АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

А. Есимов выступил на общественных слушаниях по вопросам строительства транспортных инфраструктурных объектов города Алматы

  Выступая на общественных слушаниях по вопросам строительства транспортных инфраструктурных объектов города Алматы в рамках разработки «Государственной программы развития инфраструктуры Республики Казахстан» с участием Министра транспорта и коммуникаций РК А. Жумагалиева, А. Есимов сказал:

«Развитие общественного транспорта для Алматы — это очень важный вопрос. Этот год мы объявили годом развития общественного транспорта. Пойти на это нас заставляет сама жизнь и ситуация в городе. Я думаю, что нам необходимы законы и подзаконные акты для того чтобы реализовывать меры по улучшению ситуации с общественным транспортом и увеличивать его удельный вес. В этом году количество троллейбусов в  Алматы возросло 2,5 раза. Мы обновляем свой трамвайный парк.

Когда я впервые объезжал все автобусные парки, они все у нас были частными. Но … не всё частное работает эффективно. Поэтому мы решили создать 1-ый муниципальный парк, который работает на газе. Для того, чтобы создать стандарты, у нас в муниципальном автобусном парке заработная плата составляет 150 тысяч тенге, водители два дня работают, два дня отдыхают, форма одежды, состояние автобусов. Это был сигнал для частников. Но поскольку этот сигнал доходит пока медленно, мы решили с ЕБРР осуществить вторую программу и закупить еще 200 автобусов. Кстати говоря, по первому кредиту возврат средств идет с опережением. И еще 200 автобусов мы приобретаем за счет местного бюджета. Таким образом, 600 автобусов из 1800, которые существуют в городе, создадут хорошую конкуренцию частникам. Сейчас мы проводим работу по улучшению внешнего вида автобусов, по культуре обслуживания. Мы создали первое управление пассажирского транспорта в структуре региональных местных властей, которое осуществляет контроль за всем этим контроль.

Нам бы хотелось поднять следующий вопрос. 14 марта, когда тут был премьер-министр, я уже этот вопрос поднимал.  Действительно, как и во всем мире (а Президент нам поставил такую задачу- изучить мировой опыт и внедрить в Алматы) если завозится в такой город, как Алматы, с такой сложной экологической ситуацией, экологический чистый вид транспорта, то почему бы его не сделать льготным? Мы этим самым стимулировали бы частников. Это первое.

Второе, мы провели совещание с министром нефти и газа где обсуждали цены на газификацию транспорта. Стоимость газа должна оставаться такой же, какая она есть на сегодняшний день, и росла, скажем, с учетом процесса инфляции. Было предложение, что цена газа для автолюбителей будет на 60% меньше, чем стоимость ГСМ.  В этом случае не только коммунальные автобусные парки, но частники были бы заинтересованы. Если эти нормативные акты на межведомственной комиссии с участием премьер-министра будут рассмотрены, то нам было бы гораздо легче продвигать проекты, учитывая, что 82% вредных выбросов, а в летнее время более 90% дает транспорт. Нам хотелось бы, чтобы в госпрограмме это тоже учитывалось.

По ЛРТ. Глава государства всё одобрил, и мы сейчас реализовываем этот проект. Ждем решения из Минэкономики и от вашего министерства, и вы обещали, что быстрее это рассмотрите. Однако может встать вопрос о стоимости электроэнергии. Нужно субсидировать, как это делается в развитых странах, стоимость электроэнергии, стоимость газа и тогда не надо будет никого упрашивать, частник сам на это пойдет.

Мы в этом году решили создать первый таксопарк муниципальный за счет местного бюджета. В настоящее время проводим соответствующие процедуры. 200 первых его такси появятся в Алматы. Здесь мы тоже хотим создать конкурентную среду. Таксовать в Алматы приезжают люди из разных регионов на своих машинах. В свое время мы предлагали лицензировать эти перевозки, но предложение не прошло, приняли уведомительный порядок. По разным оценкам в Алматы от 5-10 тысяч частных извозчиков. Никто точно не знает. За этот год не один не обратился и не пришёл с уведомлением. Эта норма не будет работать. Если мы хотим навести порядок в этом деле, то я попросил бы вас всё- таки вернуться к лицензированию.

Касательно метро, в этом году планируем закончить строительство еще 2 станций. Если введем в эксплуатацию эти станции, а в 2015-м году еще 3 станции, то мы выйдем на Калкаман. В этом районе города также будет построен автовокзал и паркинг для автомобилей на 5 тысяч мест. В результате это всё даст положительный эффект. Приезжим будем выгодно оставлять машину и добираться на общественном транспорте в город.

…Еще один очень важный вопрос, который я поднимаю, это работа инспекции транспортного контроля. Оно работает у нас примерно как ГАИ: взятки и так далее. Я могу вам все эти материалы предоставить. Я бы хотел попросить вас создать инспекцию транспортного контроля именно для города Алматы. Мы в свою очередь помогали бы осуществлять контроль. У нас в Алматы очень хорошо поставлен общественный контроль.

Что касается взаимоотношениям области и города. Мы работаем в тесном контакте, но иногда у нас не получается на разных уровнях найти понимание. Областной транспорт проходит через город и работает по своим правилам. Мы хотим, чтобы пенсионера, которому всё равно, чей транспорт его везет, обслуживали по единым правилам. Если бы был регламентирующий документ, что тогда бы эти споры сами по себе решились.

И последнее. Для Алматы выделено немало средств. Мы в свою очередь, сделали очень многое для развития транспортной инфраструктуры. Строим развязки, открыли Восточно-объездную дорогу.  Но мы теперь упираемся в проблему выезда из города. Мы с областью это обсуждали. Алматы — это центр общественности. Всем известно, что только прошли переговоры по Ирану. Неудобно же, неудобно! Если у нас не будет дорог, как будет экономика развиваться, как будет туризм развиваться? Я долго просил сделать дорогу на Капшагай. И, наконец, сегодня мы пришли к пониманию в этом вопросе.»