Снимок, согласно версии, озвученной Леонтьевым, был сделан с английского или американского спутника: на нем видно, как к большому самолету (условный малайзийский «Боинг») приближается маленький (условный истребитель) и выпускает ракету.
За следующие несколько часов после этого эфира в интернете появилось множество аргументированных сомнений в подлинности снимка.
Покопавшись на сервисе Google Maps, блогеры обнаружили снимок, сделанный еще 28 августа 2012 года: он во всех деталях, включая облако характерной формы, подозрительно напоминает снимок, показанный в эфире Первого канала.
Еще один момент, который нетрудно заметить, если внимательно рассматривать фото, — несовпадение самого кадра и увеличенного фрагмента с истребителем. Так, поле трапециевидной формы в правой части увеличенного квадрата делит пополам довольно широкая борозда — на основном снимке ее нет. Таким образом, можно предположить, что увеличенный фрагмент, показанный на Первом канале, — некий самостоятельный снимок, «склеенный» с большим.
Журналист Сергей Пархоменко нашел точно такую же картинку в зуме «Яндекс-карт». «Два поля слева скошены на две трети. На одном из них еще имеются две характерные полосы. А на трапециевидном поле справа — проселочная дорога и несколько вспаханных участков… Все идеально точно совпадает… Они абсолютно одинаковые, только одна черно-белая, а другая цветная. Знаете, что это за кадр? Это ЯНДЕКС-карты», — написал журналист в своем блоге.
Еще одно несоответствие — на фотографии «Боинга» 777, сделанной за два года до катастрофы (во Франкфурте), надпись «Malaysia» начинается с середины крыла. На снимке Первого канала она расположена гораздо ближе к передней части самолета.
Есть и другие нюансы. Например, отсутствие конденсационных следов (характерные белые полосы, которые оставляют за собой самолеты). Как обращает внимание в своем блоге фотограф Илья Варламов, истребитель на снимке очертаниями не очень напоминает МИГ-29 (как было озвучено): у самолета явно виден «хвост»,которого нет у МИГа, зато есть, например, у самолета СУ-27.
Еще одна деталь — время, указанное на снимке: 1:19:47 UTC. Гендиректор агентства «Безопасность полетов» Сергей Мельниченко в интервью газете «Московский комсомолец» объяснил, что на таких картах указывается всемирно скоординированное время — время по Гринвичу. То есть в этот момент над Украиной была ночь, «Боинг» же сбили предположительно через 12 часов.
Сама по себе история появления сенсационного снимка не менее загадочна. Как рассказал в программе «Однако» Михаил Леонтьев, этот кадр прислал в Российский союз инженеров некий благодетель по имени Джордж Билт. «Я выпускник MIT (Массачусетский технологический институт) и эксперт в авиации с профессиональным опытом более двадцати лет», — значится в письме, которое также показали по Первому каналу. При этом найти эксперта с двадцатилетним стажем в интернете пока никому не удалось — ни через сайт института, ни через различные ресурсы, касающиеся авиации. Почта, указанная в письме как адрес отправителя, не работает.
Да и Российский союз инженеров, на который Леонтьев ссылается как на некую авторитетную организацию, — на самом деле довольно непонятная структура. На главной странице сайта союза — собственный доклад о причинах катастрофы с малайзийским «Боингом», в котором некие инженеры единогласно пришли к выводу: сбить пассажирский лайнер мог только украинский самолет ракетой класса «воздух–воздух».
В своем ЖЖ Алексей Навальный обращает внимание на то, что вице-президент союза Иван Андриевский, которому адресовано письмо и который выступает как эксперт в сюжете Первого канала, — по образованию не инженер, а кандидат экономических наук. И, если верить его страничкам «Вконтакте» и в сети LinkedIn, он также является вице-президентом Российского клуба финансовых директоров и председателем совета директоров компании «2К Аудит — Деловые консультации/Morison International». Многие другие члены Российского союза инженеров всплывают в интернете прежде всего как бизнесмены и предприниматели, а не инженеры и технологи.
Кстати, сам загадочный снимок появился в интернете гораздо раньше, чем некто Джордж Билт прислал его в Союз инженеров. Еще 15 октября снимок фигурирует на форуме «Общественный контроль власти» в обсуждении, посвященном полной вине Киева и невиновности Москвы или сепаратистов в катастрофе. «Снимок, получен по рассылке от энтузиастов русского Викиликс, источник не называется», — говорится в подписи (орфография сохранена).
Алексей
ПОЛУХИН, редактор отдела экономики «Новой»:
«Михаил Леонтьев защищает монополию государства на информационное насилие»
Я, разумеется, не являюсь экспертом по сбитым «Боингам», а равно по работе с приложениями типа «Фотошоп». Но без обиняков могу назвать себя экспертом в области дезинформации и черного пиара, хотя бы потому, что защитил в МГУ (а прежде собственноручно написал — спросите хоть Сергея Пархоменко) диссертацию на эту щекотливую тему.
В этой истории меня интересует эволюция вранья и реакции на него. Возьмем три реперных точки. Первая: исчезнувшие часы патриарха Кирилла. Вторая — мальчик, распятый на Первом канале. Третья — «Боинг», сбитый в его же эфире украинским истребителем. Посмотрите, как выросли ставки: от предмета роскоши к одному вирутально погибшему ребенку и до сотен реально погибших детей и взрослых. Изменился и характер реакции системы на ошибку: от неловкого признания с оправданием к олимпийскому молчанию — и до истерической защиты собственной позиции.
Именуя тех, кто усомнился в объективности Первого канала, «скотами», Михаил Леонтьев хочет не просто выругаться в адрес неустановленных лиц, а защитить монопольное право государства на информационное насилие. Здесь, конечно, есть и мотив собственного превосходства: «скоты» и «быдло» — понятия одного синонимического ряда. Быдлу непозволительно критиковать действия Министерства правды. Нельзя ставить под сомнения его право представлять безусловным доказательством картинку из интернета и представлять в качестве экспертов всякого рода сферических чудаков. Это основы государственного устройства в медийном пространстве.
И не только в медийном, кстати. Вспомним «Анатомию протеста-2». Заявления представителей НТВ о том, что знаменитую видеозапись встречи Удальцова со товарищи и грузинских эмиссаров им принес «некий грузин», звучали не только в СМИ, но и в зале суда, были приняты как допустимые доказательства и легли в основу приговора. Это уже не информационная, а внутренняя политика государства: все, что показано в эфире лояльных телеканалов, является правдой по определению. А также — руководством к действию. Теперь даже Следственный комитет или ФСБ, если бы и захотели, не могли бы выдать альтернативную версию событий. Власть, которую получили пропагандисты в России, пожалуй, практически не имеет аналогов, а значит, трудно предположить масштаб последствий, к которым приведет этот социально-политический эксперимент.
http://www.novayagazeta.ru/