АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Роль Президента в современной истории Казахстана и мировой политике.

[:ru]

 

История любого народа олицетворяется через его выдающиеся исторические личности, которые в тот или иной исторический период стояли во главе данного государства и возглавляли этот народ.

В недавнем советском прошлом превалировал марксистско-ленинский подход: главной движущей силой общества являются люди, трудящиеся массы. Именно они формируют общество, классы. Народ создаёт историю и выдвигает из своей среды героев.

Любому обществу, чтобы осознать значимые цели в своем развитии необходимы лидеры способные раньше, глубже и полнее других предугадать ход общественно-исторического развития, понять цели, обозначить ориентиры и увлечь за собой своих единомышленников, свой народ.

Какими же критериями необходимо руководствоваться для того, чтобы определить роль личности в истории?

1) насколько значимые идеи для общества генерирует эта личность,

2) какими организаторскими способностями она обладает и насколько умеет мобилизовать массы на решение общенациональных проектов,

3) какого результата достигнет общество под руководством данного лидера.

Попытаемся дать ответы на эти вопросы, говоря о личности Первого Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева.

І. Независимый Казахстан во главе с его Президентом Н.А.Назарбаевым, начиная с 1991 года и по современное время, сумел успешно применить формулу — важности формирования и практической реализации эволюционного взгляда на развитие общества и государства. Елбасы всегда уделял самое высокое и серьезное внимание национальному вопросу или межнациональным отношениям в республике. Основными конституционными принципами государственной национальной политики в Республике Казахстан являются: — учет особенностей и основных тенденций в сфере межнациональных отношений, что играет важнейшую роль в реализации национальной политики; — равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям; — запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности; — сохранение исторически сложившейся целостности республики; — гарантия прав народов, проживающих на территории Казахстана в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Республики Казахстан; — содействие развитию национальных культур и языков народов Республики Казахстан; — своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов; — запрещение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды; — защита прав и интересов граждан Республики Казахстан за ее пределами, поддержка соотечественников, проживающих в зарубежных странах, в сохранении и развитии родного языка, культуры и национальных традиций, в укреплении их связей с исторической родиной в соответствии с нормами международного права. Все эти принципы в настоящее время воплощаются в жизнь. Базовыми принципами государственной национальной политики являются равные права для представителей всех национальных и конфессиональных групп и создание благоприятных условий для деятельности всех конфессий. Благодаря этому в Казахстане на протяжении уже 30 лет не произошло ни одного политического массового столкновения на этнической или религиозной почве. Можно без преувеличения сказать, что первые законодательные акты независимого Казахстана создали правовую базу, в основе которой лежит гражданская и политическая общность всех граждан, обеспечивающая равенство прав и свобод всех, независимо от этнической или религиозной принад­лежности. Опыт межэтнической политики, осуществляемой Казахстаном, получил высокие оценки со стороны мирового сообщества и вызвал интерес стран со схожим полиэтническим составом населе­ния. В международном сообществе Казахстан признан как страна, ведущая последовательную внут­реннюю политику, направленную на обеспечение толерантности, межконфессионального и межкультурного согласия представителей всех национальностей, проживающих в Казахстане и представляю­щих единый народ Казахстана — народ, который активно строит современное и конкурентоспособ­ное светское государство. Казахстан заинтересован в расширении и углублении так называемого диа­лога цивилизаций, всегда поддерживал и сам выражал готовность выступить с международными инициативами, направленными на сближение понимания между Востоком и Западом по ключевым проблемам современного мироустройства. В советское время нас учили, что через Великую Октябрьскую  социалистическую революцию 1917 года в СССР строилось общество социальной справедливости и однородности. На этом и базировалась марксистско-ленинская идеология и внешняя и внутренняя политика Советского государства. Через диктатуру пролетариата — к социальному равенству и однородности. Однако на практике все попытки перейти от противостояния буржуазии и пролетариата к социально-однородному обществу всегда заканчивались неудачей. В советском обществе всегда имелось противостояние — между теми, кто у власти, у распределения материальных и прочих благ, и теми, кто лишен этого. Положение человека в советском обществе зависело не от его конкретных способностей, трудолюбия, а от близости к системе власти в Советском государстве, что характерно для всех неразвитых обществ. Это постепенно привело к незаинтересованности людей в труде и к краху советского общества.  Согласно второму способу, через эволюционное развитие строится общество равных возможностей на базе частной и других видов собственности, политического и идейного плюрализма. Главное в строительстве такого общества — добиться, чтобы каждый имел равные возможности в достижении желаемого социального статуса. Сам же социальный статус тех или иных занятий находится в постоянном развитии. Если возникающие здесь противоречия не решаются, то в обществе возникает напряженность, которая должна сниматься разумными действиями, не доводящими дело до социальных конфликтов, тем более до революций.  Как показывает современная практика и современная мировая история, такая модель развития наиболее экономически эффективна и наиболее отражает общий интерес.  Сегодня к такой модели человеческого, государственного, общественного и исторического развития стремятся все страны в мире, включая и Республику Казахстан и другие страны СНГ.

