АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Айдос МУРАТ.Ворота в обе стороны

475f2ca19090bbd165fb7630cae4a197Уже в обозримом будущем страны Европы и Китай свяжет автомобильный «Шелковый путь», по которому китайские товары будут добираться до стран Центральной Азии, России и Европы в минимально короткие сроки. Партнеры по проекту потратили на строительство дороги более 3,4 миллиарда долларов.

Коридор «Западная Европа – Западный Китай» проходит из Азии в Европу. Сначала проект объединил российские и азиатские регионы. А после подписания в апреле 2009 года меморандума с китайскими партнерами, которое прошло в Пекине, будущая магистраль была продолжена вглубь китайской территории. В июне 2009 года к проекту официально присоединилась Еврокомиссия.

Напомним, что в прокладку автомагистрали направили свои инвестиции такие известные и уважаемые финансовые институты, как Международный банк реконструкции и развития (2,125 миллиарда долларов), Азиатский банк развития (700 миллионов долларов), Исламский банк развития (398 миллионов долларов) и Европейский банк реконструкции и развития (180 миллионов долларов). Проект также официально поддержали Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Организация экономического сотрудничества (ОЭС), Экономическая и социальная комиссия Организации Объединенных Наций для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО ООН), Международный союз автомобильного транспорта (МСАТ) и Международный транспортный Коридор Европа — Кавказ — Азия (ТРАСЕКА).

Длина автомобильного пути, соединяющего Европу и Китай, составит 8 445 километров. Из них 2 787 километров приходится на Республику Казахстан. Маршрут будет выглядеть следующим образом: Санкт-Петербург — Москва — Нижний Новгород — Казань — Оренбург — Актобе — Кызылорда — Шымкент — Тараз — Кордай — Алматы — Хоргос — Урумчи — Ланьчжоу — Чжэнчжоу — Ляньюньган. От Санкт-Петербурга на запад через Польшу, Германию, Францию далее в Испанию и вплоть до португальского побережья Атлантики. Таким образом, магистраль свяжет по суше побережья Тихого и Атлантического океанов.

image41440Ожидается, что большая часть грузов из европейской части земного шара в азиатскую и обратно, которая сейчас перевозится морем, будет перенаправлена на будущую автомагистраль. Объем этих грузоперевозок в финансовом отношении оценивается в 700 миллиардов долларов ежегодно. Сроки доставки, по сравнению с судоходными маршрутами, сократятся в 3,5 раза. Так, доставка товаров с Дальнего Востока морским путем занимает 45 суток, по железной дороге (Транссиб) — 15 дней, а по строящейся автодороге — всего 10 суток.

Стоит отметить, что строительство Евразийского трансконтинентального коридора «Шелковый путь», который соединит Западный Китай и Западную Европу — ключевая идея Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС).  Таким образом мощный инфраструктурный контур организации будет переформатирован. Во-первых, это даст дополнительный импульс для развития национальных экономик, для создания новых точек роста и дополнительных возможностей для граждан наших государств. Во-вторых, позволит реализовать колоссальный транзитный потенциал региона и, в частности, Казахстана.  Укрепить его роль в качестве связующего звена между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом. Здесь же открываются новые привлекательные перспективы для развития международных авиа- и железнодорожных перевозок.

Все флаги в гости

Одну из основных ролей в этом глобальном проекте будут играть такие объекты республиканского и международного значения, как «Международный центр приграничного сотрудничества «Хоргос», новый железнодорожный переход «Алтынколь» и СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота», появившиеся и возводимые на территории Панфиловского района Алматинской области. С каждым днем они привлекают все больше внимания Правительств Казахстана и Китая, общественности и деловых кругов иностранных государств, заинтересованных во взаимовыгодном партнерстве. 

На прошедшей неделе приграничный регион посетили министр иностранных дел РК Ерлан Идрисов и вице-президента АО «НК «КТЖ» Канат Алпысбаев. Вместе с ними прибыли представители деловых кругов из сорока государств, в также целая группа журналистов. Сопровождал гостей аким Алматинской области Амандык Баталов.

