Четыре последних года воюющая Сирия с миллионами смертей и беженцев была топ-темой мировых СМИ. Но в 2014 году военный конфликт в Украине, то есть фактически в самом центре Европы, с участием бывшего члена «большой восьмерки», затмил для мира вооруженное противостояние на востоке.
При всей, на первый взгляд, сложности задачи найти общие моменты в этих двух конфликтах (украинцы свергли неугодного диктатора, сирийцы – нет; причины Майдана были социально-(гео)политическими, жители Сирии поднялись из-за религиозных противоречий), при более вдумчивом анализе оказывается, что мировые лидеры и СМИ игнорируют серьезную схожесть ситуаций в Украине и Сирии, и то, что они показывают одну и ту же проблему глобального мироустройства.
Но обо всем по порядку. Революционные волнения в Сирии начались с недовольства президентом Башаром Асадом и тем, что поддерживающая его партия «Баас» слишком долго находится при власти (с 1963 года). В 2012 году ООН охарактеризовала эту войну как «открытый религиозный конфликт» между алавитским ополчением и его шиитскими союзниками, воюющими против преимущественно суннитских повстанческих группировок. Хотя сами участники конфликта не согласны с его религиозной подачей и настаивают на политическом подтексте происходящего. То есть, подобность украинской ситуации налицо, ведь Майдан собрался из-за недовольства решением Януковича сменить проевропейский вектор движения Украины.
Через несколько месяцев восстания переросли в открытое вооруженное противостояние, идентичность ситуаций в двух странах тут можно даже не объяснять.
На следующем этапе украинцам удалось свергнуть Виктора Януковича, а противостояние сирийской оппозиции и Асада длится до сих пор. Но это не значит, что подобность ситуаций на этом прекращается. На самом деле, сирийский «майдан» просто затянулся из-за безбашенности и решительности Асада, а также из-за его более широких возможностей, чем у Януковича (тут, опять же, стоит учитывать географическое положение Сирии и своеобразную «нормальность» диктаторства в этом регионе).
Но наиболее важен и интересен третий или четвертый (в зависимости от страны) этап, который наступил, что в Украине, что в Сирии, независимо от завершенности или продолжения революции. Речь идет о формировании квазигосударственного образования с участием иностранных войск и граждан, опирающегося на активную пропагандистскую основу.
В Украине таким «злокачественным новообразованием» является «Новороссия», которая вербует сторонников за счет преимущественно телевизионной пропаганды, поскольку целевая аудитория ее воздействия состоит из людей среднего и старшего возраста, которым телевидение ближе, чем Интернет. Ни для кого не секрет, что военную поддержку этому новообразованию активно оказывает Россия. Кроме войск РФ, на востоке Украины воюют некоторые граждане нашей страны, которые либо поддались пропаганде, либо действительно верят в светлое самостоятельное будущее Донбасса, который «23 года кормил всю Украину» (жаль только, что выделяющее ему дотации из центрального бюджета украинское правительство об этом не знало). За свою жестокость в войне, уничтожение мирного населения и применение пыток, сторонники «Новоросии» были классифицированы как террористы большинством украинских и мировых СМИ, а также украинским законодательством.
То же самое, начиная с июня 2014 года, переживает Сирия. На фоне противостояния власти и оппозиции северную часть страны захватили представители иракской террористической организации, объявившие подконтрольные им территории (север Сирии и восток Ирака) халифатом под названием «Исламское государство».
Карта Аrmy-news.ru.
Их деятельность не устраивает ни правительство, ни оппозицию Сирии, несмотря на то, что члены этой организации представляют суннитскую ветвь ислама, как и сирийские революционеры; это еще раз подтверждает политические, а не религиозные мотивы восстания.
Террористическая организация «Исламское государство» начала свою деятельность еще в 2006 году, как часть Аль-Каиды, но в начале 2014 года ее лидер заявил об отделении от детища Усамы бен Ладена, вероятно, почувствовав собственную силу и влиятельность.
В жестокости эта организация, пытающаяся отщипнуть часть Сирии, не уступит средневековым крестоносцам и инквизиторам. Кроме публичных казней «неверных», преимущественно американских и британских журналистов, они очень жестоко следят за «чистотой» своих рядов.
«За курение они отрезают пальцы, за пьянство бросают в тюрьму. А если женщину увидят в компании мужчины, не являющегося ее родственником, ее забьют камнями до смерти», — рассказывает побывавшая в «Исламском государстве» курдская журналистка Раушан Халил, пишет RT. Это тоже в чем-то напоминает внутренние потасовки между украинскими новороссами.