Н. А. Назарбаев встал у руля нового государства планеты во время распада второй сверхдержавы мира – СССР и, если можно так выразиться, стал «главным архитектором и строителем» нового независимого государства – Республики Казахстан. Это новое независимое государство с самого своего начала существования  пошло своим собственным, казахстанским путем развития. Всего за каких-то четверть века бывшая советская республика, которая в СССР несправедливо числилась среди отстающих, превратилась в современную страну с национальной государственностью, эффективной рыночной экономикой, демократическим общественным устройством и высоким международным авторитетом.  Именно в годы 1 модернизации страны был осуществлен «тройной транзит» в экономической, социальной и общественно-политической сферах страны. Независимый Казахстан создал новую политическую систему, сформировал механизмы рыночной экономики, заложил фундамент правового государства, сберег этническое и религиозное согласие в обществе, добился признания в мире. Задачи, которые поставила перед казахстанцами первая стратегия 1992 года, были полностью выполнены. Вторая модернизация, которая началась в 3-й четверти 1990-х годов и завершилась в середине 2010 годов Казахстан вышел на траекторию устойчивого экономического роста, сформировал систему государственных институтов и средний класс, заметно улучшил качество жизни своих граждан, построил новую столицу, своей сбалансированной и ответственной внешней политикой укрепил свой международный авторитет, доказал свое право на региональное лидерство. В 2012 г. наша страна досрочно реализовала все поставленные задачи, которые были заложены в Стратегии «Казахстан – 2030». РК вошла в число 50-ти самых конкурентоспособных стран мира и в группу стран со средним уровнем развития. Именно в то же время была принята новая Стратегия «Казахстан – 2050», которая поставила задачу – войти в 30 самых передовых стран мира. С начала 2017 г. в Казахстане реализуется 3 модернизация. Для этого была проведена конституционная реформа, определены приоритеты для следующего этапа экономических преобразований и началась программа «Рухани жаңғыру» по модернизации общественного сознания. Президент своей работе «Эра независимости» подчеркивает, что «все 3 модернизации – это есть целостный процесс обновления и развития с единым содержанием и алгоритмом». Главным принципом данного процесса является принцип – «эволюция, а не революция» и второй принцип – «сначала — экономика, потом – политика».

ІІ. Вспомните последние годы СССР, когда в Москве столкнулись две личности – Горбачев и Ельцин – и в высших интересах Казахстана и многонационального народа Глава нашей республики сумел прагматично, а также мудро, дальновидно, тактично и этично вести правильные отношения между этими 2 самыми главными политиками СССР и РСФСР, чтобы не привести к негативным последствиям между СССР-Кремлем и Казахской ССР, а также между Белым домом-РСФСР и Казахской ССР.

