В короткой все понятно – законы финансов и экономики еще никто не смог отменить, даже Путин. Начав геополитическую авантюру галактического масштаба, Путин сделал Россию «токсичной» для международного капитала, что уже вызвало финансовый коллапс – но только самое его начало. Начинается процесс такого большого делеверджинга российской экономики, какого она не знала. Прямо сейчас западные банки начинают избавляться от российских долгов – не только торгуемых инструментов, типа облигаций, но и неторгуемых – синдицированных кредитов, и т.д. Иностранные банки, держащие долговые обязательства самой Роснефти, стремятся их продать, уже здесь и сейчас! Международный рынок капитала для всей российской экономики закрыт. Это при том, что совокупный долг российских компаний равняется трем четвертям триллиона долларов США.
Вся глубина финансового коллапса России еще никому неизвестна. Как я уже сказал, мы видели только лишь его самое начало.
За ним последует тотальный экономический коллапс.
А что будет потом? За ним? Социальная напряженность? Социальный взрыв? Отвал регионов? Сепаратизм? Гражданская война? Третья мировая война? Смена власти в России? Сечин? Иванов? Кудрин? Ходорковский? Никто не знает.
В России создалась уникальная ситуация по двум причинам.
Во-первых, первый раз в истории мира власть узурпирована КГБшниками, располагающими не только всеми механизмами подавления (ФСБ, армия и т.д.), но и ядерным оружием. Никто никогда в мире раньше не мог свалить диктатуру такого размера, да еще и с ядерным оружием.
Во-вторых, есть несоответствие неофеодализма с капитализмом. Путину в наследство достались капиталистическая политическая система, а также капиталистическая система хозяйствования. В самых их рудиментарных зачаточных формах, но все же. Посредством так называемой «вертикали власти» он, за последние 12 лет, уничтожил государственные институты России, которые были выстроены при Ельцине, и перевел Россию в неофеодалистическую политическую систему. После 2008 года вся экономика стала давать очень заметный сбой, потому что капиталистическая система хозяйствования не совместима с неофеодалистической политической системой.
Теперь должно произойти одно из двух, по логике вещей. Либо политическое устройство России должно вернуться к капиталистическому, чтобы соответствовать единственно работающей капиталистической системе хозяйствования, либо капиталистическая система хозяйствования должна тоже трансформироваться в полностью неофеодалистическую.
Здесь есть две проблемы. Во-первых, все идет ко второму сценарию, после второго «либо». Во-вторых, эта система в современном мире работать не сможет.
И тогда возникает вопрос – а что же будет в этом случае?
По законам круговой логики есть единственный ответ – я не знаю.
И никто не знает.
И ни один гражданин России не знает.
И ни один житель планеты не знает.
И ни один инвестор не знает – ни иностранный, ни российский.
Вот в какой тупик загнал нас всех Путин, со своей вертикалью, будь она неладна