АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Об опасности детских автокресел предупредил эксперт

2015011911032628375_preview-imageО несоответствиях в новых требованиях к детским автокреслам, которые согласно новому Закону РК «О дорожном движении» отныне необходимо устанавливать, если планируешь перевозить детей до 12 лет, ростом ниже 135 см и весом меньше 36 кг, рассказал корреспонденту Kazpravda.kz академик Международной академии наук по безопасности жизнедеятельности Пулат Сартаев.

«По детским автокреслам высказался уже даже самый ленивый. Спорить о необходимости данного нововведения, «неожиданно» возросшей цене на автокресла и их острой нехватке в магазинах мы не будем. Хотелось бы обратить внимание на трактовку некоторых норм вышеуказанного закона, которые у нас вызвали вопросы», – сообщил Пулат Сартаев.

В частности эксперт затронул пункт 37, раздел 4, статьи 54 который гласит, что водителю запрещается перевозить детей до 12 лет: на заднем сидении мотоцикла; при отсутствии специального детского удерживающего устройства или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных: конструкцией транспортного средства, а на переднем сидении механического транспортного средства – при отсутствии специального детского удерживающего устройства.

«Первый вопрос касается формулировки «на заднем сидении мотоцикла». Согласно данному определению, детей любого возраста можно возить в мотоциклетной коляске. Второй вопрос – в статье 1 авторы закона дают следующее определение автомобилю – механическое транспортное средство, предназначенное для движения по дорогам и перевозки по ним людей, грузов или оборудования, установленного на нем, или буксировки по дорогам транспортных средств, предназначенных для перевозки людей, грузов или оборудования, установленного на нем, в том числе включая троллейбусы. То есть, норма закона в нынешней редакции затрагивает многие категории транспортных средств: от легковых, до грузовых и даже троллейбусов и мототранспорт», – отметил Пулат Сартаев.

В то же время, согласно правилу ЕЭК ООН №14, нахождение точек крепления системы ISOFIX, благодаря которой обеспечивается безопасное крепление детских удерживающих устройств (официальное название автокресел) обязательно лишь в транспортных средствах, количество посадочных мест в которых, не считая водителя не превышает 8 (категория М1).

«Вопрос третий. Наличие креплений для системы ISOFIX в транспортных средствах категории М1 оговорено требованием Правила ЕЭК ООН №14. Испытания проводились с использованием детских автокресел. Формулировка «иные средства, позволяющие пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности» не дает четкого определения этим самым средствам и подразумевает использование чего угодно в автомобиле. Грубо говоря, можно хоть корпешки, хоть стопку книг подложить под ребенка, чтобы обеспечить «нужную» высоту для «надежной» фиксации ремнями безопасности», – проинформировал академик.

Пулат Сартаев подчеркнул, что имеющиеся на сегодня в продаже бустеры, адаптеры и другие средства, якобы обеспечивающие безопасность детей, использовать крайне не желательно, так как испытания для определения правильных точек крепления для этих устройств не проводились и достаточного количества данных для их эффективного использования пока нет. Поэтому ни одного из этих устройств, а также параметров по точкам крепления для них нет в техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», а значит, требования к их безопасности не подтверждены.

Однако, мало лишь иметь в автомобиле автокресло. Очень важно, чтобы его тип, коих насчитывается 4, соответствовал весу и росту перевозимого ребенка. Только в этом случае они смогут обеспечить максимальную безопасность.

«Еще один момент – норма существующей редакции Закона РК по специальным детским удерживающим устройствам или иным средствам, позволяющим пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, рассчитана на все автомобили, вне зависимости от их года выпуска. Однако, не секрет, что в нашей республике достаточно много автомобилей, в конструкции которых не предусмотрены крепления системы ISOFIX, так как выпускались они в то время, когда наличие системы ISOFIX еще не было обязательным условием», – уточнил Пулат Сартаев.

Согласно данным Ассоциации Казахстанского Автобизнеса (АКАБ), уже сейчас в Казахстане из 4 млн автомобилей, 2,3 млн находятся за чертой 20-летней эксплуатации. Через пять лет их станет уже почти 3 миллиона.

«Стоит предположить, что из благородных побуждений, а может ради выгоды (таксовать избирательно, отказывая клиентам с детьми порой достаточно накладно) собственник автомобиля потратится и приобретет детское удерживающее устройство. Но, крепить его не к чему. С теми же побуждениями обратится к хорошему знакомому сварщику, СТО-шнику, механику и т.д. Знакомый «умелец» за символическую плату установит необходимые крепления – «на глазок». И вот тут-то начинается самое интересное, а если быть точным – самое опасное для ваших детей», — пояснил эксперт.

Он объяснил, что данные крепления устанавливаются строго по требованиям Правил ЕЭК ООН, места креплений определяются специальным манекеном при проведении испытаний. В Казахстане такого манекена нет, и подобных испытаний никто не проводит. К тому же, универсального определения мест креплений для всех автомобилей не существует. В каждой модели это разные точки, в зависимости от высоты кузова, конструкции сидений, и др. Соответственно, устанавливая крепления ISOFIX в своих автомобилях, владелец транспортного средства неосознанно, но своими руками подвергает опасности здоровье и жизнь маленьких пассажиров. Передвигаясь в автомобиле на автокресле, закрепленном на «кустарные» крепления, ребенок может подвергаться даже большей опасности, чем, если бы он вовсе не был пристегнут.

«Так что, уважаемые родители – задумайтесь перед тем, как сажать ребенка в автокресло, закрепленное в самодельные крепления. Не подвергайте опасности своих детей!», – подытожил эксперт.

Автор: Шынар Оспанова