АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

[:ru]Айгерим Малеева. Потомки должны быть лучше предков. Или почему социальное равенство победит? [:]

[:ru]

В одном из своих недавних роликов известный психолог Евгения Стрелецкая затронула такую тему как развитие человечества.  Стрелецкая пришла к выводу, что цивилизация будет развиваться в сторону психического здоровья. А это означает, что в будущем будет меньше войн, горестей и страдания на нашей планете.  Общество будет более гуманным и сострадательным. А главное люди будут равны друг  другу.

Ее рассуждения хоть и выглядели достаточно утопично, но в них немало фактов и логики. Психическая организация человечества делится на 4 структуры. Это психотическая структура ( куда входят тяжёлые болезни и расстройства психики),  расстройства личности ( это социально-неадаптированные люди, чей характер расстроен с рождения), невротическая структура ( это основная масса населения. Неуверенные в себе люди, с подавленными эмоциями. Очень зависимые от мнения окружающих. Пытающиеся доказать что-то другу другу), и психически-здоровые ( люди, которых меньшинство). Но, которые гармоничны и  счастливы. 

Карл Юнг сравнивал психику психотиков с дикарями. Психотик действительно не способен контролировать многие свои импульсы. Психическое развитие психотика остановилось в районе 8 месяцев. Это младенец.  Это человек, который часто увлекается магией . Среди психотиков немало шаманов. Их представления о мире достаточно дикие, первобытные  и жутковатые. Согласно Стрелецкой первобытно-общинный строй  состоял полностью из психотиков. Это дикари, не контролирующие свои импульсы.

Все было основано на животных инстинктах, магическом мышлении, тотальном слиянии друг с другом. Далее в развитии человечества произошел скачок и стали преобладать люди с расстройствами личности. Это было общество, эксплуатирующее человека, в котором  люди жили в слиянии. Была эксплуатация рабов и много насилия.  Сейчас в нашем обществе преобладают невротики. Капитализм-это общество невротиков, которые постоянно соревнуются. Травматики пытаются преуспеть, чтобы что-то доказать друг другу. Невротики это продукт воспитания авторитарных семей, в которых от детей многое требовали.

Следующий переход будет к социально-справедливому обществу. Ибо, человечество движется в сторону психического здоровья. А терапия и психологи этому только способствуют. Стоит отметить, что и без психологов и терапии, человечество все равно улучшается.

Почему потомки должны быть лучше предков?  Так устроен мир, что по-другому нельзя. Маленькому ребенку важно идеализировать родителей и их установки. Так работает психика человека. Ребенок будет идеализировать любого родителя. Даже если тот  законченный алкоголик и бьет его каждый день.

Ребенок вырастает и на определенном этапе своего взросления видит несовершенство своих родителей.  Понимает, что мама и папа не самые умные. И все, что они говорят, может быть бредом. В этот момент в подростке просыпается ненависть к родителям. Эта ненависть совершенно логична и уместна. Она нужна для обесценивания родительских фигур и свержения их авторитетов.  Тогда подросток впервые начинает взрослеть.  Искать другие фигуры. Опираться больше на сверстников.  Протестует и бунтует. Лишь пройдя болезненный подростковый бунт, можно прийти к самостоятельности и независимости. Самостоятельность тоже имеет разные этапы.

Плохо когда взрослые люди живут с идеализацией родителей. Такие взрослые люди, не прошли через  обесценивание и разочарование в родителях. А значит, они не развились и не выросли. Они остались на том же уровне, что и их родители.

Это семьи, в которых взрослые дети живут с родителями. Семьи, где родители  вмешиваются в жизнь взрослых детей. Это взрослые женщины  и мужчины, которые зависят от мнения своих родителей.

Сепарация это здоровый процесс, происходящий естественным образом, если ему не мешать. Что может помешать сепарации? Чрезмерный контроль родителей, насилие над детьми, токсичное отношение, недостаток любви, поддержки, и понимания. Чем более авторитарен родитель, тем хуже будет происходить процесс сепарации.   К примеру, если подросток бунтует, бунт нужно принять и реагировать на него спокойно. Бунт-естественный процесс развития. 

А теперь спроецируем детско-родительские отношения на наше общество, государство . Советские люди были детьми во многом.  Поэтому, советский союз – это феодально-рабовладельческая система. Они тотально зависели от авторитета  родителей. Родитель это государство.  Государство вторгалась даже в личную жизнь человека. Родитель был жестоким тираном. Однако, идеализация такого родителя спасала от разочарования и помогала жить в иллюзиях.

Из серии»Чтобы не случилось, родитель как-нибудь обо мне позаботится». Ребенок тотально зависим. Он не может брать ответственность за свою жизнь в свои руки. Ему страшно нести такую ответственность. Каким бы родитель не был, ребенок будет считать его идеальным. Отсюда берутся травмированные советские старики, которые до сих пор идеализируют Сталина. Даже несмотря на то, что Сталин расстрелял их родителей.

Дальше произошел скачок. Советские люди( не все) выросли в подростков и выбрали жить иначе.

Мое  поколение это больше подростки, но  есть и взрослые. Подростки бунтуют. Они более независимы. Стремятся к индивидуализации. Но, в то же время озираются на родителей.  Они потеряны между авторитетом предков и глобализацией, которая предлагает им самые разные варианты развития. Мы застряли между авторитаризмом и демократией.

Что такое зрелая и взрослая личность? Взрослая и зрелая личность-это индивидуальность, которая способна быть стопроцентно самостоятельной. Она психологически свободна и уверена в себе. Глядя на опыт Финляндии, можно сказать, что там большинство людей пришли к той самой зрелости. Зрелости, которая приводит человека к душевному равновесию, независимости, самостоятельности. Зрелый человек способен нести ответственность за свою жизнь.

Зрелость естественным образом  наступает в тех семьях, где ребенка не подавляли, не били, не кричали на него.  Поддерживали его, находили общий язык. Но, умели и фрустрировать словом «нет» и «нельзя». Т.е авторитаризм уже нездоровая вещь, если рассматривать его с точки зрения психологии.

Капитализм так же нездоров. Ибо построен на принципе гонки и конкуренции.

Сейчас в Финляндии  из школьной программы убрали оценки. Ребенка мотивируют учиться безоценочно, чтобы его не травмировать конкуренцией. Для финнов важно вызвать в детях здоровое любопытство и неравнодушие к знаниям. К чему это привело? К тому, что Финляндия вышла на первое место по уровню и качеству образования, обогнав Южную Корею и Японию, которые ранее лидировали.

По сути, скандинавские страны это и есть пример здоровых обществ. Обществ, где люди преодолели рубеж детства (тотальной зависимости от авторитета родителя), подросткового  бунта( когда шатает из стороны в сторону. И эти шатания ужасают) и пришли к зрелости.  К  зрелости когда человек осознает себя как отдельную и самостоятельную личность. 

Если брать опыт Киргизии и Украины. То сейчас они находятся на рубеже подросткового бунта.  В любом случае, все страны СНГ будут стремиться к зрелости и обществу индивидуалистов. Потому, что так устроена природа человека. 

[:]