  1. Такая политика нашего Лидера принесла свои созидательные и мирные плоды: когда в конце существования СССР и в 1990-ые на постсоветском пространстве шли межнациональные конфликты, в нашем общем казахстанском доме было мирно и спокойно, все какие-либо разногласия в т.ч. в межнациональной сфере решались спокойно, мирно, с учетом интересов ни одной нации, а всего многонационального народа Казахстана. А не секрет, что были «темные» деструктивные силы, не только мечтавшие, но и подливавшие масла огонь в отношения между СССР-Кремлем и Казахской ССР, а также между Белым домом-РСФСР и Казахской ССР, а также между казахами и русскими внутри Казахстана и по линии Казахстан и Россия.
  2. Сразу после Беловежской пущи, главы России, Украины и Белоруси заявили о т.н. «славянском союзе», на что наш Президент быстро, своевременно и прагматически точно предложил создать союз славянско-тюркских государств под эгидой СНГ и страшного разлома по линии славяне — азиаты не произошло. А ведь этот разлом мог пойти по югославскому сценарию. О трагических событиях в бывшей Югославии, наверное, нет надобности говорить.
  3. Н. А. Назарбаев, как все знают, всегда был сторонником единой рублевой зоны сразу после распада СССР, поскольку прекрасно понимал всю важность межреспубликанских производственно-экономических связей между предприятиями Казахстана и России. И лишь, когда сама Россия, по существу, вытолкнула Казахстан из рублевой зоны, в ноябре 1993 года была введена своя национальная валюта – тенге. Заметим, что как прагматик наш Лидер уже в течение 1992 и первой половины 1993 года вел работу, конечно в строгом секрете, правительственной комиссии по нацвалюте и неожиданное решение российских коллег не застало Казахстан и нашего Президента врасплох! Это говорит о высшем пилотаже прагматизма нашего Елбасы!
  4. В Стратегии-2050 Елбасы поставил важную задачу – полностью переформатировать лицо национальной экономики, сделать так, чтобы казахстанская экономика и жизнь самих казахстанцев полностью перестала зависеть от колебаний мировых цен на сырье.

Для этого была разработана программа форсированной индустриализации, начатая в 2010 году и зафиксировавшая лидерство Казахстана в пятилетнем индикативном планировании. Уже в 2011 году появились первые успехи в реализации этой      программы: в Казахстане было введено в эксплуатацию 152 предприятия, обеспечены постоянной работой 24 тысячи человек. Начался процесс активного восстановления и развития химической и легкой промышленности, совершен рывок в переработке сельхозпродукции. К 2014 году было реализовано почти 300 инвестиционных проектов общей стоимостью восемь триллионов тенге, создано 160 тысяч постоянных рабочих мест и более 200 тысяч – на период строительства.

Главным итогом І индустриальной пятилетки  стало начало серьезных структурных изменений в казахстанской экономике. С 2011 года хорошей традицией стали Дни индустриализации, на которых два раза в год – в июле и декабре – подводятся текущие итоги программы индустриального развития Казахстана, в формате общенационального телемоста презентуются проекты и отчеты регионов, запускаются новые производства.

Так на первом Дне индустриализации — 9 декабря 2011 года — в строй были введены завод по производству пассажирских вагонов «Тулпар-Тальго» в Астане, метрополитен в Алматы, завод катодной меди «Сары Казына» в Балхаше, завод медицинских изделий «Супер Фарм» в Жамбылской области, Семипалатинский кожмехкомбинат, мясоперерабатывающий комплекс «Байсерке Агро» в Алматинской области, текстильное производство «Шымкент-Кашемир», были запущены Мойнакская ГЭС на реке Чарын, железнодорожные линии Жетыген – Коргас и Узень – граница с Туркменистаном, в Жамбылской области представлен проект автомагистрали Западная Европа – Западный Китай.

Летом 4 июля 2012 года в новом медиацентре Астаны состоялся общенациональный телемост, в ходе которого были введены в эксплуатацию объекты Карты индустриализации. Состоялся запуск Национальной цифровой сети телерадиовещания и нового казахстанского телеканала «24.kz», ориентированного на отечественную новостную телепродукцию. За два с половиной года реализации программы форсированного индустриально-инновационного развития было введено в строй более 440 проектов общей стоимостью 1,8 триллиона тенге. «Однако не все предприятия были загружены в полной мере. Для некоторых главное было – красиво отчитаться: разрезать ленточку и забыть о заводе. Мое настойчивое требование заключалось в том, что акиматы должны содействовать реализации проектов не только на начальной стадии, а вплоть до их выхода на полную проектную мощность. Особое внимание, на мой взгляд, следовало уделять производству с высокой добавленной стоимостью и экспортному потенциалу. Учитывая глобальные перспективы технологического развития, уже в 2012 году необходимо было готовиться к следующей пятилетке», — такое замечание сделал Президент в своей фундаментальной работе «Эра независимости».

