АЛТЫНОРДА
Обзор казахской прессы

Почему казахстанцы – непримиримый народ и как Минсельхоз отвернулся от аула (Обзор казпрессы)

okolo-65-mln-rubley-na-selskoe-hozyaystvo-poluchit-smolenshhinaЗаконы зачастую хороши на бумаге и бесполезны в жизни. На такую мысль наталкивают две статьи из газеты “Туркестан”. В одной автор Диас Бейсенбек недоумевает, почему казахстанцы не используют возможности закона «О медиации», а во второй Еркежан Жуматаева рассказывает о законопроекте Минсельхоза, который может оказаться бессмысленным, хотя люди его ждут.
Казахстанцы не желают примиряться?
«Закон «О медиации» президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал 28 января 2011 года, то есть он действует уже четыре года. Однако за этот период дела, завершившиеся примирением сторон, не превышают и 1 процента. О работе любого закона можно судить через 3-4 года после его вступления в законную силу. Вообще, закон «О медиации» по духу близок нашему народу. Нам хорошо известно, что древний суд биев как правовой институт играл особую роль в жизни казахского общества. А медиация – обновленный вид этого института. Однако нынешняя ситуация заставляет нас задуматься: неужели казахи предали забвению традиции своих предков?
Ежегодно более 1,5 млн человек обращаются с заявлениями в суды. По замыслу авторов закона, медиация должна была разгрузить суды, способствовать согласию в обществе, примирять стороны, сократить количество судебных исков… Если суды рассматривают дела месяцами, а иногда и годами, то при помощи медиаторов проблему можно решить в течение 30 (не более 60) дней. Стороны сами выбирают сроки и место переговоров…. В большинстве случаев медиаторы рассматривают бытовые, семейные, трудовые и финансовые споры, а также уголовные дела. Специалисты говорят, что
услуги медиаторов обходятся в несколько раз дешевле, чем судебные процессы.
А если учесть, что медиаторы 60 процентов дел ведут бесплатно, то для общественности это выгодно. В среднем услуги медиатора в месяц стоят 200-350 долларов США.
Медиация не дала ожидаемых результатов
Ясно, медиация – очень эффективный инструмент… Однако одно дело эффективность, другое – реализация. Итак, каковы результаты? Согласно сведениям Верховного суда, за первые 6 месяцев пилотного проекта медиации с участием судей, в гражданском судопроизводстве с применением судебной медиации завершено рассмотрение 2278 дел. Большинство этих дел приходится на долю судов Восточно-Казахстанской (21,6%), Южно-Казахстанской (16,6%) и Западно-Казахстанской областей (12,1%). Медиация в основном применяется в делах по взысканию долгов, коммунальных платежей и алиментов для несовершеннолетних подростков.
…Тем не менее, это не соответствует плану, утвержденному три года назад. При обсуждении законопроекта прокуроры говорили, что посредством медиации будет разрешено 30 процентов всех дел. Однако дела, завершенные примирением сторон, не составляют и одного процента всех заявлений и жалоб (0,71%).
Такими темпами, чтобы довести завершение дел мировым соглашением до 30 процентов, по меньшей мере, нужно 40-45 лет.
…Самое печальное, что сами граждане не заинтересованы становиться на путь примирения. Неприверженность общества принципам гуманизации приводит к дальнейшему обострению конфликтов».
Источник: газета «Туркестан»
Министерство, не желающее повернуться лицом к аулу
«Известно, что в Великой степи всегда занимались сельским хозяйством, в том числе скотоводством, которое является основным ремеслом казахов. Однако нынешнее состояние в сельскохозяйственном секторе оставляет желать лучшего. Вспоминают об ауле изредка, и не всегда добрым словом. Свидетельство тому недавняя презентация в Мажилисе законопроектов «О сельскохозяйственной кооперации» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по проблемам сельскохозяйственной кооперации». Замминистра сельского хозяйства Ермек Кошербаев был не в курсе подготовки презентуемых законопроектов, и не стал тянуть «кота за хвост», ограничившись 5-минутным выступлением… Это, естественно, возмутило депутатов:
— В презентуемых законопроектах нет ничего стоящего, законопроект не проработан, сырой.
…Вероятно, ни министр сельского хозяйства, ни его заместитель не ломали голову над подготовкой данного законопроекта… Вице-министр, презентуя законопроект, сказал:
— Главное направление законопроекта – устранение всех преград, мешающих развитию бизнеса в сельском хозяйстве, процессу кооперации фермеров, эффективному использованию земель… Кроме того, основное новшество законопроекта – соблюдение специального налогового порядка на виды услуг частных лиц по производству сельскохозяйственных товаров кооперативам и введение субсидирования затрат ревизионного союза на внутренний аудит кооператива.
Подавляющая часть кооперативов созданы на юге страны. Депутаты уже предупреждали о нецелесообразности налогообложения организации, которые малочисленны и еще не успели стать на ноги. Сельчане ждут много от этого законопроекта. Поэтому депутаты, желающие принять закон, который не только обеспечит сельчан работой, но и создаст крупные проекты, будет способствовать развитию сельского хозяйства, резюмировали:
— Прежде, чем разрабатывать законопроект, нужно было изучить, что нужно жителям села, чего они ждут от него.
Необходима пропаганда торговой марки «Сделано в Казахстане»
Наше государство, чей аграрный сектор мог быть в лидерах, до сих пор зависит от молочных продуктов и мяса, ввозимых извне. Более того,
мы так и не добились производства в большем количестве таких национальных напитков, как кумыс и шубат, которые называем «казахским брендом», их продавцы до сих пор ютятся в уголках разных стихийных и вещевых рынков.
…Возможно, в Минсельхозе не ладятся дела из-за коррупционых скандалов, которые в последнее время сотрясают ведомство. Масло в огонь подлило и обнародование результатов проверки Счетной комитета по исполнению республиканского бюджета – в феврале председатель СК Козы-Корпеш Джанбурчин заявил, что по результатам проверки в Минсельхозе выявлено финансовых нарушений на 79 млрд тенге. Самое несуразное, что при этом министерство неэффективно использовало 43,1 миллиарда тенге. Так, аграрные кредитные организации выдавали займы компаниям, не имеющим собственных крестьянских хозяйств.
Вспомним, 3 года назад в Комитете водных ресурсов случился скандал – бесследно исчезли 1,5 млрд тенге, выделенные на реализацию программы «Ауыз су». Однако ответа на вопрос, куда ушли деньги, так и не получили. Кстати, недавно глава ведомства Асылжан Мамытбеков подписал совместный меморандум о сотрудничестве с общенациональным движением по борьбе с коррупцией «Жаңару». Возможно, устал от коррупции в родном ведомстве, и желает искоренить ее. Кто знает?”
Источник: газета «Туркестан»

Перевод Кайрата Матрекова