[:ru]
Казахстан намерен поддерживать семейный бизнес. С целью поддержки семейного предпринимательства, государство принимает различные меры и программы. Стоит отметить, что данная сфера в стране является распространенным явлением. А все из-за традиционной ментальности казахов, ориентированной на семейные ценности, и тесные родственные связи.
Как отмечает в своих исследованиях Ассоциация семейного бизнеса, в стране уже более 600 тысяч семейных фирм. Более 90 % предпринимателей, работающих с семьей, проживают в сельской местности. В городах их 80 %. В семейном предпринимательстве занято более полтора миллиона человек на сегодняшний день. Основная масса занята в малом и среднем бизнесе.
Семейные компании зачастую вызывают больше доверия у потребителя, нежели компании, построенные на партнерских отношениях. Считается, что член такой компании никогда не подведет своих родственников, и поэтому сделает все возможное, чтобы дело приносило прибыль.
Традиция семейного бизнеса широко распространена в Италии, в Японии. Японцы относятся к этому явлению очень строго. Закрытие семейной компании считается недопустимым явлением. Японец лучше совершит харакири, чем допустит подобный расклад событий. В Италии 85 % небольших и больших семейных компаний. В Японии их 90%.
Стоит подчеркнуть, что если обычные компании долгие годы работают на репутацию, пытаются выстроить доверительные отношения с клиентом, то семейным намного проще в этом плане. Лишь наличие родственников в компании дает ее представителям неплохие бонусы. Так работает психология общества в развитом мире. Хотя, конечно, это действует ли на первоначальном этапе. В любом случае, важно наличие качественной продукции или сервиса.
С истоков человечества бизнес был семейным. Отцы передавали свои знания детям, обучали их определённому мастерству, чтобы у детей была возможность выжить.
Семейные компании делятся на два типа. Первый тип компаний, где задействованы семьи и родственники, работающие на общее благо. Второй тип, где управление взято в руки одной семьи. Но сотрудники могут быть со стороны. По исследованиям, более крепкими оказываются компании, принадлежащие к первому типу. Потому, что работа на общее благо, и родственные связи заставляют человека относиться более ответственно к своему делу. Кроме того, семейные компании демонстрируют потрясающую живучесть в моменты кризиса.
К примеру, если гражданин хочет открыть интернет-магазин, и нанять людей со стороны, ему придется потратиться. А если он захочет взаимодействовать с семьей, то можно сэкономить. Кто-то из родственников может предоставить помещение. Кто-то посоветовать опытного IT специалиста. А кто-то помочь с транспортом. Тут главное правильно и равномерно разделить прибыль между собой. Чтобы обезопасить себя, можно заключить письменные юридические договора.
В Казахстане к семейному бизнесу больше философский подход. Это и мешает. Зачастую компания рассчитана лишь на одно поколение. В обществе все еще действуют стереотипы о том, что общее дело лучше не начинать с семьей. Мол, родственники начнут лениться, надеясь на поблажки. Жена будет запрашивать побольше выходных. И в целом, и в общем, чтобы не испортить семейные отношения, придется терпеть множество ментальных нюансов, которые могут навредить компании. Ведь проще уволить человека со стороны, нежели родственника.
Государство предлагает другой подход к ведению семейного бизнеса. С грамотным и юридическим оформлением партнёрских взаимоотношений. С четким распределением обязанностей. Без лишней «благотворительности».
К примеру, в стране работает проект «Династия», нацеленный на поддержку и развитие семейного предпринимательства.
Проект нацелен на то, чтобы показать, что бизнес и семья, совместимые понятия. Во всем мире эта практика работает, и приносит благо обществу. Семьи, вполне, могут прийти к большому успеху. Официальная статистика тому подтверждение. Семейный бизнес поддерживает экономики многих стран. Если взять США, то там 64 % вклада в ВВП, идет от семейных компаний. 80 % компаний на Западе и в Европе являются семейными.
Казахстан намерен двигаться в данном направлении. Нас отличает лишь то, что бизнес у нас слишком молодой. Не хватает опыта, ментальной подготовки, юридической грамотности. В Советском Союзе предпринимательская инициатива не поощрялось. Поэтому, Казахстану сложно переформатироваться в этом направлении.
Но, Проект «Династия» — это возможность взаимодействия с опытными экспертами, которые помогут семьям определить общую цель, и обговорить юридические аспекты ведения бизнеса. Так же это возможность получить гранты на развитие собственного семейного дела. Граждане, проживающие в регионах, могут получить поддержку в режиме онлайн.
Задачи Проекта “Династия”:
- Повышение финансовой образовательной культуры/грамотности населения РК
- Создание устойчивой финансовой платформы для казахстанских семей
- Развитие предпринимательских навыков у членов семей разных возрастных групп и географической принадлежности
- Создание эффективных партнерств в рамках проекта на базе ресурсов семьи
- Реализация пилотных и партнерских проектов в рамках одной семьи
Проект «Династия» нацелен на охват всех регионов страны. В нем задействован опыт многих европейских и азиатских бизнес- сообществ, у которых многолетние традиции ведения семейного предпринимательства. Проект уникален тем, что рассчитан на долгосрочный бизнес
Новости Казахстана. Алтынорда.
[:]