Глава государства путем программы форсированной индустриализации стремится осуществить переход казахстанской экономики на новую модель – ростановую модель роста, основанную не на сырьевых ресурсах, а на диверсифицированной экономике и развитом человеческом капитале. С 2015 года в Казахстане предпринимаются следующие меры как развитие конкуренции, приватизация госпредприятий, внедрение новой модели банкротства без остановки предприятий, решение вопросов проблемных активов банков, доступ к финансированию и так далее. Эти действия помогут резко активизировать инвестиционную активность и развить МСБ. Во 2-й пятилетке акцент ставиться на стимулировании производительности труда в обрабатывающем секторе, активной политике по продвижению экспорта обработанных товаров на соседние рынки, по поддержке инноваций. Это тоже проявление прагматизма!

  1. Последние несколько лет Казахстан значительно улучшил свои показатели по инвестиционному климату, привлек ряд транснациональных корпораций. Только 2015 году в Казахстан зашли несколько новых инвесторов. Например, финская Tikkurila построила завод лакокрасочных изделий в Алматинской области. Японская Toyota Tsusho инвестировала в выращивание зерна и овощей. Кроме того, несколько компаний реинвестируют полученную в свои действующие проекты. Можно отметить французский «Данон», который вложил в средства в увеличение производства новых видов молочной продукции до 11 000 тонн в год. Южнокорейская компания Lotte – в создание второго производства в Шымкенте. Турецкая BTM Group реинвестировала в производство новых видов продукции в стройиндустрии. Нужно заметить, что иностранные инвесторы приносят не только деньги, но и прогрессивные методы ведения бизнеса, новые технологии. Казахстан в 2016 году завершил работы на основных отрезках автокоридора Западная Европа – Западный Китай и полностью ее открыл. В текущем году также откроется движение между Шымкентом и Таразом; вводятся в эксплуатацию участки на трассах Астана – Темиртау, Алматы – Капшагай, на отрезке Центр – Восток, полностью завершится реконструкция участка Омск – Павлодар. В целом реконструкцией было охвачено 2,2 тысячи километров автомобильных дорог. В следующем году строительство будет вестись на 1,6 тысячи километрах. Как я уже сказал, планируется полное завершение проектов Западная Европа – Западный Китай (424 км), Бейнеу – Актау (230 км), участков Астана – Темиртау (149 км), Алматы – Капшагай – Талдыкорган (120 км) и Астана – Петропавловск (51 км). Развиваются три ключевые «гавани» страны: паромный комплекс в порту Курык, «сухой порт» на СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» и столичный аэропорт, где пропускная способность увеличится с 750 до 1 750 пассажиров в час. До 2019 года поэтапно откроются новые международные сообщения по направлениям Гонконг, Токио, Сингапур, Нью-Йорк. Это необходимо для становления Астаны в качестве финансового центра мирового уровня. Это тоже проявление прагматизма!
  2. Несмотря на схожесть российской и казахстанской сырьевых экономик, имеются существенные различия: если в России с 1990 по 2016 год добыча нефти выросла на 7,4%, а газа упала на 1,8%, то в Казахстане эти показатели увеличились соответственно в 3,1 и 3,2 раза (данные BP Statistical Review of World Energy 2017). От 2,4 до 15 раз за эти годы выросли добыча свинца, меди, золота и урана. При этом Казахстан обошелся без присущего России огосударствления производственных мощностей в сырьевой сфере. В результате около 65% добычи нефти и более половины производства урана обеспечивают частные компании, во многих из которых контроль принадлежит иностранным фирмам.