Визитеры ознакомились с представленными на макете объектами международного железнодорожного узла, имеющего стратегическое значение и высокий транзитный потенциал в перевозке импортных и экспортных грузов. Колоссальные возможности нового железнодорожного перехода подтверждаются тем, что еще два года назад станция «Алтынколь» перегрузила и отправила первый миллион тонн грузов, предназначенных для стран Центральной Азии и Европы.

Строительство объектов социальной и железнодорожной инфраструктуры станции «Алтынколь» проходит в четыре пусковых этапа становления и развития транзитного коридора через Казахстан в Европу и страны центральноазиатского региона. На всех этапах ожидаются расширение инфраструктуры и создание новых рабочих мест. Выход на полную рабочую мощность железнодорожного перехода по транзитному и местному грузообороту запланирован на 2018 год. Количество рабочих к этому времени должно превысить 2500, а суммарный объем грузов уже в 2020 году достигнет 20 миллионов тонн. В настоящее время на станции трудятся свыше 1200 сотрудников железнодорожных и смежных служб. Здесь расположены модернизированная контейнерная площадка, перегрузочное место тарно-упаковочных грузов, склады временного хранения, ричстакерная площадка, аппарель и другие объекты необходимой инфраструктуры.

Реализация проекта «Сухой порт» стоимостью в 74 миллиарда тенге идет полным ходом и завершится к декабрю 2015 года. В июле текущего года прибыл первый грузовой состав из Китая, направлявшийся в страны СНГ. Тогда же состоялось открытие первой очереди Сухого порта для производственно-коммерческих операций в Алматинской области. 

По словам Каната Алпысбаева, проект СЭЗ «Хоргос-Восточные ворота» является ключевым звеном государственной программы «Казахстан – Новый Шелковый путь» и Послания Президента «Нұрлы жол – Путь в будущее». Актуальность и значимость проекта обусловлена решением о вступлении Казахстана в ВТО. Это поспособствует резкому росту контейнерного грузопотока. В перспективе, Сухой порт СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота», оснащенный современными логистическими технологиями по стандартам крупнейшего портового оператора DP World, станет эффективным оператором для транспортировки экспортных и импортных товаров. 

Для представителей масс-медиа был организован экскурсионный тур по объектам СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота», Сухого порта. В этой связи стоит отметить интерес иностранных журналистов, которые подробно ознакомились с ходом строительства логистической и индустриальной зон, мощностью объектов контейнерного терминала, контейнерного двора, складов временного хранения, а также с техническим и IT-обеспечением.

После осмотра комплекса автоматизированной системы контроля движения транспорта, состоялись презентации проекта МЦПС «Хоргос» и развития поселка железнодорожников Нуркент. С презентационными докладами выступили президент АО «МЦПС «Хоргос» Асхат Хамитов и аким области Амандык Баталов.

Согласно приведенным данным, общая площадь стратегического проекта составляет 528 гектаров, 185 из которых занимает казахстанская часть, где будут размещены центр международного делового сотрудничества, культурно-выставочная, торгово-выставочная, гостиничная, спортивно-оздоровительная зоны, этнопарк, международный туристический центр и т.д. По словам Асхата Хамитова, МЦПС «Хоргос» представляет собой крупный инвестиционный проект, который воплощается в жизнь по поручению Главы государства Нурсултана Назарбаева. 

Зарубежные коллеги посетили инфраструктурные и инвестиционные объекты на казахстанской части, среди которых административное здание, Хоргосский отдел полиции, пожарное депо, котельную, СВХ ТОО «Senko Lancaster Silk Road Logistics». Затем отправились на «Специальный переход» и побывали на китайской части МЦПС «Хоргос», площадь которого составляет 343 гектара.

— Размах и грандиозность увиденного впечатляет, — высказал свое мнение журналист информационного агентства «Moldpress» (Молдова) Сергей Пунга. – Наличие такого потенциала у Казахстана – его огромное экономическое достояние. Важно все это использовать в правильном направлении. И тогда вас ожидают самые радужные перспективы