Да, и единственным его учредителем и участником является государство. Фонд произоводит аккумулирование социальных отчислений и выплаты участникам системы обязательного социального страхования, в отношении которых наступил случай социального риска. Иногда нас спрашивают, а где гарантии сохранности и социальных выплат? Так вот, фонд не зря был создан в форме акционерного общества.
Во-первых, статус юридического лица позволяет возложить на него бремя ответственности за обязательства по социальным выплатам, не перекладывая их на госбюджет. Во-вторых, государственные гарантии по обеспечению сохранности средств в фонде подкреплены законодательно, включая целевой характер социальных отчислений на социальные выплаты, контрольные и надзорные функции за деятельностью фонда и так далее. Кроме того, фонд наш не является коммерческим и все это вкупе не позволяет оставлять неучтенными обязательства перед получателями социальных выплат. Если, к примеру, посмотреть динамику поступивших социальных отчислений в фонд с самого начала, то вырисовывается такая картина.
В 2005 году – когда было введено обязательное социальное страхование как дополнительная форма социального обеспечения работающего населения — участников было 3987, а социальных отчислений 14 миллиардов тенге, а в 2013-м соответственно 6512 участников и 203 миллиарда тенге.
— Марат Амангельдиевич, поясните, пожалуйста, подробно, кому полагаются социальные выплаты и кто их должен производить.
— С 1 января 2005 года социальные выплаты производятся по утрате трудоспособности, при потере кормильца или работы. А с 1 января 2008-го введено обязательное социальное страхование материнства и детства, то есть социальные выплаты назначаются уже по беременности и родам, по усыновлению и уходу за ребенком до одного года. В 2005-2013 годы на все виды социальных выплат из фонда ушло 424 млрд. тенге, из них подавляющее большинство — 388 млрд. тенге или 92 процента на социальные выплаты по материнству и детству.
Для накопления соответствующего уровня обязательных пенсионных взносов, из назначенных сумм социальных выплат на случай утраты трудоспособности, потери работы и в поддержку материнства и детства из фонда удерживаются обязательные пенсионные взносы и перечисляются в единый накопительный пенсионный фонд. Думаю, уже можно выделить основные особенности казахстанской модели социального страхования.
Уплату социальных отчислений производят работодатели и самостоятельно занятые лица, уплачивающие социальный налог. При этом введение социального страхования не повлекло увеличения фискальной нагрузки на бизнес, так как на уплаченную сумму социальных отчислений плательщики уменьшают сумму социального налога. В данном случае речь идет о целевом направлении средств социального налога именно на социальные нужды.
Социальные отчисления обязательны, при этом социальные выплаты при наступлении социальных рисков могут получать только участники системы, то есть лица, за которых уплачивались социальные отчисления, и размер социальных выплат зависит от размера уплаченных социальных отчислений.
Ставка социальных отчислений составляет 5% от ежемесячного дохода работника. Установлен минимальный и максимальный размер ежемесячного дохода, с которого должны уплачиваться социальные отчисления. Минимальный размер социальных отчислений должен быть не менее 5% от одной минимальной заработной платы, а максимальный – не более 5% от 10-кратного размера МЗП. К слову, установление ограничения на доход, с которого уплачиваются страховые взносы по социальному страхованию, широко применяется в международной практике, поскольку государство должно гарантировать социальное обеспечение на уровне средних доходов населения.
— Социальные отчисления удерживаются из зарплаты работников?
— Ни в коем случае. Ежемесячные социальные отчисления не удерживаются из зарплаты работников, а уплачиваются за счет средств работодателей. В мировой практике есть два основных подхода по финансированию социального страхования — солидарное финансирование и резервный метод. Казахстан отдал предпочтение резервному методу, при котором текущие взносы используются для формирования активов, из которых будут выплачиваться будущие социальные выплаты существующим получателям. Этот метод отличают стабильный уровень взносов, возможность заблаговременно оценить риски нарушения финансовой устойчивости системы и он широко используется в частном страховании.
— Хорошо, а как все-таки этот метод используется на практике?
— Обязательства фонда перед получателями социальных выплат на случай утраты трудоспособности, потери кормильца носят долгосрочный характер. Показателем, характеризующим состояние его финансовой устойчивости, является размер резерва фонда, представляющий собой разность активов и провизий. Провизии, оцениваемые с использованием актуарных расчетов, представляют собой обязательства перед получателями социальных выплат по уже наступившим случаям социальных рисков. Минимальный размер резерва, рассчитываемый на начало финансового года, определен постановлением правительства на уровне не менее 10% от провизий фонда. Данный показатель представляет собой «запас прочности», по значению которого можно судить о финансовой устойчивости фонда. В случае, если значение резерва окажется ниже допустимого минимума, это будет заблаговременным (за два-три года) сигналом о предстоящих проблемах с исполнением обязательств перед получателями социальных выплат за счет текущих поступлений в фонд.
В свою очередь, у фонда — уполномоченного органа Министерства здравоохранения и социального развития, правительства — останется время для принятия соответствующих упреждающих мер, будь то повышение ставки социальных отчислений либо временная финансовая помощь и так далее.
Другой отличительной особенностью казахстанской модели социального страхования является разделение функций между участниками системы социального страхования. Так, за Минздравом закреплены контрольные и надзорные функции за деятельностью фонда. За фондом – аккумулирование социальных отчислений, своевременное исполнение заявок ГЦВП на финансирование социальных выплат, мониторинг социальных отчислений, социальных выплат, инвестиционная деятельность через НацБанк. За ГЦВП закреплены функции персонифицированного учета социальных отчислений на базе ИИН, трансферты платежей в системе, непосредственное обслуживание получателей социальных выплат через сеть районных отделений.
В Казахстане функции контроля по своевременной и полной уплате социальных отчислений работодателями возложены на налоговые органы Министерства финансов. Доверительное управление активами фонда путем инвестирования их в финансовые инструменты осуществляется Национальным Банком. Основными финансовыми инструментами являются государственные ценные бумаги, эмитируемые Министерством финансов, и ноты Национального Банка. Таким образом, фонд является институциональным инвестором, активы которого направляются на развитие экономики страны.
Торгын Нурсеитова