В отличие от России с ее приватизацией девяностых, Казахстан пошел скорее по китайскому пути, сохранив в государственной собственности крупнейшие предприятия и впоследствии передав их в управление суверенному инвестиционному фонду. После кризиса 2008–2009 годов этот фонд под названием «Самрук-Казына», по сути, превратился в управляющую компанию. Эта структура распродала непрофильные активы (с 2014 по 2017 год число организаций, контролируемых «Самрук-Казыной», сократилось с более чем 600 до 300), организовала единую публичную систему закупок для нужд госкомпаний, а также подготовила большинство из них к приватизации, запланированной на 2018–2021 годы. Казахстан в течение всех последних 10 лет ориентировался на создание в стране «очагов» западного типа управления и восприятие международнопризнанных практик менеджмента.

Российский финансовый эксперт Иноземцев считает, что Казахстаном «прорубается окно в мир», в некую экстерриториальную зону, в которой будет обеспечен приоритет международных коммерческих норм над казахстанскими, создана инфраструктура решения споров на основе британского права, появятся возможности для регистрации новых компаний и возникнет своеобразная точка входа иностранных инвесторов на казахстанский фондовый рынок. Сегодня такая экстерриториальная площадка практически создана. Для этого правительству Казахстана пришлось внести изменения в конституцию и принять около новых 50 законов и подзаконных актов, делающих МФЦА «казахстанским Гонконгом». Российский эксперт прямо пишет: «Думаю, что именно два фактора стали залогом успеха: с одной стороны, проявленная политическая воля, с другой — предоставленная менеджменту свобода действий. В результате сейчас мы видим, что пока в Москве делали громкие заявления, в Астане спокойно работали и добились результата».

До конца 2018 года на новой площадке, разместившейся на территории комплекса, построенного для проведения Экспо-2017, предполагается зарегистрировать около ста иностранных компаний. Им предложат поучаствовать в приватизации крупнейших казахстанских активов. Уже в этом году состоится IPO «Казахтелекома», а также будут утверждены «дорожные карты» приватизации «Казатомрома», «Казмунайгаза» и «ЭйрАстаны».

Доверие иностранных инвесторов должно быть обеспечено не только успешным продвижением Казахстана в рейтинге Всемирного банка по легкости ведения бизнеса, в котором страна поднялась с 82-го места в 2006 году на 36-е место в 2017-м. Дополнительным гарантом станет специально созданный коммерческий суд МФЦА во главе с лордом Гарри Вулфом (с 2000 по 2005 год — верховный судья Англии и Уэльса) и правовой консультативный совет, составленный из представителей самых известных глобальных юридических компаний, в том числе White & Case, Hogan Lovells, Baker McKenzie и других. Размещение акций казахстанских эмитентов будет проводиться специально созданной в рамках МФЦА Астанинской международной биржей (AIX), стратегическим партнером которой выступила Шанхайская фондовая биржа, а поставщиком технологических платформ — Nasdaq.

Иноземцев делает такой интересный вывод: «При этом Казахстан не ставит перед собой невыполнимой (как это показал пример России) задачи стать финансовым центром глобального масштаба. Создатели МФЦА не скрывают, что брали пример с Дубая, который позиционируется как региональный финансовый центр в Персидском заливе и на Ближнем Востоке и занимает 19-ю позицию в новом рейтинге финансовых центров мира (Global Financial Centres Index). Москва расположилась в этом рейтинге за 2018 год на 83-й строчке.

Казахстан сегодня во многом видит себя «мостом» между Китаем (прежде всего его быстрорастущими западными провинциями), Передней Азией и Европой. Республика намерена стать центром деловой активности для международных компаний, собирающихся развивать бизнес по всей постсоветской Центральной Азии с прицелом выхода на близлежащие рынки.

Участие в ЕАЭС дает стране существенные преимущества для сбыта производимой тут продукции на емкий рынок России. Новое соглашение о расширенном партнерстве и сотрудничестве с ЕС предлагает гарантии для европейских компаний. А строительство новых транспортных артерий из Китая на Кавказ через Достык и Актау предоставляет возможности использования потенциала пекинской стратегии «Один пояс, один путь». В такой ситуации Международный финансовый центр выглядит не прихотью властей, а естественным элементом в складывающейся в Казахстане современной экономической системе.