«Исламское государство» активно использует технологии пропаганды и пиара, в основном, на базе интернета и социальных сетей, поскольку оно ориентировано на молодежь. По данным курдских журналистов, внедрившихся на территорию этого квазигосударственного образования, они начинают вербовать и тренировать мальчиков с 9-летнего возраста, по их словам, это в основном похищенные дети, которых заставляют изучать правила шариата. Кроме того, эту «страну» пытаются популяризировать среди суннитов всего мира, ставя целью заставить всех мусульман признать ее право руководить всем исламским миром.
В соцсетях они часто выкладывают ложную информацию о своей борьбе с атеистами, и это дает свои плоды – за несколько месяцев, поддавшись пропаганде и идее единого «Исламского государства» (специалисты отмечают, что выбор названия – это тоже очень качественный пиар-ход), к его армии присоединились десятки тысяч мусульман из 70-80 разных стран мира.
Противодействовать этой организации пытается коалиция из 60 стран, Ирак даже обратился к мировому сообществу с просьбой о военной помощи в борьбе с этой проблемой. США так увлеклись помощью Ираку, что нанесли авиаудары по части «Исламского государства» на территории Сирии. Мир это воспринял неоднозначно, ведь Сирия не давала права на атаку своих территорий даже с целью защиты от террористов. Примечательно, что это осудила Россия, войска которой вторглись на территорию Украины, чтобы «защитить русскоязычное население от бандеровской хунты», которая, к слову, людей не убивала.
За это вторжение РФ также осудили, десятки стран мира ввели против нее санкции, но страдающие от дефицита продуктов россияне почему-то продолжают поддерживать Путина, на фоне экономического падения в стране, его рейтинг, а, соответственно, и рейтинг идеи «Новороссии», не снижается.
То же самое происходит и с популярностью «Исламского государства», его поддержка среди мусульман всего мира, несмотря на убийства и зверства, неумолимо растет, хотя это пока не вылилось в международное признание данного новообразования.
Причину этого явления объяснил писатель и публицист Абдель Бари Атуан в интервью ВВС.
«Это очень красиво звучит – «коалиция 60-ти стран против Исламского государства», с включением всех основных суннитских сил. Вот только согласны ли с этим суннитские народы? С тех пор, как началась интервенция против «Исламского государства», его поддержка подскочила на 30%. Раньше многие думали, что они — творение ЦРУ, но после налетов все увидели, что это не так», — сказал Атуан.
То же самое происходит и с Путиным и «Новороссией» – россияне, подсознательно, а, может и сознательно, до сих пор считающие своим основным врагом США, не слишком положительно воспринимали сотрудничество РФ с этой страной. Но украинский конфликт окончательно рассорил Путина и Обаму, который одним из первых ввел санкции против Кремля, а это, в свою очередь, подтолкнуло россиян полюбить Путина, как «врага моего врага», и «Новороссию», как катализатор конфликта.
Кроме того, люди в большинстве своем любят сочувствовать гонимым, считая, что гонения косвенно свидетельствуют о правильности действий, именно поэтому мировое невосприятие «Новороссии» и «Исламского государства» приводит к росту сочувствия к этим квазигосударствам.
Израильский и американский писатель и общественный деятель Михаэль Дорфман увидел в появлении «Исламского государства» угрозу распада мироустройства, сформировавшегося после Второй мировой войны.
«Мировой порядок, сложившийся в результате мировых войн ХХ столетия, больше никого не удовлетворяет. Трещат границы государств на Ближнем Востоке, в Африке и Центральной Азии, проведенные колонизаторами без учета интересов живущих там народов», — пишет Дорфман в своем блоге на «Релевант».
А украинский историк Станислав Кульчицкий заявил в комментарии «Обозревателю», что Россия также впервые за 70 лет после Второй мировой войны нарушила миропорядок, установленный ее победителями.
«1 января 1942 года была обнародовано воззвание Объединенных Наций (потом эта организация стала ООН). В этом воззвании со всех было взято торжественное обещание, что после войны, после победы над врагом не будут перекраивать границ, которые были, потому что после Первой мировой войны границы были перекроены, и через 20 лет началась новая война. Так вот, начиная с января 1942 года, ни одно территориальное изменение не было сделано на нашей планете без согласия сторон. С тех времен ничего такого не происходило аж до аннексии Крыма», — объяснил Кульчицкий.
Хотя историк имел в виду присоединение Крыма, но создание «Новороссии», если оно произойдет, будет уже вторым таким нарушением.
Таким образом, попытки третьих сторон, воспользовавшись революционными ситуациями в Украине и Сирии, перекроить карту мира, могут свидетельствовать о реальной угрозе третьей мировой войны (да еще и с религиозной примесью) из-за недовольства сложившимся миропорядком. И избежать этого можно только решительными действиями, а не политикой умиротворения, которая уже показала свою неэффективность в преддверии двух предыдущих воен. Пока мир отважился на решительные действия только против исламских террористов, очевидно, не понимая идентичности их действий действиям Путина и России.
Источник: obozrevatel.com