Очевидно, что Казахстан сегодня — это успешная, но региональная экономика, которая зависит не только от своей преимущественно сырьевой специализации (и, как следствие, от волатильности цен на сырье), но и от политики России как ведущего участника Евразийского экономического союза. Однако экономическая политика страны — от создания очагов развития информационного хозяйства и развития науки и образования до встраивания в глобальные транспортно-инфраструктурные цепочки и принятия международнопризнанных «правил игры» — говорит о том, что Астана воспринимает свое положение в окружении мощных соседей не как политическую угрозу, а как шанс на ускоренное экономическое развитие. Это тоже проявление прагматизма!

  1. Другим успешным прагматическим шагом нашего Лидера является отказ от ядерного оружия, который нисколько не снизил обороноспособность Казахстана, поскольку наша страна получила гарантии безопасности от ряда ядерных держав – США, России, Великобритании (декабрь 1994 года). Ядерные державы приняли, на себя обязательство уважать независимость и существующие границы РК, оказывать помощь в случае, если Казахстан станет жертвой акта агрессии или объектом угрозы агрессии с применением ядерного оружия. В феврале 1995 года китайское правительство выступило с заявлением о предоставлении Казахстану гарантий ядерной безопасности.
  2. Отличным результатом прагматичной политики молодого независимого, но уже полностью состоявшегося государства планеты — Республика Казахстан является работа в такой уважаемой и авторитетной международной организации как ООН в качестве непостоянного члена Совета Безопасности ООН за эти последние 2 года. Ведь 138 стран мира – членов ООН поддержали кандидатуру Казахстана на такое членство в СБ ООН.

Казахстан, будучи непостоянным членом ООН, выступил с инициативой по созданию и увеличению безъядерных  зон на нашей планете. Казахстану принадлежит инициатива о безъядерной Центральной Азии. Эту гуманитарно-пацифистскую инициативу поддержали все наши соседи по Центрально-Азиатского Региона. На сегодня ЦАР не имеет ядерного оружия. Также Казахстан в рамках ООН выступает за полное уничтожение ядерного оружия во всем мире. Это есть большой исторический вклад Казахстана в глобальную международную и ядерную безопасность во всем мире!

         ІІІ. Елбасы фактически в одиночку провел Казахстан через бури горбачевской перестройки и  

         распада СССР, через «лихие», как принято сейчас называть, 1990-ые годы, создав и дав

         достойную  жизнь новому независимому государству планеты – Республике Казахстан — новые

         законы, новые границы, новую рыночную экономику и самостоятельную внешнюю политику.

         Он является одним из самых опытных политиков СНГ и мира. Назарбаев не только опытен и

         искушен в политике, как внутренней, так и внешней. Известный украинский поэт, ныне

         покойный, Иван Драч сказал: «Если бы   у нас вместо всех президентов был один Назарбаев,

         Украина стала бы счастливой республикой».

        (http://gordonua.com/interview/tv_full/ivan-drach-zhena-sosyury-byla-agentom-kgb-pri-nem-tak-zhe-   kak-solnceva-pri-dovzhenko-no-tam-hot-byla-lyubov- 193283.html) Это об многом говорит.

    Деятельность нашего Президента полностью раскрыла его способность глубокого теоретического  

    обобщения внутренней и международной обстановки, общественной практики, достижений  

    науки и культуры в целом, умение сохранять простоту и ясность мысли в невероятно сложных

    условиях  действительности и исполнять свои намеченные планы, программы.

    Таким образом, мудрый государственный деятель Президент Казахстана Н.А.Назарбаев умеет

    зорко следить не только за общей линией развития как международных, так и внутренних

    событий, но и за многими частными «мелочами» — одновременно видеть и лес, и деревья. Он

    вовремя замечает все изменение в соотношении международных и внутренних сил, раньше

    других понимает какой путь необходимо было избрать для государственного развития страны и

    какую внешнюю и внутреннюю политику оптимально и выгодно проводить в интересах

    государства и народа суверенного  Казахстана.

Керимсал Жубатканов, кандидат исторических наук, доцент Казахско-Русского Международного Университета.

Новости Казахстана. Алтынорда

 

 

 

 

[:]